Урок «Географическое положение Нижегородской области»

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Возрожденская средняя школа» Озерская основная школа
Княгининского района Нижегородской области










ПРОЕКТ УРОКА

по географическому краеведению

Тема: «Географическое положение Нижегородской области»

6 класс










Выполнила: учитель
географии Филиппова И.А.







2015 г.
Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
К. Паустовский





















Урок по теме
«Географическое положение Нижегородской области»


Образовательные цели: продолжать формирование умений составлять характеристику географического положения объекта, называть и показывать географические объекты на карте.

Развивающие цели: совершенствовать умение работать с картой; развивать коммуникативные навыки, познавательную активность учащихся.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к малой родине, формировать чувства товарищества, дружбы; развивать навыки общения учащихся при работе в группах

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: карта полушарий, политико-административная карта, физическая карта России, атлас 6 класса, атлас Нижегородской области, рабочие тетради, ручки, карандаши, линейки, фотовыставка «Мой край».




Содержание урока

I. Мотивационно-ориентировочный

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Организационный момент
Напоминание того, что должно быть на уроке, какие необходимы принадлежности.
Слово учителя:
Приготовились к уроку, проверьте всё ли у вас на месте: учебники, тетради, атласы, дневники и письменные принадлежности. Удобно разместите их на столе.
Учитель объявляет задачи урока:
Вначале урока повторим ранее изученный материал на уроках географии в теме «План и карта», а затем приступим к изучению новой темы.
Учащиеся проверяют оформление рабочего места.
Определяют готовность к уроку.

Актуа-лиза-ция знаний
1. Учитель предлагает ответить на вопросы разминки:
Что называется географической картой?
Чем отличается карта от плана?
Показать на карте полушарий экватор. Что вы знаете о нем?
Какие стороны горизонта показывают меридианы?
Путешествуя по параллелям, какие стороны света мы можем определить?
Что образуют пересекающиеся под прямым углом параллели и меридианы?
В чем заключается значение градусной сетки?
Какие два замечетельных меридиана выделены жирными линиями на карте полушарий и почему?
Что такое географическая широта?
Что такое географическая долгота?
2. Учитель выставляет оценки за разминку.
Уч-ся отвечают на вопрос, выходят к доске, показывают экватор, параллели, меридианы на физической карте полушарий.
















II. Операционно-исполнительный


1. Введе-ние новых знаний
Сегодня мы изучаем географическое положение Нижегородской области.
Запишите тему урока в тетрадь.
Вступительное слово учителя.
Нижегородская область раскинулась на необъятных просторах нашей Родины. Ее земли расположились по обоим берегам великой русской реки Волги, уходя далеко на север и на юг.

2. Работа с картой полушарий
Вспомните, на каком материке располагается наша страна?
Найдите и покажите материк Евразия.
Определите, в каких полушариях он находится?

3. Выполнение практической работы в рабочей тетради (с.4-5)
– Ответы на вопросы рубрики «Это надо вспомнить».
– В атласе Нижегородской области найдите данные о площади области.
– На политико-административной карте РФ найдите и покажите Московскую и Нижегородскую области (обозначены методом качественного фона).
– В каком направлении располагается Нижегородская область от Москвы?
– На какой равнине, в какой ее части располагается Нижегородская область?
– Назовите и покажите на карте субъекты РФ, с которыми граничит Нижегородская область?
– В каких поясах освещенности и тепловых поясах располагается наша область?
Работа с картой атласа Нижегородской области
– Посмотрите через сколько градусов проведены меридианы и параллели на карте атласа Ниж. обл.
– Значит, мы можем определить координаты крайних точек с точностью до 1° даже до минут.
Запишите: 1° = 60ґ ; 1ґ = 60 ґґ
– Между какими параллелями и меридианами расположена Нижегородская обл.
А чтобы определить минуты (можно определить «на глазок»), но лучше измерить линейкой.



– Определите и запишите в тетради координаты крайних точек и отметьте их на контурной карте и подпишите.


– Определите протяженность области с севера на юг и с запада на восток. Это можно сделать с помощью масштаба или градусной сетки.

