Урок лечебной физкультуры в «0»подготовительном пропедевтико — диагностическом классе по теме: «Упражнения для укрепления стопы»



Северский район
ГБОУ
школа-интернат пгт. Ильского








Урок лечебной физкультуры в «0»подготовительном
пропедевтико - диагностическом классе
по теме:
«Упражнения для укрепления стопы»















Учитель физкультуры
высшей квалификационной категории
Нескородева Людмила Владимировна







2016




Цели урока:
1. Обучение упражнениям для укрепления и развития стопы, предупреждение плоскостопия, улучшение подвижности суставов
2. Управление развитием физических способностей детей с проблемами в развитии, формирование правильной осанки.
3. Воспитание у детей доброты, чувства товарищества, умение вести себя в коллективе и проявлять привычки культурного человека.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: фишки, гимнастические палки, мячи, обручи, канат, змейки, ребристая доска, сухой бассейн , магнитофон, аудиозаписи.
Используется : технология коррекционно- развивающего обучения, игровая технология и др.



Ход урока:



№№
пп
Этапы урока

Прилож.
Действия учителя
Действия
учащихся

1
Вводная часть (2-3 мин.)




. Проверяет психологическую готовность группы к занятиям
. создаёт психологический настрой учащихся на урок,
. контролирует сохранение правильной осанки учащихся,
. осуществляет индивидуальный контроль при построении учащихся в одну шеренгу в связи с нарушениями у них ориентирования на плоскости.

. построение учащихся в классе в колонну по одному;
. переход учащихся в спортивный зал с сохранением правильной осанки.
. построение на исходное положение в спортивном зале в одну шеренгу по заданному ориентиру.


2

.
Подготовительная часть (8-10 мин)








2.1.Подготовительно- коррекционные упражне
ния к основной теме занятия:



Сообщает тему и цели урока.
Рассказывает о строении тела , о роли стопы в жизни человека.
Контролирует осмысленное восприятие темы учащимися.
Формирует умение навыки правильной осанки, выполняет коррекцию нарушений позвоночника.

Вербальное оценивает и поощряет ответы учащихся.


Контролирует все виды выполняемых упражнений, оказывает индивидуальную помощь учащимся.
Обеспечивает рациональный двигательный режим.

Акцент на попеременную
работу рук «вперёд-назад», дробное дыхание четыре вдоха- один выдох».
Следит за фиксацией прямой ноги.

Осмысливают услышанное, используют имеющийся жизненный опыт и знания при показе левой и правой стопы.
Осознанное выполнение заданных учащимися:

. основная стойка (правильное положение рук, ног , туловища)
. поворот направо по словесной инструкции учителя и ориентиру
. темповая ходьба- 2 мин.

Руки
согнуты в локтях,
быстрая ходьба : широкий шаг , перекат с пятки на носок, нога прямая в колене не сгибать.





2.2 Разновид
ности ходьбы с различными движениями рук -2 мин.:


Даёт устную инструкцию, показывает правильное выполнение упражнений.
Осуществляет индивидуально – дифференцированный подход к учащимся, вербально – контактное, телесное поощрение (поглаживание по головке, руке. прикосновение к спинке ребёнка и т.д.).
Выполнение по образу и устной
иструкции учителя:
- руки в стороны , вверх , вперед: с сжиманием и разжиманием кистей:
- вращение в плечах- руки к плечам , то же прямыми
- ходьба на носках, на пятках приставными шагами: руки в сторону, назад, за голову.



2.3.Разновид
ности бега - 3 мин.:


Формирует у детей представлений о значимости бега для укрепления стопы через игровые. имитационные упражнения.





Контролирует все виды выполняемых упражнений, оказывает коррекционную индивидуальную помощь учащимся.
Следит за правильностью дыхания.

- Медленный бег с опорой на показ учителя:
руки
согнуты в локтях , кисти расслаблены : дыхание : на 3 шага вдох, на 3 выдох
- подскоки -прыгать с ноги на ногу, руки расслабленны, тело максимально расслабленно.
- «Мышки» - семенящий расслабленный бег : руки опущены вниз и расслабленны «как у гуттаперчивой куклы» мелкие шажки. Выдох- активный; возможно через рот и нос ; вдох – глубокий , через – нос.
- «Слоны»- бег равномерный с ходьбой усиление на нижние конечности , руки вдоль туловища. На 4 –шага- вдох на 4- выдох .

. упражнения на восстановление дыхания
. перестроение в одну шеренгу по сигналу учителя и ориентиру.


2.4.Общеразвивающие упражн
ния


Использует метод повторного,
равномерного
и переменного
«зеркального» показа упражнений через игровые. имитационные упражнения.


Использование опыта учащихся досуговой игровой деятельности при выполнении упражнений:
1 и.п. – основная стойка. Поднять руки вверх ладонями внутрь («достать потолок») , посмотреть на кончики пальцев , вернуться в и.п. (2-3 раза)
2. «Дровосек». И.п. – руки подняты вверх , пальцы сплетены. Ноги врозь- вдох. Выполнять мах руками с наклоном вперед, руки провести между ног- выдох (4-6 раз).

