Интегрированное занятие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Играя, развиваем речь для детей с ОНР


Конспект интегрированного занятия
по взаимодействию учителя-логопеда со специалистами ДОУ
«Играя, развиваем речь»
для детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи
Цель: формирование всех компонентов речевой системы.
Задачи:
развивать фонематический слух;
активизировать и обогащать словарный запас;
совершенствовать грамматические категории;
упражнять в умении самостоятельно проводить звуковой анализ слов.
развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, воображение, память;
формировать положительное отношение к себе и окружающим;
совершенствовать коммуникативные навыки;
постараться снять мышечное напряжение, расслабить организм;
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование:
- набор пластмассовых игрушек домашних животных;
- три дома с одним, двумя, тремя окнами;
- мультимедийная установка, слайдовая презентация PowerPoint для организации игры «Кто, где спрятался?»;
- телеги со звуковыми схемами и плоскостные картинки домашних животных;
- на каждого ребёнка игрушки домашних животных;
- прищепки и шаблоны плоскостных изображений(травы, рыбы, моркови, свёклы, репы, редиса, голой ветки, цветов).
Ход игровой ситуации
Авторская психогимнастика настроения «Зажги свое солнышко»
Психолог
- Мы знаем, что солнце светит и согревает всех своими теплыми лучами. Мы всегда рады солнечному свету и теплу. Оно ярко светит и дарит свое тепло и любовь всему и всем на свете.
- Давайте каждый из нас попробует сейчас зажечь свое солнышко внутри себя.
- Закройте глаза и представьте, что в вашем сердце появился яркий лучик, который стремиться светить и согревать всех, всех вокруг.
- Возьмитесь за руки и мысленно направьте свой лучик тепла, света и любови друг другу. - Вы чувствуете, как этих лучиков ставится бесконечное множество. Направляем свои лучики добра, радости, тепла, света, нежности и любви всем, всем, всем. И вот, внутри каждого из нас зажглось, заиграло маленькое солнышко, наполняя все пространство теплом и безграничной любовью.
- Попробуйте почувствовать это тепло и радость внутри вас.
- Расставьте руки в стороны и поделитесь своей любовью со всеми.
Логопед
- Дети, вы любите сказки?
- А хотели бы побывать в сказке? Сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку. С собой нам необходимо взять вот этих домашних животных (показать фигурки домашних животных), которые до сих пор не могут отыскать свои домики. Помогите домашним животным найти свои дома.
Игра «Найди домик»
(на одном столе стоят игрушки домашних животных, а на втором столе - три дома с одним, двумя и тремя окнами).
Логопед
- Возьмите любого животного, произнесите его название и разделите, произнесенное вами слово на слоги.
- Если в названии животного слышится один слог, поместите его в дом с одним окном. Если слышится два слога - в дом с двумя окнами. Если слышится три слога - в дом с тремя окнами. Затем поставьте всех животных в свои дома.
(Дети выполняют задание.)
Логопед
- Молодцы! Спасибо, что помогли животным попасть в свой домик. А теперь, ребята, садитесь рядком, да слушайте ладком.
(рассказывание сказки «Кто всех нужнее и важнее?» сопровождается постепенной демонстрацией фигурок домашних животных).
- Давно это было. В одной деревне жили-поживали бабушка, да ее внучка Катя. И вот однажды проснулась Катя рано утром и выглянула в окно. Видит она, как сидит возле будки собака и о чем-то беседует со своим щенком. Прислушалась Катя и слышит, как собака говорит своему щенку:
- Я сейчас пойду на работу, а ты будь послушным и далеко от дома не уходи.
- А какая у тебя работа? — удивленно залаял щенок.
- Самая нужная и самая важная у меня работа, - ответила она.
- Я, говорит собака, охраняю дом, хозяйку с внучкой и всех животных в нашем дворе. Значит я – самое главное из всех домашних животных.
-Мур - мяу! Спешу не согласиться, - промяукала кошка, сидевшая на крыльце. Самая важная работа у меня. Ведь я ловлю мышей и охраняю от них хозяйкины припасы.
- Му-у-у-у! Как бы ни так, - промычала корова, щипавшая сочную зеленую траву. Что бы все делали без моего молока? Я - самое важное домашнее животное.
