Описание опыта работы классного руководителя (материалы к конкурсу Самый классный классный)

МОУ Загоскинская средняя общеобразовательная
школа имени Зимина
Майнского района Ульяновской области


Материалы конкурса
«Самый классный классный»

Номинация
«Классный руководитель поддерживающего типа»

Конкурсант
Есина
Людмила
Васильевна

Начало начал.
Когда родился учитель, к его колыбели спустились три феи. «Ты будешь вечно юн, - сказала первая фея, -
потому что с тобой всегда будут дети». «Ты будешь красив душою, - промолвила вторая фея, -
потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному». «Ты будешь счастлив, так как твои руки будут согреты
теплом детских рук. – добавила третья фея. –
Ты их Руководитель»

Окончив 9 классов Игнатовской средней школы Майнского района, я поступила в Сенгилеевское педагогическое училище. После его окончания, в 2003 году, пришла работать в школу педагогом- организатором. Так осуществилась моя детская мечта – стать учителем. В 2004 поступила на заочное обучение филологического факультета Ульяновского педагогического университета . В настоящее время работаю учителем русского языка и литературы Загоскинской средней общеобразовательной школы имени Зимина Майнского района. Несмотря на то, что общий стаж работы в школе составляет 10 лет, в должности классного руководителя я проработала 5 лет, в настоящее время я классный руководитель 10 б класса.
Я пришла в этот класс в прошлом году. Это был большой 9 класс, 22 человека. В этом году в классный коллектив влились новые учащиеся, и в школе образовалось два десятых класса.




Диагностика.
Из двух десятых классов мне достался профильный класс, 14 учеников. Хорошая успеваемость, достаточно развитая мотивационная сфера, почти все ребята – активисты, постоянные участники школьных и муниципальных мероприятий разного характера – от спортивных и досуговых до интеллектуальных. Одним словом, все прекрасно. Так мне казалось сначала. На самом же деле в этой идиллии было много подводных камней.
Во-первых, образовался все-таки новый коллектив, несмотря на то, что большинство ребят знали друг друга. Во-вторых, в классе появилось двое «новеньких». В-третьих, ребята заметно повзрослели, появились новые интересы. Наконец, несмотря на то, что разделение на классы прошло по желанию ребят, некоторые из подростков «лишились» друзей, которые теперь учатся в другом классе. С руководителем параллельного класса мы ведем тесное сотрудничество, проводим вместе классные часы и встречи, чтобы не дать ребятам отдалиться друг от друга, чтобы и дальше они чувствовали себя вместе.
Диагностическая работа была направлена на изучение степени удовлетворенности коллективом, индивидуальных особенностей каждого учащегося
С классом был проведен тест «Какой у нас коллектив» (методика А.Н.Лутошкина), цель которой определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, совместный поиск путей для дальнейшего развития коллектива.
Большая часть учащихся (10 человек) выбрали для своего коллектива характеристику «Мерцающий маяк». 2 человека – «Мягкая глина», 2 человека – «Алый парус». Степень удовлетворенности коллективом в среднем составила 3 балла.
С помощью метода ранжирования были определены ценностные ориентиры учащихся. Большинство учащихся класса на первое место ставят семью, здоровье, образование, карьеру, Родину, общение, спорт, природу. На последнем месте - компьютер и, к сожалению, книга.
Для изучения готовности к активному самопознанию и объективному самосознанию в прошлом и в этом учебном году учащиеся заполнили анкету, отвечая на вопросы которой, необходимо было поразмыслить, какие качества в тебе за этот год «выросли», а какие стали проявляться в меньшей степени. В большинстве случаев ребята ставили ответ в графе +. В графе – оказывались качества : умственная работоспособность, сила воли, организованность, умение беречь время, умение планировать работу.
Важным направлением в работе классного руководителя является деятельность по профессиональной ориентации учащихся. С этой целью в классе была организована встреча со специалистом из центра занятости населения, который провел анкету-ориентацию «Твой выбор» . Ее результаты представлены в диаграмме.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
35% учеников еще не выбрали будущую профессию, 64% учеников не смогли назвать 5 профессий, которые наиболее востребованы на рынке труда в нашей области в настоящее время, какие будут востребованы через 5-7 лет. При этом среди 36% ответивших на этот пункт учащихся, имеют ошибочное мнение по этому вопросу.
Проведенная диагностика выявила некоторые проблемы как в коллективе в целом, так и в отношении отдельных учащихся.