3. И.п. – основная стойка. Отвести руки назад- вдох, вернуться в и.п. – выдох (3 раза).
4. «Кошка». И.п. – стоя на четвереньках. Сделать круглую спину (кошка сердится) , вернуться в и.п. Дыхание произвольное (4-6 раз0.
5. «Пружинка». И.п. – ноги на ширине плеч, ступни параллельны . руки , подняты вверх . Присесть , вытянув руки вперед (*пятки от пола не отрывать). Встать , поднять руки вверх – (6-10 раз).
6. И.п.- стоя , руки вытянуты вперед скрестно . Развести руки в стороны- вдох , вернуться в и.п.- выдох (2 раза).
7. И.п.- основная стойка , руки на поясе. Прыжком развести ноги в стороны , затем прыжком соединить их. Дыхание произвольное (15-20 раз).
8. Ходьба по комнате (30-60 с.) дыхание произвольное. Затем остановиться и 2 раза сделать глубокий вдох и выдох.
. переход на полосу препятствия

3
Основная часть:

№ При.лож.
Достижение оздоровительного эффекта, улучшение подвижности суставов ног.



3.1. преодоление полосы препятствий (2 повторе
ния):


Учитель развивает глазомер и пространственные представления, следит за согласованностью движений учащихся.
Даёт словесно – методические указания и на личном примере показывает упражнения.
Определяет объем и интенсивность нагрузки с учетом уровня физического состояния обучающихся.








Учитель раздаёт разноцветные мячи учащимся и даёт задание назвать цвет мяча и подойти к коврику, на котором расположен мяч такого же цвета.
Учитель вербально поощряет детей, правильно выполнивших задание.
Выполняют упражнения по подражанию и с помощью учителя:
Помогают друг другу в выполнении упражнений.

1.1 ходьба по ребристой доске;
1.2 ходьба «Медвежата» по гимнастическому канату с переходом на гимнастическую скамейку ;
1.3 ходьба с сохранением равновесия , на носках- руки в стороны, с переходом на наклонную гимнастическую скамейку;
1.4 ходьба на полной стопе , руки на пояс , по наклонной гимнастической скамейке с переходом на шведскую стенку;

1.5 лазание произвольным способом по шведской стенке;

1.6 переход к коврикам.
Дети выполняют задание учителя и строятся перед ковриками.



3.2. упражне
ния для укрепле
ния стопы на ковриках, в исходном положе
нии стоя, сидя, лежа .


Использует методику выполнения упражнений от простого к сложному.
Тренирует учащихся в правильном выполнении упражнений.
Учитель даёт задание вспомнить расположение правой и левой стопы, показать её внешнюю и внутреннюю стороны .
Осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход,
поощряет учащихся.
Выполняют задание с ориентиром на «сильных» детей. радуются за них , делают как он.
1) катание гимнастической палки в исходном положении стоя всей стопой правой и левой ногой
2) внешней стороной стопы
3) - руки на поясе. Поочередное поднимание коленей с отрывом пятки от пола.
- приседание с переводом выпрямленных рук вперед, возврат в исходное положение.
- руки воль туловища . Руки в стороны , правая нога в сторону. Возврат в исходное положение. Руки в стороны , левая нога в сторону. Возврат в исходное положение .









3.3.
упражне
ния в исходном положе
нии сидя и лежа.





№1.






№2.








№3.







№4.




№5.







№6.





№7.
Развивает и укрепляет мышцы стопы посредством игровых упражнений.
Следит за согласованностью движений.
Использует метод контрастного выполнения упражнений (сильное напряжение мышц с последующим их полным расслаблением.
Увеличивает нагрузку для более успешных детей.
Поддерживает стремление в правильном выполнении упражнений.

Телесно – контактное сопровождение.
Используют имеющийся жизненный опыт и знания, полученные на предыдущих уроках.
«Бабочка»И.п. поза прямого угла, согнув ноги в коленях, соединить стопы, колени развести. Руки на коленях ладонями вниз. Опускать разведенные колени до пола, надавливая на них руками вернуться в исходное положение.
«Ходьба»И.п. Поза прямого угла, ноги вместе , руки за спиной в упоре
а ) натянуть ступни на себя
б ) внешнюю часть стопы на пол , пятки ноги прямые.
В ) круговые движения по полу , сблизить носки друг с другом: пятки вместе.
«Лошадка» И.п. – встать на колени, не разводя их , раздвинуть стопы ног , сесть между ногами, , стопы натянуть на себя. Взять руками стопы ног со стороны подошвы. Приподнять руками стопы ног , вернуться в и.п. (6-8 раз)
«Гусеница» И.п. – сесть на пол , согнутые ноги вместе, пятки подтянуть к ягодицам . руки в упоре сзади. Ползающие движения стоп за счет пальцев вперед и обратно. (6-8 раз)
«Медвежонок» И.п. сесть на пол , ноги согнуть в коленях и слегка развести. Руки провести под внешние стороны согнутых ног. Захватить ладонями стопы с внешней стороны. Поочередно поднимать стопы руками. (6-8 раз)
«Лягушонок» : И.п. тоже , руки провести с внутренней стороны согнутых ног, захватить ладонями стопы с внутренней стороны. Поочередно поднимать стопы руками. (6-8 раз)
«Ножницы» И.п. - ноги выпрямлены , опора на полную ступню , руки сзади в упоре. Разводить в стороны и скрещивать прямые ноги. (6-8 раз)


3.4.
подвиж
ная игра с тонизирующей психофи
зической нагруз
кой: «Кто устойчивей».


