Конспект урока математики на тему «Выше и ниже. Выше, чем… Ниже, чем…», 1 класс

Конспект урока математики на тему «Выше и ниже. Выше, чем Ниже, чем», 1 класс.
Подготовлен учителем начальных классов МОУ СОШ № 27 г. Волгограда Шабельской Светланой Юрьевной, I квалификационная категория.
Программа: Начальная инновационная школа
Тема: «Выше и ниже. Выше, чем.. Ниже, чем»
Цель: Продолжить формировать представления о понятиях “выше чем”, “ниже чем”
УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться, правильно анализировать взаиморасположение объектов по вертикальной оси: а) по отношению к собственному телу; б) между предметами.
Ученик научится или получит возможность научиться правильно использовать слова “выше” и “ниже”, “выше чем” и “ниже чем
Ученик получит возможность продолжить развитие зрительного восприятия.
Ученик получит возможность продолжить расширять сенсомоторный репертуар.
Ученик получит возможность продолжить развитие мелкой моторики, внимания, памяти, мышления
Предлагаемый урок математики призван ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, содержащийся в примерной программе по математике в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. А также дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности. Основная дидактическая идея урока может быть выражена следующей формулой: «через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного». При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Все это означает, что знакомство с математическим понятием «выше и ниже» осуществляется при рассмотрении конкретной реальной или псевдореальной (учебной) ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. В свою очередь, такая акцентуация дает возможность добиться необходимого уровня обобщений без многочисленного рассмотрения частностей. Наконец, понимание общих закономерностей и знание общих приемов решения открывает ученику путь к выполнению данного конкретного задания даже в том случае, когда с такого типа заданиями ему не приходилось еще сталкиваться. Логико-дидактической основой реализации первой части формулы является неполная индукция, которая в комплексе с целенаправленной и систематической работой по формированию у младших школьников таких приемов умственной деятельности как анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение, приведет ученика к самостоятельному «открытию» изучаемого математического факта. Вторая же часть формулы носит дедуктивный характер и направлена на формирование у учащихся умения конкретизировать полученные знания и применять их к решению поставленных задач. На уроке формируются универсально – учебные действия, предусмотренных ФГОС нового поколения, а именно:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника (Маше или Мише) и своему соседу по парте.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. Задания: Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу, при решении которой получился бы этот же ответ. Сверьте решения своих задач. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Ученик научится или получит возможность научиться: - подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков: - выполнять задания с использованием материальных объектов (счетных палочек, указателей и др.), рисунков, схем: - выполнять задания на основе рисунков и схем, выполненных самостоятельно: - проводить сравнение, сериацию, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ): -строить объяснение в устной форме по предложенному плану: –строить логическую цепь рассуждений:
ХОД УРОКА
Организационная часть урока.
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Сядем правильно, дружок!
Начинается урок!

Ребята, сейчас у нас урок математики.
Чему мы учимся на уроках математики?
(ответы учеников)

1 этап урока. Математическая разминка
Счёт в пределах 20 (прямой и обратный):
- Сосчитайте от 4 до 12; от 15 до 6.
- Назовите последующее число 7, 19. Как получить последующее число?
- Назовите предыдущее число 10, 18. Как получить предыдущее число?
- Какое число стоит между 8 и 10, а между 15 и 17?
- Какое число стоит справа от 9 (10)? А слева от 12 (11)?
- Назовите "соседей" числа 13.

- Давайте поработаем с геометрическим материалом.



Какие геометрические фигуры вы видите, чем они различаются?
На какие 2 группы их можно разделить? По какому признаку?
На какие 3 группы их можно разделить? По какому признаку?
В чём отличие квадрата от прямоугольника?
Какую фигуру нужно вставить в пустое окошко?
Проверяем
Посмотрите на доску – КРОШ принёс вам какое – то задание и просит помощи . (Там два одинаковых домика, сложенные из геометрич фигур.)

























Что вы можете сказать про эти домики? (одинаковые по форме, размеру – высоте и ширине, состоят из).
А как сделать так, чтобы домики стали различаться по высоте?










































Что теперь вы можете сказать об этих домиках? (Один ВЫШЕ, а другой НИЖЕ)
III. Сравнивание по росту, высоте двух или больше предметов с использованием слов “выше чем”, “ниже чем”.
Кто сможет объяснить Крошу, когда мы употребляем слова ВЫШЕ, ЧЕМ и НИЖЕ, ЧЕМ?
( при сравнении предметов)
Скажите, а что мы можем сравнивать, о чем мы можем говорить НИЖЕ или ВЫШЕ?
Работали ли мы на предыдущих уроках с этими понятиями – выше-ниже? (нет)
Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Совершенно верно. Тема сегодняшнего урока – ВЫШЕ-НИЖЕ.(вывешиваю)
-Предметы бывают разные по высоте. И сегодня мы будем учиться сравнивать их.
Физкультминутка.
а). Расширение сенсомоторного репертуара. Речь с движениями. (СИДЯ)
Подниму ладони выше
и сложу над головой. (сели).
- Что же вышло?
– Домик вышел. Это крыша надо мной.
Опущу ладони ниже и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (встали)
– Гуси вышли. Вот один, а вот другой.
Подниму-ка руки выше и сложу я их дугой.
– Что же вышло? (носочки)
– Мостик вышел. Погуляем под луной.