Цели и задачи
Исходя из полученных в результате проведенной диагностики результатов, возрастных особенностей детей и накопленного опыта, были определены цели и задачи моей деятельности как классного руководителя.
Цель:
Наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.
Из данных целей вытекают задачи воспитания:
Помочь создать свою систему ценностей, этических ориентиров в поведении и жизни.
Формировать социально ответственное поведение, подготовить к участию в деятельности на пользу общества и усвоению политической и общественной ответственности гражданина.
Подготовить к осознанному выбору профессиональной направленности.
Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности в классном коллективе.
Изучение индивидуальных потребностей учащихся.
Помочь завоевать эмоциональную независимость от родителей и других взрослых
Помочь установить более зрелые отношения с ровесниками, приобрести знания, необходимые для дальнейшего моделирования собственной семьи.
Способствовать формированию сплоченности нового классного коллектива, созданию комфортного психологического климата.
Наш класс – это группа с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития, поэтому как классный руководитель я пытаюсь поддержать стремление старшеклассников к дальнейшему интеллектуальному развитию, используя при этом образовательные возможности школы, внешкольных учреждений района, и помочь в профессиональном самоопределении.
Используемые формы и методы.
За время работы классным руководителем я поняла, что переделывать ребенка не нужно, то, что заложено в каждом природой, невозможно переделать. Недопустимо увлекаться нотациями и нравоучениями. Воспитывает человека жизнь, педагог должен организовать эту жизнь, чтобы она была деятельной, вызывала отклик в сердцах ребят. Личность каждого ребенка – уникальна, и каждого надо воспринимать таким, какой он есть.
Не просто бывает чувствовать, что интересно ребятам сейчас, на данном этапе их развития, чем их можно увлечь, а на что они могут не откликнуться. Поэтому выбирая формы и методы организации жизни классного коллектива, мне приходилось действовать путем проб и ошибок, обращаться за помощью к старшим коллегам. Волей-неволей приходиться навязывать ребятам какие-то мероприятия , ведь есть план работы школы, отдел образования «спускает» на школы свои планы, так что каждому классному руководителю приходится подстраиваться, вносить изменения в свои программы. Но у каждого ребенка есть интерес к какой-то теме, а значит дети могут и сами решить, что им особенно хотелось бы организовать в своем классе, при этом не только решить, но и довести до ума, реализовать. При этом они получат не только массу положительных эмоций, но и возможность «поучить» учителя.
Для планирования работы в начале учебного годы мы организовали «вертушку». Основные направления работы в школе являются едиными («Я гражданин», «Школа успеха», «Интеллект», «Общение», «Досуг», «Здоровье», «Семья»), разнится только содержание. Разделившись на несколько групп, ребята выдумывали мероприятия в соответствии с представленными направлениями. Так у нас получился огромный список дел, все из которых реализовать в течение одного года просто невозможно. Начали выбирать самое интересное, нужное. Старалась расшевелить и «молчунов», любящих быть в стороне, при этом ответ «Мне все равно» не принимался. Так был составлен план наиболее интересных для класса мероприятий, которые должны быть проведены обязательно. В конце года каждый из ребят получит возможность высказать свое мнение о классных и личных достижениях, а также проанализировать возникшие трудности, недостатки в работе на заключительном классном часе в форме «Открытого микрофона».
В своей работе стараюсь применять активные формы работы с детьми. Это праздники, игры, викторины, походы и экскурсии. На классных часах стараюсь организовать дискуссии, живое обсуждение возникших проблем.
В классе очень хорошо получается работа в группах. Пользуюсь этим не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ребята сначала с моей помощью, а теперь уже самостоятельно распределяют себе «роли» - координатора, хранителя времени, генератора идей – так каждый участник группы оказывается «при деле».
Для реализации технологии и методики индивидуального воспитания использую такую форму классного часа, как ситуационный классный час. Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, то есть из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения.
Эта технология, описанная Н.П.Капустиным, позволяет, организовать такую совместную деятельность детей и классного руководителя, в ходе которой происходит актуализация накопившихся проблем, осмысление собственных неудач и ошибок, осознание ответственности за принимаемые решения, разрабатываются стратегии поведения на будущее.
Ребята учатся формулировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений, учатся управлять самим собой.
Ситуационный классный час конструирую с использованием следующих технологических компонентов:
Цель (классный руководитель сообщает тему и цель).
Информация (сообщает учитель или лидер класса).
«Я-позиция» (выявляется причина «Я-позиции», учащиеся по кругу отвечают на вопросы).
«Я-позиция» и общественно значимая норма (работа в группах).
Проведение дискуссии (группы и отдельные учащиеся высказывают свои мнения, точки зрения, позицию).
Рефлексия (дети отвечают по кругу).
Свободный выбор (советы классного руководителя учащимся).
Мотивация (заключается в поддержке вниманием, помощью, заботой тех учащихся, которые на классном часе приняли решение исправить что-то в своём поведении).
Мониторинг (наблюдение, отслеживание изменений в поведении детей).