Объясняет правила игры, оказывает благотворное влияние на формирование детской души, развивает умения ориентироваться в окружающей действительности.
Прослушивают и осознают инструкцию. Проявляют эмоционально – положительный отклик на содержательную сторону речи учителя.
Описывают содержание игры:
Двое детей присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие- сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры , а в игру включается другой, и снова играют на победителя.
Игровой период – 2-3 мин.


3.5.
самомас
саж – использование сухого бассейна :


Организует переход к месту расположения сухого бассейна, даёт дополнительные инструкции по выполнению самомассажа, подчёркивая его значимость.
Поддерживает стремление в самостоятельном выполнении самомассажа.
Используют самостоятельно на практике полученную инструкцию:
- «плавание на спине» - 30сек.
- «плавание брасом» – 30сек.
- «движение ног – кролем»- 30 сек.


4
Заключи
тельная часть (8 мин)





4.1 Мышеч
ная релакса
ция – звучит аудиоза
пись «Звуки природы – Загадоч
ный дождли
вый лес».


Формирует у детей чувство расслабления.
- Слова учителя : «Закройте глаза. Сожмите в кулак левую руку. Сожмите крепко- крепко и задержите дыхание. Почувствуйте напряжение мышц левой руки. А теперь выдохните и расслабьте руки. Пусть пальцы вашей руки расслабятся полностью. Почувствуйте разницу между напряжением и расслаблением.
Вы отдыхаете. Вы расслаблены.(2 раза). Заметьте чувство тяжести и тепла, которые следуют за расслаблением. Вы чувствуете как приятно тяжелеют ваши руки, когда вы расслабляетесь .
Переходим к мышцам лица. Поднимите брови как можно выше, чтобы на лбу появились глубокие морщины и расслабьте их, не открывая глаза. Глаза легко и уютно прикрыты.(2 раза)
Ваш лоб расслаблен. Напрягите мышцы рта, плотно сжимая губы и расслабьте их. Можете слегка приоткрыть рот.
Заметьте как расслабилось ваше лицо. : лоб , глаза, рот . приятное ощущение расслабленности и отдыха
Пусть это расслабление углубляется. Заметьте чувство тяжести и тепла, которые следует за расслаблением.
Теперь расслаблением мышц шеи. Упритесь , надавите головой в пол как можно сильнее, напрягите шею. Почувствуйте напряжение- и расслабьте мышцы шеи . положите голову снова поудобнее и заметьте чувство расслабления, которое еще углубилось.
Теперь без напряжения рук приподнимите плечи вверх . плечи напряжены. И расслабьтесь – опустите плечи.
Перенесем внимание на нижнюю часть тела. Напрягите как можно сильнее. Расслабьтесь и ощутите разницу между напряжением и расслаблением
Теперь напрягите мышцы верхней части ног. Слегка приподнимите пятки вверх и расслабьтесь. Продолжайте расслабляться еще глубже.
Вы чувствуете в ногах , когда они расслаблены. Тяжелы и расслаблены.
(2 раза)
После расслабления вы почувствуете себя отдохнувшим и бодрым .
Сейчас вы начнете пробуждаться, сделайте несколько глубоких вдохов. Перед тем как вы откроете глаза, разбудите ваше тело. Напрягите ноги и потянитесь так, как вы это делаете просыпаясь утром. Слегка повращайте головой и еще раз вдохните и откройте глаза. Вы чувствуете себя отдохнувшими и здоровыми, здоровыми и отдохнувшими.

Дети расположены в исходном положении – лежа на спине , руки вдоль туловища- на ковриках; выполняют упражнения в расслаблении по словесной инструкции учителя.
Чувствуют себя отдохнувшими и здоровыми, здоровыми и отдохнувшими, в позитивном настроении.


















Дети прислушиваются к своим ощущениям, познают своё тело, учатся описывать своё физическое состояние словами.














Самопознание учащимися своих телоощущений. Дети формируют концентрацию своего внимания (слухового, зрительного, тактильно
го), мышления при осознании
инструкций и приведении их в соответствие со своими движениями.


4.2.Подведение итогов занятия.

Итоговые вопросы к детям по теме урока:

1. Развитию какой части тела был посвящен наш урок ?


2. Показывает детям определенную зону тела . Назовите показанную часть тела

3.Оценивает деятельность учащихся на уроке, поощряет детей - вручает медали «Солнышки».

Построение на исходное положение в одну шеренгу по заданному ориентиру.
Ответы учащихся на поставленный вопрос самостоятельно и с помощью учителя .

Называют указанную часть тела и показывают собственную стопу.


Получение удовольствия- «оранжевого настроения» от урока и полученной награды.
Организованный
выход учащихся из спортзала в класс.














15