Обучение и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.


Обучение и социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель: Стародымова В.В.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?Почему он так испуган? Почему не говорит?Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих
C каждым годом в школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с различными нарушениями, в том числе тяжелыми. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Но психофизические нарушения не отрицают человеческой сущности, способности чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Т.е к каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение.
Поскольку для нас - это дело новое, возникает масса вопросов:
Как подготовить ребенка с ограниченными возможностями здоровья к учебе в обычной школе?
Какие проблемы у него возникнут?
Готовы ли мы к обучению таких детей?
С начала этого учебного года в процесс обучения введена практика обучения детей совместно с другими детьми на внеурочной деятельности и уроках технологии, музыки, изо, физ-ры.
Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно, учителю сложно бывает с такими детьми, но все педагоги стараются создавать детям с особыми потребностями условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе несомненно способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств обучающихся, как:
социальная компетентность;
толерантность;
навыки решения проблем;
независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль;
навыки целеполагания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья одна из наиболее уязвимых категорий детей. Круг общения таких детей невелик.
С таким ребенком я работаю 4 год.
Проводить занятия непросто, т.к. ребенок, с которыми я занимаюсь, имеет тяжелые нарушения здоровья: нарушения умственного развития и физические проблемы, связанные с серьезным нарушением зрения.
И так как учеба идет с минимальным сдвигом, моя главная задача попытаться открыть ребенка мир с другой стороны.
Вся работу веду с соблюдением определенных психолого-педагогических условий:
учет сложившегося социального опыта ребенка;
безусловное принятие ребенка как личности;
учет возможностей, интересов, потребностей, индивидуальных особенностей;
создание ситуации успеха.
На основе своего опыта могу сказать, что эффективными оказываются такие методы и формы обучения, использование которых основано на реализации мотивационной сферы ребенка: развития самосознания, самоутверждения в обществе, формирование самооценки, потребности в общении со сверстниками.
Считаю, что начинать работу с такими детьми нужно с формирования положительного эмоционального настроя. Это удается, когда я применяю диалоговые формы общения . Встреча всегда начинается с доверительного и доброжелательного общения. Ребенок работает в своем темпе, в соответствии со своими возможностями.
Стараюсь предоставить больше самостоятельности.
Но индивидуальные особенности ребенка затрудняют его самостоятельность, а это, как следствие, порождает неуверенность в своих силах. Моя задача – помочь ему преодолевать трудности: не бояться браться за новое дело, высказывать свое мнение, быть решительным, уверенным, смелым.
Такие дети психологически «младше своего возраста». Мышление их более конкретно; им сложно думать об абстрактных вещах. Память, внимание ослаблено, а порой кажется, что вовсе отсутствуют. Им труднее осваивать учебный материал, и они быстро его забывают. Очень-очень медленно, но верно мы движемся к достижению цели :освоение самых элементарных умений и навыков.
Мальчик быстро утомляется. Ему надоедает слушать, делать любую монотонную работу. У него слабый самоконтроль.
Но он добрый и отзывчивый, хотя может быть агрессивным и упрямым. Очень подвержен влиянию: как хорошему, так и плохому. Он очень любит что-то рассказать из своего личного опыта, делится своими переживаниями и радостями. К большому сожалению, у меня, как учителя, очень мало времени для свободных бесед с ребенком.
Я считаю, что дети, имеющие инвалидность, по- своему способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются. Ребенок, переживает незабываемый, счастливый опыт творчества, не может остаться прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолевать неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни.
Для себя я выделила следующие правила
1.Отношение к ребенку спокойное и доброжелательное, так же, как к другим детям.
2.Учитываю индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3.Сравниваю ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4.Создаю у ребенка субъективное переживание успеха.
Приемы формирования ситуации успеха:
Снятие страха - «Ничего страшного...»
Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»Говорите это искренне и уверенно.
Усиление мотива - «Нам это нужно для...»(«Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
Педагогическое внушение - «Приступай же...
Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...» («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
Помогаю ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Отмечаю достижения ребенка, а не неудачи.
Делаем ошибки нормальным и нужным явлением.
Формируем веру в успех.
Концентрируем внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье.
Сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.