– Вычислим чему равна 1ґна меридиане.
– Значит протяженность с севера на юг
111 км Ч 3° = 333 км
1,85 км Ч39ґ = 72,15 км
333 км + 333 км = 405, 15 км

–Пользуясь масштабом, определите протяженность с запада на восток по 56° с.ш.
–Между какими параллелями и меридианами расположена Ниж. обл.
Записывают тему урока в тетрадь.


Обратить внимание уч-ся на фотовыставку.



Уч-ся определяют в каких полушариях находится материк Евразия, на котором располагается РФ.

Уч-ся отвечают на вопросы, понятие ГП записывают в тетрадь.
Уч-ся записывают: S=76,9 тыс.кв.км.




Уч-ся заполняют таблицу, которая размещена в рабоч. тетради.
Подписывают на контурной карте «соседей» Ниж.обл.




Ответы уч-ся: между 54° с.ш. и 59° с.ш.; 41° в.д. и 48° в.д.
Измеряют линейкой расстояние между параллелями – 62мм (на меридиане)
62 : 60 ~ 1 мм = 1ґ;
35мм (на параллели)
35 : 60 ~ 0,5 мм = 1ґ

Сев. 58°06ґс.ш.
Юж.54°27ґс.ш.
Зап. 41°52ґв.д.
Вост.47°52ґв.д.

Уч-ся вычисления записывают в тетради:
по градусной сетке
58°06ґс.ш.-54°27ґс.ш= = 3°39ґ
47°52ґв.д.- 47°52ґв.д.= = 6°.

1°=111 км:60ґ~1,85 км

Масштаб в 1 см 20 км
Уч-ся определяют расстояние с запада на восток по карте с помощью линейки (расстояние 9,6 см (9,6 Ч 20 = 192 км)

2. Первич-ное закрепле-ние, введение новых знаний в систему учащихся
1. Вопросы учителя:
Какие особенности территории определяет географическое положение?


2.Организация самостоятельной работы в группах
Учитель дает краткий инструктаж, раздает задания на карточках.
Обращайтесь к тексту рабочей тетради.
Кому необходима консультация?
1 группа:
а) Прочитать текст стр.6.
б) Выполнить задание 3 стр. 6
2 группа:
а) Прочитать текст стр.6 -7.
б) Выполнить задание 4 стр. 7.
3 группа:
а) Посмотрите на политико-административную карту, хорошо ли развиты транспортные пути
б) Выполнить задание 5 стр. 7.
4 группа:
Выполните задание 1 стр.7

Заслушивание групп.

Рассказ учителя:
Нижегородская область расположена в центре европейской части нашей страны. По центру области с запада на восток протекает река Волга. По водным путям, естественным и искусственным (каналам), область связана со всеми морями, омывающими европейскую часть страны.
Назовите и покажите их на карте.

Постановка проблемного вопроса:
Как вы считаете, оказывает ли влияние на развитие области наличие водных путей?
Какие виды хозяйственной деятельности может вести человек?
Учащиеся отвечают: «ГП влияет на климат, почвы, растительный и животный мир, размещение населения, определяет виды хозяйственной деятельности».
Учащиеся объе-диняются в группы, читают задания, используют материал раб. тетради и карт атласа, готовятся к отчету. Определяют отвечающего.
Применяют ранее полученные знания в новой ситуации.
Выходят к доске, используя карту, ведут ответ.





В ходе рассказа знакомятся уч-ся находят реку Волга, моря и показывают на карте.



Участвуют в реше-нии проблемного вопроса, высказы-вают свои мнения.



III. Рефлективно-оценочный

1. Закреп-ление нового материала
Вопросы учащимся:
Что такое географическое положение?
В чем особенности ГП Нижегородской области?
Подумайте, можно ли его считать выгодным?
Учащиеся отве-чают на вопросы, закрепляют полу-ченные знания на уроке.

2.Подведение итогов урока
Рефлексия:
С каким настроением вы изучали этот материал по сравнению с материалом других уроков?
Было ли вам интересно или совсем неинтересно?


Оценка деятельности учащихся на уроке.


Д/з: рабочая тетрадь стр. 4 – 7 выучить

Учащиеся путем мысленного возвращения к прошлым действиям дают объективную самооценку.
В дневник записывают домашнее задание и подают для выставления оценки учителю.



ПРИЛОЖЕНИЯ










































































































15