Программа лагеря круглосуточного пребывания детей Звездный город

Управление образования администрации Верещагинского муниципального района Пермского края
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных техников»













Проект профильного лагеря круглосуточного пребывания детей
«Звездный город»



Авторы
С.Ю. Деменева, методист
Н.В. Белослудцева,
педагог дополнительного образования










Верещагино 2015

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование программы
Профильный лагерь круглосуточного пребывания «Звездный город»

Основания для
разработки
программы
Настоящая Программа разработана в соответствии с:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ;
Федеральным законом от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Приказом Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
Программа разработана в целях создания необходимых условий для организации детского отдыха, развития личности ребенка в каникулярный период, укрепления здоровья детей.

Основные заказчики программы
Управление образования администрации Верещагинского муниципального района

Основные разработчики программы
Деменева С.Ю., методист
Белослудцева Н.В., педагог дополнительного образования


Направленность программы

техническая;
прикладная;
общелагерная;
краткосрочная.

Цель программы
Создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся, их творческой самореализации, укреплению здоровья и активному отдыху

Задачи программы
- научить основам проектной деятельности: формулировать проблему, осуществлять поиск и отбор актуальной информации, структурировать и хранить ее, разрабатывать план действий по решению проблемы, презентовать проект и оценивать результат его реализации, создавать и презентовать коллективный проект, совершенствовать знания и умения, полученные в детских объединениях в проектной деятельности;
- совершенствовать в практической деятельности знаний, умений и навыков в технических видах творчества (вождение мото-техники, правил дорожного движения, навыки применения ИКТ технологий) и реализовать их в проектах;
- развивать коммуникативные способности детей: умение работать в разновозрастной группе и осуществление сотрудничества, преодоление ими собственных психологических барьеров, воспитание толерантности, навыков конструктивного общения воспитанников;
- создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей.


Сроки реализации программы
с 06 июля по 17 июля 2015 года

Ожидаемые результаты
- сформированность умения ставить проблему, структурировать и хранить информацию, разрабатывать план действий по решению проблемы, презентовать проект и оценивать результат его реализации;
- укрепление физического здоровья детей;
- реализация умений и навыков, полученных в течение учебного года в проектной деятельности;
- сформированность навыков общения и сотрудничества в разновозрастном детском коллективе.







Пояснительная записка
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим значительное место в педагогической практике уделяется организации проектной деятельности. Сегодня обучение проектированию насущная потребность всех звеньев образования, в том числе и дополнительного образования.
В Концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации подчеркивается, что освоение детьми и подростками современных технологий, в том числе проектных, предусматривающих коммуникацию и кооперацию детей и взрослых, с использованием ресурсов и сервисов Интернет, обеспечивающих их личностное самоопределение, является одним из новых направлений дополнительного образования. А одной из перспективных форм развития дополнительного образования названо конструирование учебных командных проектов.
Участие в проектной деятельности даёт ребенку возможность действовать самостоятельно, реализовывать замысел и получать определенный результат. Проектная деятельность ориентирована на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо проблемы или задачи.
Для МАОУ ДОД «СЮТ» проектная деятельность является инновационной. В учреждении по итогам учебного года, к сожалению, активность участия в проектной деятельности низкая.
Обычному ребенку далеко не просто самостоятельно создать конкурентноспособный продукт – проект. Ему нужна помощь опытного педагога. Наши дети по своим способностям (целеустремленности, усидчивости, настойчивости, тревожности) очень разные. И лучше всех это понимает педагог-профессионал, который должен обеспечить педагогическое сопровождение проектной деятельности и педагогическую поддержку. В условиях летнего профильного лагеря «Звездный город» создать необходимые педагогические условия для обучения проектной деятельности детей нам помогут опытные педагоги учреждения и привлеченные к сотрудничеству специалисты других образовательных организаций.
Кроме этого, реализация данной программы профильной смены позволит решить задачу совершенствования полученных обучающимися навыков в технических видах творчества и применить эти знания при создании и реализации проектов:
- совершенствовать съемку анимации в технике перекладки, закрепить умение монтажа анимации и видео-зарисовок дня в редакторе клипов;
- отработать выполнение упражнений фигурного вождения мотоцикла по пересеченной местности и применение знаний правил дорожного движения.
Летний лагерь - это лучшее время для учебы, это как раз те условия, в которых происходит «обучение через развлечение». Профильный лагерь может дать больше знаний, чем целый учебный год, а заряд эмоций, эффект погружения и общение с себе подобными – бесценны.
Вместе с тем, содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, укрепление здоровья и формирование у детей здорового образа жизни.
Актуальность программы летнего профильного лагеря «Звездный город» заключается в том, что предоставляет детям возможность в интересной для них, занимательной игровой форме научиться постановке целей, анализу изученного материала и достижению результатов, получить мотивацию для дальнейшего развития своих способностей, при этом, весело и интересно провести время! Проект, в данном случае, позволяет поддерживать инициативу детей и их авторство в организации жизнедеятельности в лагере.