В классе проходили такие классные часы «Листая школьный дневник», «Что значит владеть собой?», «Если твоя ложь несет благо»
Сходна с данной технологией технология рефлексивного классного часа, о которой я узнала совсем недавно, но уже попробовала ее со своим классом. Первый блин был, конечно, немного комом (тема звучала так: «Кому легче жить – культурному или некультурному человеку?»), но суть мне понравилась, ребята были заинтересованы, поэтому решено было продолжить работу в этом направлении. Дискуссия получается более острой, эмоциональной и заставляет всех принять участие, высказать свое мнение, а если и находится в классе человек, не желающий говорить вслух, про себя он обязательно задумывается: а что думаю я? как поступлю я? В день здоровья был организован по данной технологии классный час на тему: «Можно ли купить здоровье?». Ребята обсуждали вопросы: «кто счастливее – здоровый нищий или богатый король?», «можно ли сказать, что в современной жизни здоровье напрямую зависит от финансового благополучия человека?».
Так как я являюсь учителем литературы, то стараюсь организовать хотя бы 1-2 раза в год литературные гостиные. Как правило, это серьезные мероприятия, на которые приглашаются мои коллеги -учителя литературы, учащиеся из других классов. В этом году литературная гостиная была посвящена творчеству И.А.Гончарова. Окунуться на короткое время в атмосферу прошлого, побывать вместе с автором на знаменитом фрегате, вместе с героями романа «Обрыв» побывать в старом Симбирске, в Винновке – такие заочные экскурсии тоже интересны ребятам.
Очень важным звеном в работе классного руководителя 9 – 11 классов является деятельность по профессиональному самоопределению учеников. Сделать осознанно и правильно свой выбор, определиться с выбором необходимых для сдачи на ЕГЭ предметов – задача не из легких. Для ее решения мы с ребятами организуем экскурсии на предприятия и учреждения своего района (Узел связи, пожарная часть, на текстильное производство, конеферму и т.д.), встречаемся с представителями различных профессий: налоговым инспектором, врачом, военным и т.д. Такие классные часы как «Марафон профессий», «Путь к себе» помогают ребятам определиться с выбором. Не менее важным звеном является индивидуальная работа с каждым – доверительные беседы с учащимися и родителями, в ходе которых я лучше могу понять интересы и запросы семьи и при необходимости дать совет. Профессиональному самоопределению, повышению самооценки учащихся способствует и организованная шефская работа.

Шефская работа.
В нашей школе обучаются ребята из нескольких сел, причем такие ученики – это особенность не только старшей и средней школы, но и младшего звена. Ребята приезжают в школу очень рано – в начале восьмого, после уроков последний рейс школьного автобуса отправляется в 15.20., при этом 6 урок заканчивается в 13.40. Возникает вопрос занятости ребят в свободное время. Конечно, в школе есть группа продленного дня, система консультаций учителей, но не всегда этого бывает достаточно. Тогда нам с ребятами предложили помочь в организации свободного времени школьников. Предложение обсудили на классном собрании. Мнения были разными – одни ребята заинтересовались, другие были настроены скептически. Выявили возможные проблемы, главная из которых – время. Решили хотя бы 1-2 раза в неделю приходить к ребятам и проводить подвижные игры, разучить песни, может, научить чему-то ребят. Спланировали, с чем пойдем к ребятам на первой неделе. Малыши были рады тому, что к ним пришли старшеклассники, что они уделяют им время. Заинтересовались и мои ребята, в основном, конечно, девочки. Посыпались предложения. Теперь малыши с нетерпением ждут своих шефов, которые заглядывают к ним не только после уроков, но и на переменах. Есть, конечно, и те, кто понял, что работа педагога, воспитателя – это не его стезя, что это не так просто, как кажется на первый взгляд. Отрицательный результат – тоже результат. Одна девочка так сильно волновалась во время проведения первой игры с ребятами, что малыши сами начали подсказывать ей правила, которые она перепутала, и помогать. Стараюсь поддержать у ребят интерес к шефской работе, даю практические советы по методике организации игр и занятий с детьми. Кто знает, может, для кого-то именно этот первый шаг станет делом всей жизни.

