Презентация на тему: «Разработка программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ОВЗ».


Разработка программ для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС ОВЗ. Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. (Согласно закону об образовании от 29.12.2012 г. ребенок с ОВЗ имеет право обучатся с остальными детьми.) Дети с ограниченными возможностями здоровья.Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. С 2016 года вводится новый образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе (ФГОС НОО для детей с ОВЗ). Только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 1 классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта. Понятийный аппарат: сокращенияОВЗ – ограниченные возможности здоровьяФГОС ОВЗ – федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗФГОС УО - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостьюЗПР - задержка психического развития РАС – расстройства аутистического спектраТНР – тяжелые нарушения речиНОДА – нарушения опорно-двигательного аппаратаТМНР – тяжелые и множественные нарушения развития Понятийный аппарат: сокращенияИУП – индивидуальный учебный планСИПР – специальная индивидуальная программа развитияИПР – индивидуальная программа реабилитации (инвалида)АООП – адаптированная основная образовательная программа (образовательного учреждения)АОП – адаптированная образовательная программа (обучающегося с ОВЗ)УУД – универсальные учебные действия (для цензового образования)БУД – базовые учебные действия (для нецензового образования) Алгоритм организации обучения детей с ОВЗ ПМПК: установление статуса «ребенок с ОВЗ»определение образовательной программы, определение ФГОС и варианта, определение специальных условий.Родители: выбор школы и формы обучения.Школа: создание условийСОШ / ООШ: инклюзия – АОП; класс КРО – АООП.СКОУ: инклюзия – АОП или СИПР.ПМПк:сопровождение, в случае необходимости, организация сетевого взаимодействия образовательных организаций,содействие социализации. Вариативность ФГОС ОВЗ (+УО)1Глухие Вариант 1.1Вариант 1.2.Вариант 1.3.Вариант 1.4.2Слабослышащие Вариант 2.1.Вариант 2.2.Вариант 2.3.3Слепые Вариант 3.1Вариант 3.2.Вариант 3.3.Вариант 3.4.4Слабовидящие Вариант 4.1.Вариант 4.2.Вариант 4.3.5С ТНРВариант 5.1.Вариант 5.2.6С НОДАВариант 6.1.Вариант 6.2.Вариант 6.3.Вариант 6.4.7С ЗПРВариант 7.1.Вариант 7.2.8С РАСВариант 8.1.Вариант 8.2.Вариант 8.3.Вариант 8.4.9С УО, ТМНРВариант 1Вариант 2 Образовательные маршруты детей с ОВЗ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФГОС НОО обучающихся с ОВЗВариант Х.1Вариант Х.2Вариант Х.3Вариант Х.4ЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕНЕЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕИНКЛЮЗИЯОТДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СКОУ)КЛАССЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯАОП НОО обучающихся с ОВЗООП ООО+специальные требования Адаптированные основные образовательные программы для детей глухих (слабослышащих, слепых, слабовидящих, с ТНР, с НОДА, с ЗПР, с РАС)СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММАРАЗВИТИЯСИПРИндивидуальный учебный план (ИУП)ФГОС обучающихся с умственной отсталостьюНЕЦЕНЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕВариант 1Вариант 2Адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (легкой / умеренной?)Образовательная программа для детей с умеренной / тяжелой умственной отсталостьюСИПР Сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК и заявление родителей. Адаптированная образовательная программа АОП - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Алгоритм проектирования адаптированной образовательной программы обучающегося Адаптированная образовательная программа обучающегося ОсноваАдаптированная основная образовательная программа образовательного учрежденияПсихофизические особенности и особые образовательные потребности обучающегося Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида (ИПР)Структура:Индивидуальный учебный план (при необходимости)Адаптированные рабочие программы учебных предметовПрограммы индивидуальных коррекционных курсовАдаптированные контрольно-измерительные и дидактические материалы Указания на использование индивидуальных технических средств в соответствии с ИПР ребенка-инвалида ПРИМЕРЗаключение ТПМПКРебенок с ОВЗ. ДЦП, левосторонний гемипарез; ЗПР ЦОГ; тугоухость 2-3 степени; миопия.РекомендацииОбучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с НОДА, 2 вариант; сопровождение сурдопедагога; наблюдение невролога, окулиста.ИПРСлуховые аппараты, ходунки;сопровождение помощника - соц. работника. Решение родителейДоговор с родителямиМаксимальная безбарьерная средаАОП на основании АООП для детей с НОДА (2 вариант):ИУП;адаптированные рабочие программы по предметам;программы психолого-педагогического сопровождения, включая сетевое взаимодействие: сурдопедагог.АООП (2 вариант)АОП на основании АООП для слабослышащих (2 вариант):ИУП;адаптированные рабочие программы по предметам.Сетевое взаимодействие с ОУ для детей с нарушениями слухаШкола по месту жительства, классШкола для детей с НОДА Разработка АОПРазвитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях – Умение адекватно оценивать свои силыУмение пользоваться личными адаптивными средствамиОвладение социально­-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизниПредставления об устройстве школьной жизни. Умение ориентироваться в пространстве школы и попросить о помощи в случае затрудненийОвладение навыками коммуникацииДифференциация и осмысление картины мираДифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей1. Планирование жизненных компетенций Разработка АОПЛичностныепозиция обучающегося на уровне положительного отношения к школе;развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности.Регулятивныепринятие и сохранение учебной задачи; учет выделенных учителем ориентиров - действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий, принятие и сохранение учебной задачи.ПознавательныеКоммуникативные2. Определение УУД Разработка АОП3. Индивидуальный учебный план4. Адаптированные рабочие программы по предметамВариативность планируемых результатов обученияАдаптированные КИМыАдаптированные дидактические материалыи5. Программы психолого-педагогического сопровождения:Профилактика внутриличностного и межличностных конфликтовРазвитие речиРазвитие слухового восприятия (сетевое взаимодействие)6. Внеурочная деятельность: социализация Спасибо за внимание!