Принципы организации и содержания деятельности:
принцип гуманизации отношений, предполагает построение всех отношений на основе уважения и доверия, на стремлении привести ребенка к успеху через идею гуманного подхода к нему;
принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанн на развитие способностей, интересов и потребностей детей, чему помогут разработка проектов, занятия в классах Академии, участие в различных творческих и спортивных мероприятиях, способствующих самоутверждению личности и позволяющий проявить творчество и самостоятельность;
принцип творчества, который позволяет детям определить значимые досугово-развлекательные мероприятия; выбрать и распределить роли участников коллективных дел и деловых игр (организатор, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.); использовать различные формы участия в оздоровительных программах (зарядка, спортивные мероприятия, класс по самообороне и д.р.);
принцип социальной активности включает обучающихся в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных и досуговых мероприятий;
принцип взаимосвязи педагогического и детского коллективов предполагает формирование временных групп по подготовке и проведению различных мероприятий, создание служб по пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере, организацию творческих коллективов;
принцип комплексности обучения, оздоровления и воспитания регламентирует распределение времени на организацию обучающей, оздоровительной и воспитательной работы, учитывающей все группы поставленных задач, оценку эффективности пребывания детей в лагере.


Цель программы: Создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся, их творческой самореализации, укреплению здоровья и активному отдыху.

Задачи:
- научить основам проектной деятельности: формулировать проблему, осуществлять поиск и отбор актуальной информации, структурировать и хранить ее, разрабатывать план действий по решению проблемы, презентовать проект и оценивать результат его реализации, создавать и презентовать коллективный проект, совершенствовать знания и умения, полученные в детских объединениях в проектной деятельности;
- совершенствовать в практической деятельности знаний, умений и навыков в технических видах творчества (вождение мото-техники, правил дорожного движения, навыки применения ИКТ технологий) и реализовать их в проектах;
- развивать коммуникативные способности детей: умение работать в разновозрастной группе и осуществление сотрудничества, преодоление ими собственных психологических барьеров, воспитание толерантности, навыков конструктивного общения воспитанников;
- создать благоприятные условия для отдыха и оздоровления детей.
Программа профильного оздоровительного лагеря круглосуточного пребывания детей «Звездный город» ориентирована на обучающихся детских объединений МАОУ ДОД «СЮТ» в возрасте от 12 до 17 лет, занимающихся в детских объединениях технической направленности. Общее количество участников – 60 человек. Проект реализуется на базе пришкольного интерната МБОУ «Путинская СОШ», 06-18 июля 2015 года. По продолжительности программа – краткосрочная, рассчитана на 12 дней.
Весь учебный год педагогический коллектив и обучающиеся МАОУ ДОД «СЮТ» своими успехами и достижениями «зажигали звезды Победы». Эта идея настолько понравилась детям, что мы, педагоги, решили продолжить ее и зажигать звезды технического творчеств, как символ коллективного и личностного успеха в условиях летнего профильного лагеря «Звездный город».

Механизм реализации программы. На время проведения профильной смены лагерь становиться «Звездным городом». Открытие смены – прибытие звездного десанта в Звездный город. Оформление территории и общелагерных стендов соответствует идее сюжета и включает в себя: стенды «Звездный город», «Законы и традиции», «Олимп», «Сегодня в городе», «Новости из Академии», «Достижения отрядов», «Календарь звездных событий»; оформление указателей с названием улиц города и его структурных объектов.

Модель управления Звездным городом

Мэр Звездного города (начальник лагеря)

Советник Мэра (педагог организатор)

Администрация города
(детское амоуправление)
Совет Мудрейших
(педагогический коллектив)
Академия
(педагоги, осуществляющие образовательный процесс)

ЗВЕЗДНЫЙ ДЕСАНТ

Отряд 1
Отряд 2
Отряд 3


Все мероприятия поддерживают главную сюжетную линию – участие в фестив
·але «Все звезды».
Сюжет строится на основе административной структуры города, в который попадает Звездный десант. Три отряда десанта становятся жителями Города, в котором могут жить только люди, идущие вперед: добрые, творческие, изобретательные, целеустремленные, стремящиеся найти новое.
Директор фестиваля приглашают отряды Звездного десанта принять участие в фестивале «Все звезды». На протяжении всей смены отряды участвуют в работе Академии, разрабатывают творческие проекты. Каждая команда представляет на фестивале свой проект «Город мечты», идеи которого будут использованы при написании программы летнего профильного лагеря на следующий учебный год. По итогам фестиваля на Площади Звезд зажигаются звезды в честь тех, кто внес наибольший вклад в подготовку фестиваля и работу Академии.
Этапы развития игрового сюжета.