Работа с портфолио
Почти все ребята класса – активные участники всевозможных мероприятий, олимпиад, конкурсов, конференций. Каждый силен в какой-то области – для кого-то это спорт, для кого- то учеба, для кого-то – творчество. Чтобы результаты ребят не растерялись, чтоб можно было проследить успехи каждого, мы ведем портфолио. К этой стороне своей работы отношусь достаточно серьезно. Почти каждый год в классе появляются новые ученики, и работа по оформлению их портфолио иногда начинается почти с нуля. Вообще портфолио старшеклассника - полезный инструмент, позволяющий ему учиться планировать и анализировать свою деятельность, критически оценивать результаты собственного труда, систематизировать приобретаемый опыт. Содержание портфолио следующее:
Титульный лист
Анкетные данные, автобиография
Копия аттестата об основном общем образовании
Ведомость итоговых годовых отметок за 5-9 классы
Сведения об экзаменах
Грамоты и дипломы за участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях различного уровня, сертификаты
Перечень творческих и исследовательских работ
Эссе «Мои жизненные планы»
Характеристика классного руководителя, отзывы об участии в общественной жизни, благодарности и рекомендации,
Характеристика классного руководителя, отзывы об участии в общественной жизни, благодарности и рекомендации.
Жестких требований к разделам портфолио нет, поэтому у некоторых ребят появились такие разделы как «Мои увлечения», «Я путешествую», «Мои друзья».
Сотрудничество с другими детскими организациями.
Органичное сочетание досуга с различными формами воспитательной деятельности решает проблему занятости подростков. Налажено сотрудничество с сельским домом культуры, учащиеся посещают сельскую и школьную библиотеки. Был опыт в организации мероприятия для младших школьников совместно со школьным библиотекарем. Ребята посещают спортивные секции по баскетболу и волейболу, занимаются настольным теннисом и шашками, мини-футболом, занимаются в других школьных кружках. Полуают дополнительное образование в школах искусств р.п.Игнатовка по классу хореографии (2 чел) и фортепиано (1 чел), р.п.Майны (филиал) по классу баяна (6 чел), в ИЗО-студии (4 чел).
Данная работа направлена на создание условий для самореализации и саморазвития ребенка, на организацию творческой, активной жизнедеятельности ребят.
Работа с родителями
Работа, направленная на развитие личности старшеклассника, становится действенной и эффективной в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. С самого начала своей педагогической практики считаю работу с родителями самым сложным, но очень важным и необходимым звеном. Изучение семьи позволяет классному руководителю ближе познакомиться с воспитанником, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. При общении с родителями, исходя из своего опыта, я определила для себя следующие правила:
-к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
- общение с родителями должно быть не во вред ребенку, а во благо: не жаловаться на детей, всегда найти, за что похвалить;
- изучение семей должно быть тактичным и объективным;
- вместе с родителями искренне радоваться успехам детей и огорчаться их неудачам.
Общение с родителями не сводится только к посещениям семей, встречам, родительским собраниям и всеобучам. Привлекаем родителей к подготовке и проведению различных совместных мероприятий, что позволяет ребятам в определенной степени презентовать свою семью и получить дополнительную информацию о семьях своих одноклассников. В этом учебном году ребята пригласили своих мам на праздник, посвященный дню матери «Поговори со мною, мама». Мама для каждого она – самая добрая, самая любимая, самая дорогая За чашечкой чая дети говорили им теплые слова благодарности за доброту и заботу. Ребята рассказали о самых памятных моментах из жизни семьи, узнали, на сколько хорошо каждый знает свою маму, вместе с мамами определили, какой должна быть идеальная женщина – мама, жена, хозяйка дома, хранительница семейного очага. Поговорили и о государственных наградах для матерей – звании «Мать героиня» и ордене «Материнская слава». Узнав о традициях проведения дня Матери в разных странах, решили в своих семьях создать свои традиции, связанные с этим праздником.
Как классный руководитель стремлюсь к тому, чтобы вызвать у родителей интерес к воспитанию детей, желание общаться с классным руководителем, посещать школу, пытаюсь помочь родителям усвоить одно важное, продиктованное жизнью, правило: «Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей»
Ожидаемые результаты