- Ме-е-е-е! Возразила коза, звеня своим маленьким звонким колокольчиком. Ведь моё молоко и полезнее, и жирнее твоего. А, кроме того, даю шерсть и пух. Из моей шерсти и пуха хозяйка вяжет тёплые вещи.
- Ну, уж если говорить про пух, то мягче и теплее моего вам не найти, - забеспокоился белый кролик, грызя морковку. - Я всех нужнее, важнее и полезнее.
Тут из конюшни вышел конь и заржал.
- Напрасно вы затеяли этот спор. Все мы нужны людям, все им приносим пользу. За это люди заботятся о нас, кормят, поют и ухаживают за нами.
Всем животным стало стыдно за то, что каждый из них хвалил только себя, не думая о других. Немного помолчав, все дружно закивали головами, согласившись с конём.
Так щенок узнал, что все домашние животные важны и нужны человеку. Обрадовалась Катя, что спор так благополучно закончился, и выбежала во двор, чтобы вместе со всеми порадоваться и повеселиться.
Хореограф
А вы хотите присоединиться к Кате? Тогда предлагаю вам сейчас стать не ребятами, а весёлыми козлятами.
Координация речи с движением «Весёлые козлята»
Мы весёлые козлята - шагают по кругу
Очень шустрые ребята.
Вышли в поле погулять - присели, «пощипали»
Свежей травки пощипать.
А потом попьём водицы - наклоны вперёд
Возле дома из копытца.
Все мы весело живём, - потянулись на носочках, руки вверх
И растём, растём, растём.
Мультимедийная игра «Кто, где спрятался?»
Логопед
- Решили домашние животные в прятки поиграть.
На экране появляется будка (телега, лавка, забор). При помощи анимации за будкой появляется собака (за телегой - корова, под лавкой - кот, за забором - коза)
- Кто из домашних животных спрятался за будкой? (собака).
- Если за будкой спряталась собака, то откуда торчит её хвост? (из-за будки).
- Чей же хвост торчит из-за будки, если там собака? (собачий) и т. п.
(из-за забора - козьи рога; из-за телеги - коровьи копыта, из-под лавки - кошачьи лапы).
Игра «Покатаем животных»
Логопед
- Вы знаете, что в сказках происходят различные чудеса. Так случилось и в нашей сказке. Хотели животные покататься, да не тут-то было. А прежде чем поехать кататься, каждому из животных надо было отыскать свою телегу, прочитав звуковую схему. Но ведь они не умели это делать, поэтому найти свои телеги им было не под силу.
- Давайте им поможем!
- Посмотрите внимательно. Перед вами телеги со звуковыми схемами:
47625227330 кот бык конь корова коза лошадь кошка
Возьмите любую картинку, произнесите название животного и подберите ему соответствующую телегу.
Игровое упражнение «Покормим животных»
Воспитатель
В сказке «Кто всех нужнее и важнее» благоразумный конь сказал, что человек ухаживает за домашними животными и кормит их. Давайте и мы с вами тоже их покормим.
(У каждого ребёнка игрушка домашнего животного; разноцветные прищепки и шаблоны плоскостных изображений: травы, рыбы, моркови, свёклы, репы, редиса, голой ветки, цветов.)
Логопед
Но прежде чем кормить животных разогреем свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика. Упражнения без речевого сопровождения.
«Кролик». Указательный и средний пальцы выпрямлены. Остальные сжаты в кулак.
«Коза рогатая». Указательный и мизинец выпрямляются, большой палец - на согнутых безымянном и среднем пальцах.
«Собака». Правую ладонь развернуть к себе ребром. Поднять большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный прижать друг к другу. Мизинец движется вверх-вниз.
«Кошка». Соединить средний палец и безымянный - с большим пальцем. Указательный и мизинец поднять вверх.
«Кошка выпускает коготки». Ладони развернуть от себя, поджать подушечки пальцев. Движение сопроводить шипением: «Ш-ш-ш». Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы, сопроводив это движение мяуканьем: «Мяу!»
Воспитатель
А теперь «покормите» домашних животных.
(Дети прикрепляют прищепки к шаблонам плоскостных изображений)
Логопед
Расскажите, чем вы покормили домашних животных. Посмотрите, как они рады, что сыты стали. А нам пора из сказки возвращаться в детский сад.
(дети идут змейкой друг за другом на ковёр)
Итог подводит логопед
Вам понравилась путешествие в сказку? Кто же из домашних животных всех нужнее и важнее? А что вам больше всего понравилось делать?