Урок — мастерская по русскому языку на тему Раз — словечко, два — словечко… (3 класс)


Мастерская «Раз – словечко, два – словечко»
русский язык, 3класс
Цель: создавать ситуации, при которых ученики сами должны ответить на все возникшие вопросы; расширять словарный запас детей; развитие творческих способностей детей, устной и письменной речи.
Организационный момент: объяснение задач предстоящего урока.
МАСТЕРСКАЯ МАСТЕРИТЬ МАСТЕР МАСТЕРСТВО (объяснить смысл слов)
На доске написаны слова (произвольный набор слов): солнце, зима, небо, снег, деревья, холод, лето, сосульки, песня, воробьишки, лужи, капель, весна, жаворонки, вороны, апрель, лёд, зелень, журчат, щепочки, речка, чудесный, блеск, кувшинчик, журавли, весенний, капает, жуткий.
Задания: 1). Мысленно разделить лист на 2 части. В левой нарисовать солнышко в углу. В столбик под рисунком выписать слова близкие состоянию вашей души -(«горячие» слова).
В правой стороне нарисуйте снежный холм и выпишите с доски остальные слова.
(Ученики обдумывают слово, запоминают его написание. Рождаются ассоциации, включается в работу подсознание).
2). Обмен листочками с соседом. Допишите соседу свои слова, близкие по состоянию твоей души.
3). Проверка выполнения.
4). Учитель читает стихи известных авторов и тексты о весне. Дети выписывают слова, которые понравились (по 2 – 3 слова).
- Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу. ( 2 слова) Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
- Галдят грачи на дереве.
Гремят грузовики.
Весне, весна на улице,
Весенние деньки. (2 слова) А. Барто «Верёвочка»
- И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли. (2 слова) А. Толстой «Вот уж снег последний…»
- Полны веселья шумного бульвары и сады.
Сколько хочешь радуйся, скачи на все лады. А.Барто «Верёвочка»
- С крыш свисают ледяные сосульки, блестя струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть… (3 – 4слова) В.Бианки «Март»
- На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий. В.Жуковский «Жаворонок».
- Лёд идёт, лёд идёт! Синий лёд, зелёный лёд,
Вереницей длинной. Серый, желтоватый,
Третьи сутки напролёт К верной гибели идёт -
Проплывают льдины. Нет ему возврата! (3слова)
С. Маршак «Ледоход»
- Черёмуха душистая Черёмуха душистая
С весною расцвела. Развесившись стоит.
И кудри золотистые, А зелень золотистая
Что кудри завила. На солнышке горит. (3 – 4 слова)
С.Есенин «Черёмуха»
- Снег теперь уже не тот – Облака бегут быстрей,
Потемнел он в поле. Небо стало выше.
На озёрах треснул лёд, Зачирикал воробей
Будто раскололи. Веселей на крыше. (2 – 3слова)
С. Маршак «12 месяцев»
Проверка выполненной работы.
Вывод: Что такое творчество? (высказывания детей).
« Состояние творчества – состояние наваждения, сновидения» М. Цветаева
Наваждение -
Прочитать значение этого слова по толковому словарю Д. Ожегова.
- Учитель: Послушайте, как о процессе творчества сказал А.С.Пушкин.
«… Гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит, - то яркий свет он льёт,
То тлеет медленно, а я над ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю…
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем,
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы, давние, плоды мечты моей…
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
КАМЕЛЁК – небольшой камин или очаг для обогревания.
Беседа о прочитанном, объяснение некоторых выражений.
Творческая работа. На доске – неоконченные фразы:
- Весна пришла, но зима ей не хочет уступать…
- Весна. Птицы торопятся на родину…
- Я с нетерпением жду прихода весны…
- На улице совсем весна…
(Каждый ученик выбирает себе понравившуюся фразу. Самое трудное – начало – оно есть. Есть первая фраза. Отталкиваясь от неё, надо написать небольшое сочинение (рассказ). Быстро глазами пробежать весь набор слов, который вам подскажет, о чём писать: мысль рождается в слове.)
- Перед записью рассказа провести аутотренинг: Я спокоен. Я совершенно спокоен. Мои мысли настроены на творчество. Передо мной слова, они складываются в словосочетания, словосочетания – в предложения. Из предложений рождается текст. Я беру ручку, смотрю на слова и начинаю писать.
- Начинается творчество… Звучит музыка.
Учитель: Сегодня вы подумаете и увидите, в чём заключается письменное творчество. Все вы будете иметь возможность писать, чтобы понять этот процесс как бы изнутри.
Запомните: Все способны писать. Я вместе с вами буду выполнять задания, и вы будете иметь, и вы будете иметь возможность ознакомиться с моей работой.
- Проверка. Чтение написанного (обязательно вслух). Все «прикоснулись» к творчеству.
- Обсуждение результатов проделанной работы:
1). Как рождается текст? Выяснить смысл выражения: Слова «имеют жизнь» (высказывания детей).
2). А ещё говорят: слова «приходят» и «ускользают». Как это понимаете? (выслушиваются мнения учащихся).
В конце урока учитель читает свой рассказ