название этапа
сроки
основное содержание

первый
организационный
1-6 июля
Организационный сбор, прохождение медосмотра, формирование команд, заезд в лагерь.

второй
открытие лагеря
7 июля
Погружение в Игру. Выборы органов детского самоуправления. Отряды Звездного десанта празднуют новоселье, все жители города Звезд получают паспорта и приглашение принять участие в итоговом фестивале «Все звезды». Звездный десант дает Клятву жителей города ЗВЕЗД. Представление команд. Открытие Академии.

третий (основной)
Подготовка к кинофестивалю
8-16 июля
Жизнь в городе ЗВЕЗД. Обучение Академии. Фестиваль «Все звезды».

четвертый
выход из Игры
17 июля
Открытие Площади звезд (подведение итогов фестиваля). Звездный десант оставляет наказ следующей смене.



Методическое сопровождение летнего профильного лагеря включает:
индивидуальные и групповые консультации, совещания;
вечерние ежедневные планерки в период проведения лагеря;
работа над единой методической темой коллективный проект, методика организации и система контроля за получением планируемого результата.
Основными методами организации деятельности являются:
Метод проектов (организация учебной и досуговой деятельности).
Метод практического закрепления знаний и умений, навыков технической направленности (тренировки, упражнения, съемка, мотокросс, показательные выступления, защита проектных работ);
Метод игры – игровые технологии (игры подбираются в соответствии с сюжетом программы, возрастными особенностями и поставленной цели);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД) при подготовке к мероприятиям.

Формы деятельности в лагере:
коллективно-творческие дела;
игровые программы, игры, конкурсы, концерты;
индивидуальные и групповые беседы;
психологические тренинги;
командная (отрядная) работа;
работа в классах Академии;
“Вечерние зорьки” или “свечки”.


Содержание программы «Звездный город». Программа деятельности профильного оздоровительного лагеря круглосуточного пребывания детей «Звездный город» предусматривает следующие направления:
Проектная и практическая деятельность. Направление деятельности предполагает проведение учебных занятий в классах Академии:
- класс «Уроки проектирования» - учебные занятия, направленные на обучение: проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности;
самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- класс «Восхождение» - учебно-тренировочные занятия, направленные на закрепление на практике полученных знаний в течение учебного года в детских объединениях технической направленности;
- класс «Созвездие» - тренинги, игры, беседы, самопрезентации, направленные на развитие коммуникативных способностей детей;
Реализация содержания направления осуществляется в первой половине дня и один час во второй половине дня.
Культурно-досуговый блок направлен на развитие интеллектуальной, творческой и познавательной активности детей и подростков, участвующих в реализации программы, способствует расширению кругозора, организует культурное времяпровождение и досуг. Блок представлен следующими мероприятиями:
интеллектуально-познавательные;
концертно-развлекательные программы;
мероприятия, направленные на поддержку первого блока.
Реализация содержания направления осуществляется в соответствие с планом культурно-досуговых мероприятий «Календарь Звездного города».
Оздоровительный блок направлен на укрепление здоровья и формирование у детей здорового образа жизни. Включает в себя:
- проведение ежедневной зарядки, утренней пробежки;
- ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях (2 часа в день);
- участие детей и подростков в различных классах Академии – самооборона, аэробика и т.п.
План-график

п/п
Мероприятие
Ответственные
Сроки


I этап – организационно-подготовительный

1
Изучение нормативных документов, литературы, положительного опыта учреждений города и в СМИ
Педагог
апрель 2015 г

2
Написание программы лагеря
Группа разработчиков
май 2015 г.

3
Встречи с партнерами, для обсуждения реализации программы
Начальник лагеря
май 2015 г.

4
Подготовка методических материалов, материально-технической базы, оформление помещений
Начальник лагеря
педагоги,

Май, июль 2015 г

5
Набор детей, формирование отрядов
Начальник лагеря, педагоги
Май 2015 г.


II этап - основной

8
Открытие и проведение лагерной смены в соответствии с программой деятельности лагеря
Педагоги, начальник лагеря
06-17 июля 2015 г.


III этап - заключительный

9
Мониторинг реализации программы
Систематизация результатов практической работы
Обобщение и демонстрация опыта по реализации программы на муниципальном уровне
Педагоги, начальник лагеря
Июль – август 2014 г.


