Рекомендации для родителей старшей логопедической группы ОНР


Рекомендации для родителей по формированию словарного запаса по лексическим темам.
Лексическая тема "Фрукты"
Словарь:
Существительные: сад, яблоко, груша, банан, лимон. апельсин, гранат, персик, мандарин, сок, компот, фрукты.
Глаголы: выжимать, сажать, поливать, расти, срывать, мыть, чистить, резать, варить,  кушать, давать.Прилагательные: круглый, длинный, кислый, сладкий, красный, зелёный, оранжевый, жёлтый, вкусный, мягкий, твёрдый, большой, маленький; чистый, грязный. 
Родителям рекомендуется:
1.Развивать понимание речи и активный словарь по данной теме.
   Для этого необходимо  прочитать изучаемый на неделе словарь и грамматические категории  в рамке в приемной.
2. В тетради для домашних заданий  нарисовать или наклеить вместе с детьми картинки с изображением  фруктов. Рассмотреть натуральные фрукты, дать ребёнку попробовать их на вкус.
3. Проводить с детьми речевые игры и упражнения.
«Покажи-назови»
Задача: развивать понимание речи, умение правильно называть фрукты.
Описание: Перед ребёнком раскладываются фрукты.
Инструкция на понимание речи: - Покажи яблоко (банан, гранат, лимон…).
Вопрос на активизацию речи: - Что это? (Побуждайте к произвольному или отражённому воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания: - Это банан. Фрукт. Растет на дереве. На вкус кислый…..) 
4.«Один-много» (образование множественного числа существительных)
Задача: Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа.
Описание: показать ребёнку картинки с изображением фруктов или натуральные фрукты сначала в количестве одного, затем во множественном числе.
Инструкция на понимание речи: Покажи, где яблоко (где яблоки).
Вопрос на активизацию речи:  - Скажи, что это? (банан-бананы и т.д.)
5.  «Большой-маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):
Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Описание: показать ребёнку картинки с изображением фруктов или натуральные фрукты большого и маленького размера.
Инструкция на понимание речи: - Покажи, где большой апельсин (где маленький апельсин).         
Задание на активизацию речи:  - Скажи, что это? (большой банан, маленький банан  и т.д.)
6. «Чего нет?»
Задача: развивать зрительное внимание и память.
Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки или натуральные фрукты и попросить назвать их.  Затем спрятать  1 картинку или фрукт  и спросить:  - Что пропало?
7. «Какой, какая, какие?».
Задача: Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества фруктов.
Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные фрукты.
Инструкция на понимание речи:- Покажи, какой фрукт красный? (круглый, сладкий, большой)
Задание на активизацию речи:  - Скажи, лимон по цвету, какой? (желтый)
8. «Варим компот».
Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с фруктами действия. Употреблять фразы типа: Мама варит компот. Мама выжимает сок.
Описание: во время игры обратите внимание ребёнка на то, какие  фрукты вы берёте и что с ними делаете.  Объясните малышу, что фрукты надо помыть, затем почистить, порезать, скушать. Предлагайте повторить названия производимых действий.
 
9. Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «КОМПОТ»
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. (Левую ладошку держат «ковшиком»,указательным пальцем правой руки «мешают».)
(Загибают пальчики по одному, начиная с (Опять «варят» и «мешают».)
 
10. Развивать мелкую  моторику  и зрительное  восприятие.
- «Собери картинку с фруктами» (кубики, разрезные картинки  из 2-4 частей)
- «Выполнить штриховку фруктов».