Ребята, поднимитесь все. Поиграем в игру «Выше-ниже».
Мальчики, присядьте так, чтобы девочки были выше вас.
Поднимите все руки вверх, девочки опустите руки так, чтобы они были ниже рук мальчиков. Молодцы, а теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую карандаш. Поднимите учебник так, чтобы он был выше карандаша.
Откройте учебники на с. 14.
Рассмотрите внимательно рисунок и назовите:
Кто выше всех?
Кто ниже всех?
Кто выше волка, но ниже слона?
А что вы можете сказать об обезьянке? (Она сидит выше страуса, но по росту ниже него)
У.: – А теперь внимание на доску. Что можно сказать про этот рисунок?
(вывешиваю жирафа и пони)
Д.: – Жираф ВЫШЕ, чем пони, а пони – НИЖЕ, чем жираф.
IV. Погружение ребенка в собственный опыт
-Ребята, а как вы думаете, в каком доме больше окон - в высоком или низком? Как рассуждали?
Давайте, проверим, ИТАК, МЫ ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в высоком доме будет окон больше.
Посмотрите на доску, что мы видим? Какой дом выше?
Давайте посчитаем, сколько окон в доме, который выше? Который ниже?
Верное ли было наше предположение? (Ошибочное) (Если предположение было верным, то указать на то, что сделать верное предположение помог ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ и НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ).
Вот так, ребята - это урок! Никогда нельзя говорить, не подумав и, не видя реальной картины, делать поспешные выводы ?
У.: –Сколько предметов мы сравнивали каждый раз?
Д: –2 предмета.
У.: – Ребята, можно сравнивать только 2 предмета или больше?
Д.: – Больше.
Д.: – Давайте покажем Крошу, как можно сравнить несколько предметов.
Вызываются дети и сравниваются по росту
Сравниваются по росту
У.: – Кто из них выше? выше, чем кто?
Д.: –выше и выше
У.: Первая встает.
У.: – Что скажем про
Д.: –выше собачки, но ниже. (Переставить)
У.: – Кто встает последним?
Это мы по какому признаку называли?
(от самого высокого к низкому) В порядке убывания.
А теперь давайте назовем в обратном порядке.
Это как в обратном?
(от самого низкого к высокому) В порядке возрастания
-Спасибо, молодцы, присаживайтесь на свои места.
ВЫВОД: Когда мы используем слова «выше, чем» «ниже, чем»?
(слова “выше, чем” и “ниже, чем” используют, когда сравнивают два или несколько предметов по высоте)
– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?
(При помощи слов “выше”, “ниже”)
-Скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно уметь определять, когда предмет выше , а когда ниже?
-Как вы думаете, люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже?
ФИЗМИНУТКА – ПОД МУЗЫКУ.
Закрепление. Работа в рабочих тетрадях.
Откройте рабочие тетради на с. 14.
Найдите задание 2.
Прочитайте задание. Кто понял, что надо сделать? (разбор задания, выполнение)
Покажи готовность.(как показываем?)
Работа в парах. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте друг друга. Если вы считаете, что сосед ошибся – постарайтесь объяснить ему, в чём его ошибка.
Поднимите руку те, чьи соседи выполнили задание без ошибок. Давайте порадуемся за них.
Работаем в группах. Задание: Загадайте свои загадки со словами Выше и Ниже своему соседу по парте, выслушайте ответ, послушайте его загадку, ответьте. Покажите готовность.
V. Рефлексия.
Учитель.
Какой была тема сегодняшнего урока?
Чему вы учились?
-Вспомните свою семью и назовите, кто выше, а кто ниже.
-Посмотрите на предметы в нашем классе, сравните их по высоте.
Подними руку, если ты узнал на уроке что-то полезное, тебе было интересно.
Подними руку, если ты не извлек никакой нужной информации, расстроен.
VI. Оценивание.
Теперь оцените себя с помощью прямоугольников. В рабочей тетради на с 14, в правом нижнем углу страницы нарисуйте прямоугольник и закрасьте нужным цветом.



Синий – “Я – молодец, справился сам” Зеленый – “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился” Желтый – “Я, вообще – то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”.

Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали.
Рисунок 1крош портретРисунок 715