Ресурсное обеспечение программы

Финансовое обеспечение программы – областной, районный бюджет, родительские взносы.

Нормативно-правовое обеспечение программы
Программа разработана в соответствии с документами:
1. «Конвенция о правах ребенка» от 20.11 1989 г.
2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.
3. СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей» от 16.03.2003 г.
4. Закон Пермского края от 02 апреля 2010 № 605-ПК «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае».
5. Постановления Администрации Верещагинского муниципального района Пермского края от 21.04.2015 № 341 «Об организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков в 2015 году».

Кадровое обеспечение программы
Начальник лагеря, воспитатели, педагоги: педагоги дополнительного образования МАОУ ДОД «СЮТ» и привлеченные педагоги других образовательных учреждений; медицинский работник, психолог.

Методическое обеспечение и сопровождение программы
- нормативно-правовые документы;
- методические рекомендации по организации летнего отдыха, воспитательной и творческой работе;
- сборники сценариев мероприятий;
- подборка игр, коллективных творческих дел.

Материально-технические обеспечение программы:
Помещения для проживания детей и сотрудников лагеря; проведения занятий: кабинет по информатике, для занятий по ПДД, студии анимации и фото-видео обработки; столовая, спортзал, комната для отдыха, воспитательская, медицинский кабинет, изолятор, прачечная, туалеты (женский, мужской, для сотрудников, душевые (женский, мужской, для сотрудников), гараж для хранения мотоциклов;
Для проведения учебных занятий и мероприятий: колонки, ноутбук – 2 шт, компьютер – 2 шт, принтер, штативы для фотоаппаратов – 3 шт, фотоаппараты (2 шт), видеопроектор, экран, удлинители, канцелярские принадлежности, ксероксная бумага, гуашевые краски, кисточки; мотоциклы, каски, наколенники и налокотники – 3 шт; мел, ограничительная лента, ГСМ.
Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, настольные игры (шашки, шахматы и др.), ракетки для бадминтона, волчки и т.д.
Учебно-методическое обеспечение: методические рекомендации по организации летнего отдыха детей; литература по организации досуга детей, оказанию первой медицинской помощи, ЗОЖ; учебные фильмы и презентации; дидактический материал; демонстрационный материал.
Канцелярские принадлежности для подготовки стенгазет, элементов оформления т.д.
Тематическое оформление общелагерных стендов: ватман - 10 листов, бумага А4 – три пачки, дощечки с указанием названий улиц города и его структурных объектов, флажки, герб лагеря – круг из листа ДВП.
Призовой фонд: сувениры, грамоты, благодарности.


Ожидаемые результаты
- реализована программа профильного оздоровительного лагеря круглосуточного пребывания детей «Звездный город»;
- дети умеют ставить проблему, осуществлять поиск и отбор актуальной информации, структурировать и хранить ее, разрабатывать план действий по решению проблемы, презентовать проект и оценивать результат его реализации;
- сохранение и укрепление физического здоровья детей и приобретение ими практических навыков организации здорового образа жизни в ходе проведения спортивных игр и соревнований;
- реализованы умения и навыки, полученные в течение учебного года в практической деятельности по съемке анимации и фильма, фигурному вождению и вождению по пересеченной местности, популяризации безопасности дорожного движения средствами информационных технологий;
- сформированы навыки общения и сотрудничества в разновозрастном детском коллективе.
Формы контроля реализации программы:
- наблюдение;
- собеседование с детьми;
- проведение диагностики коммуникативных качеств, адаптации ребенка в детском коллективе;
- анкетирование детей и родителей;
- презентации проектов;
- оценка работы лагеря на сайте учреждения;
- анализ работы лагеря.


Список литературы
Бабалова О.В., Завьялова С.В., Левашова Е.В. Выявление и сопровождение одаренных детей в области художественной деятельности на примере детской студии мультипликации, 2010 г.
Герцен Н.Е. Создание условий для компьютерного творчества детей в рамках профильной смены по информатике летнего городского лагеря. 2013 г. (http://1september.ru/)
Проектно-исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал http://www.researcher.ru/servermap.html
Зайцева Т. Программа по информатике "Одаренные дети", 2012 г.
Муниципальная целевая программа «Одаренные дети» Верещагинского муниципального района на 2013 – 2017 гг.
Пичугина В.А. Программа проектной и исследовательской деятельности обучающихся "Я – исследователь", 2011 г.
Летний оздоровительный лагерь. Е.А. Гурбина. – Волгоград, 2005.











13 PAGE 141115



Утверждаю
Директор МАОУ ДОД «СЮТ»
________________ В.Е. Беляева
«____» _____________ 2015 г.



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 715