Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему коррекционной логопедической работы


«Внедрение здоровьесберегающих технологий в систему коррекционной логопедической работы»«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» А.В. Сухомлинский Подготовила Мануйленко С.Е., учитель-логопед ДОУ № 2 г.Харцызска Донецкой народной Республики «комплексное воздействие на ребенка – залог успешной динамики речевого развития»Аурикуло терапияДыхательная гимнастикаКинезиологияПальчиковые игрыПсихо-гимнастикаБиоэнерго пластикаСу- джокЗрительная гимнастикакомплексное воздействие Дыхательная гимнастикаПри выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно- сосудистой системы ребенка, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Для этого детям предлагаются такие интересные занятия, как упражнения с использованием различных игровых материалов: всевозможные дудки, мыльные пузыри, вертушки, «бульканье» в стакане с водой через соломинку, свист в свисток, игра на губной гармошке. Также детям можно предложить такие полезные игры, какРоза и одуванчик, Курочка, Дракон, Воздушный футбол, Рисунок на окне, Снегопад, Бабочки, Я - ветер, Кто за занавеской и многие другие. Кинезиологические упражнения, называемые «гимнастикой мозга», помогут детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат их учебные достижения.Кинезиологическая тренировка движений пальцев рук - важнейший фактор, стимулирующий речевое развитие ребёнка, способствующий улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму, повышающий работо-способность коры головного мозга.К кинезиологическим приёмам относятся дыхательные, глазо-двигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами. «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».«Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении. «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно. Зрительная гимнастикаЗрительная гимнастика снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно - моторной координации.Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику организма. Су- джок- терапияТактильно-кинестетическая стимуляция (ТКС) с применением массажных ковриков и массажных мячей). На кистях и стопах располагаются системы точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на определенные точки при помощи различных приспособлений (шариков, мячиков, колючих валиков, ребристой «травки»), мы можем управлять соответствующими им органами или системами. Массаж пальцев Су- Джок кольцом способствует повышению общего тонуса организма, оказывает профилактическое общеукрепляющее действие. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж до ее покраснения и появлении ощущения тепла. АурикулотерапияАурикулотерапия: система лечебного воздействия на точки ушной раковины. Данный вид массажа очень действенен, так как при этом идет сигнал непосредственно в ствол головного мозга и далее в его кору, минуя сегментарный аппарат спинного мозга. Он показан детям практически от рождения, так как помогает лучше работать всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает память. Воздействие осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание) до легкого покраснения и появления чувства тепла. БиоэнергопластикаСовместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается гибкость отдельных частей речевого аппарата, координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов.упражнение «Дятел»: Тук-тук-тук, постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой руки,Тук-тук-тук, постучать кулачком девой руки по ладони правой рукиРаздаётся чей-то стук. кончиком языка постучать в верхние резцы, произнося звук «д-д-д-д»Это дятел на сосне соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево; Долбит клювом по коре кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д» Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформи-рованности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психо-эмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. ПсихогимнастикаСоздает возможности для само-выражения, формирует умения и навыки практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой), вырабатывает у детей положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию при общении, совершенствованию памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, творческих способностей, речи, мелкой и общей моторики. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения, помощь ребенку в повышении само-оценки; развитие потенциальных возможностей. СказкотерапияСказкотерапия - один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения являются Логосказки. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способству-ющий развитию всех компонентов речи.