Планируя и организуя воспитательный процесс с классом, стараюсь добиться определённых результатов.
Стремлюсь к тому, чтобы как можно ближе узнать каждого ребенка, чтобы с каждым из ребят сложились доверительные отношения. Этого удалось достичь в достаточной степени, т.к. ребята приходят за советом, поговорить после уроков, обращаются за помощью. Это я считаю самым важным показателем успешности своей работы.
Требует дальнейших усилий работа по сплочению коллектива, еще не совсем уверенно чувствуют себя вновь прибывшие ребята (не со всеми одноклассниками сложились теплые, дружеские отношения), есть ребята, ставящие свои личные интересы выше коллективных.
Пять учеников класса еще не определились с выбором профессии, а следовательно, выбор профильных предметов сделали не осознанно, а только потому, что надо что-то сдавать в сессию. Некоторые ребята еще сомневаются в своем выборе. Работая с родителями, индивидуально с каждым из детей, проводя мероприятия по профессиональной ориентации школьников, встречи, поездки в дни открытых дверей в учебные заведения области и т.д., необходимо добиться, чтобы к концу учебного года, в крайнем случае, к началу следующего, каждый из ребят сделал осознанный выбор, определился с учебным заведением, в котором он будет продолжать учебу после школы, начал серьезную подготовку к сдаче ЕГЭ по профильным предметам.
Будущий выпускник должен обладать определенной системой жизненных ценностей, необходимых для правильного нравственного выбора, иметь собственное мнение по какой-либо проблеме, не зависящее от мнения окружающих. Важным является в жизни умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. Думаю, в результате проводимых дискуссий, круглых столов на разные темы ребята приобретут указанные умения.
В результате проводимых в классе мероприятий, разнообразных по форме, тематике и направленности, каждый учащийся имеет возможность проявить себя, показать свои способности. О каждом учащемся класса мы можем сказать, что у него может получиться лучше, что хуже, на что он способен.
Мои ученики – постоянные организаторы и участники не только классных, но и общешкольных мероприятий. В этом году с помощью десятиклассников подготовлены и проведены такие мероприятия : День знаний, День добра и уважения, День учителя, Осенний бал, День Матери, Новый год, урок мужества, посвященный юбилею победы в Сталинградской битве, 8 марта.
Ребята защищают честь школы на районных мероприятиях. А. Павел – капитан команды КВН, занявшей в этом году 2 место в муниципальном туре игр КВН. Получив приз зрительских симпатий, он вошел в сборную команды, представлявшей наш район в областном соревновании. М. Юля – «Ученица года – 2013г» нашей школы, в муниципальном этапе конкурса была отмечена в номинации «Интеллектуал». Р. Петр, С. Максим, Р. Анна, К. Линара – наши спортсмены, не раз защищавшие честь школы в различных соревнованиях, завоевавшие множество наград. Ф. Елена, М. Дарья, А. Павел, М. Юлия – участники школьных и муниципальных олимпиад по различным предметам. Ребята ежегодно участвуют в конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП», в других творческих конкурсах, проводят исследования к научно-практической конференции «Старт в науку», занимают призовые места. У каждого есть интересы в какой-либо области наук, способности к разным видам искусства, что обязательно способствует самореализации, самораскрытию ребят.
Самое главное в моей работе – доверие и любовь моих подопечных, их желание вместе с классом активно творить, развиваться, совершенствоваться.



Литература
Административное управление воспитательным процессом/ сост. Н.П.Кузнецова, Е.В. Мейснер. – Волгоград, 2006
Активные формы профориентационной работы в школе/ сост. М.А.Большакова. – Ульяновск, 2004
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы- патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 – 11 классы. – М., 2006
Ключ к успеху./сост Кузьмин С.С., Кондратьева Т.А. и др. – Ульяновск, 2003
Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: практическое пособие/ Под.ред.И.П.Ильенко. – М., 2005
Борсякова С.И., Жиренко О.Е. Классный час «Сценарии на основе современных технологий», М.,2007 г.
Дереклеева Н.И., «Новые родительские собрания» 10-11 классы, М., «Вако»,2006 г
Кулинич Г.Г., «Классные часы» (10-11 классы),
Лутошкин А.Н., «Как вести за собой», М. «Просвещение»,1981г.
Классный руководитель. Научно-методический журнал – 2000, №4, №1
Классный руководитель. Научно-методический журнал – 2003, №3. №4
Педагогическая поддержка. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2001