Педагогический проект «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях дополнительного образования»


МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»
МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский»
Педагогический проект
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях дополнительного образования»
Автор:
Горбатых Наталия Владимировна
педагог дополнительного образования
Бийск
Педагогический проект
««Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях дополнительного образования»
1. Введение
Автор проекта: педагог дополнительного образования Горбатых Наталия Владимировна
Участники проекта: обучающиеся школы раннего развития «Витаминка»
МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск
Возраст участников проекта:6-7 лет
Реализуется в течение учебного года.
Объект проектирования: здоровьесберегающие технологии
Идея проекта: Никому не нужно доказывать, что вопрос здоровья очень актуален и важен. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает ДОУ, которое может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главная особенность здоровьесберегающего воспитания – это формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е. поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление собственного здоровья. Эта мотивационная направленность в дальнейшем должна стать доминирующей в поведении детей, их стремление вести здоровый образ жизни. Прежде всего, педагогам и родителям необходимо иметь чёткое представление о здоровом образе жизни и научить этому ребёнка.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую рабочую гипотезу: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками, привлечение родителей к работе по формированию культуры здоровья должно способствовать воспитанию у детей ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к здоровью (собственному и окружающих людей).
По результатам анкетирования было обнаружено, что родители и дети не имеют четкого представления о здоровье и способах его сохранения и укрепления.
Чтобы решить эту проблему, я разработала проект «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях дополнительного образования». Проект реализуется в рамках школы раннего развития «Витаминка» на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и других занятиях.
Цель проекта: Способствовать формированию у детей безопасного типа поведения, мотивации к здоровому образу жизни и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Задачи:
1.Изучить виды здоровьесберегающих технологий, используемых в работе с дошкольниками.
2.Выбрать подходящие для работы в ШРР с учетом специфики ДОД…
3.Использовать подобранный материал на занятиях по ОСОМ и др. с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ШРР.
4.Привлечь родителей для эффективности работы по здоровьесбережению.
Ожидаемые результаты:
Изменение отношения детей к сохранению своего здоровья. Формирование бережного отношения к своему организму и умения ценить свое здоровье с раннего детства.
Расширение знаний детей о строение тела человека, развитие любознательности, внимания к собственному организму, ощущениям; формирование у детей необходимых умений и навыков по здоровому образу жизни, потребности использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создание у детей и родителей мотивации на здоровый образ жизни.
Методы работы, используемые в проекте:
В процессе работы над проектом использовались следующие методы:
метод наблюдения, описательный метод, метод анкетирования, анализа.
Продолжительность проекта:
Начало работы: сентябрь 2013 г.
Завершение проекта: май 2014 г.
Принципы реализации проекта:
- Принцип природосообразности – формирование у дошкольников стремления к здоровому образу жизни.
- Принцип личностной ориентации и преемственности – учет разноуровневого развития и состояния здоровья, системно - деятельностный подход.
- Принцип научности – научное подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья.
- Принцип активности и сознательности – непосредственное включение детей в различные виды деятельности, участие педагогов и родителей в поиске эффективных методов по оздоровлению детей.
- Принцип дифференциации - педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе воспитательного процесса.
2. Теоретическая (реферативная) часть
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика (можно рассматривать здоровье физическое, психическое, социальное, нравственное, духовное).Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”,  невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях ДОУ здоровьесберегающих технологий. Сериков В.В, Петров О.В., Сонькин В.Д., Смирнов Н.К. дают свои определения понятию «здоровьесберегающие технологии», которое в целом можно рассматривать так:
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении: детей, педагогов и родителей.
Применительно к ребенку  – обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
·        медико-профилактические;
·        физкультурно-оздоровительные;
·        технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
·        здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
·        валеологического просвещения родителей;
· здоровьесберегающие образовательные технологии.
Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:
·          Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
·          Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
·          Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья. 
Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
(Продолжение более подробно в приложении №1)
3.Проектная часть
Работа над проектом проводилась в четыре этапа.
На первом этапе (сентябрь – октябрь) проводилось анкетирование группы детей с целью выявления их представления о здоровье и способах его укрепления и сохранения,анкетирование родителей на тему: «О здоровье всерьёз» (Приложение № 3); анализ ситуации, полученных результатов.
Изучалась и анализировалась литература по данному вопросу. Были изучены произведения и статьи педагогов-новаторов и педагогов-классиков. Ещё Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Подбирались технологии, которые можно применять в работе с детьми дошкольниками в условиях дополнительного образования на занятиях школы раннего развития.
На втором этапе (ноябрь – декабрь) разрабатывались планы, конспекты
занятий из серии «Здоровье»: «Я и мое тело», «Глаза – наши помощники», «Продукты вредные и полезные» и др. (Приложение №2). Подбирался дидактический материал, литература, игры для использования на других занятиях и переменках.
Подбирались консультации для родителей по темам: «Нетрадиционные средства оздоровления детей», «Улучшаем осанку», «Играем вместе!» (Приложение № 5), проведение семинара – практикума по теме: «Оздоровительный массаж рук»; составление плана бесед с родителями на собраниях для привлечения семьи к работе по формированию культуры здоровья.
Третий этап работы над проектом проходил с января по апрель. В этот период были созданы условия для внедрения разработанной системы в процесс обучения дошкольников. Были проведены все запланированные мероприятия, которые способствовали освоению начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур, закаливании, правильном питании, занятиях спортом, активного пребывания на свежем воздухе для укрепления здоровья.
Четвёртый этап – контрольный – был направлен на определение эффективности применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В мае проводилось повторное анкетирование, наблюдение, анализ полученных результатов. Также выступила перед педагогами школы раннего развития с обобщением своего опыта, вместе обсудили «плюсы» и «минусы», наметили планы на будущий год по продолжению работы в данном направлении.
За время работы над проектом весь подобранный материал был систематизирован, и здоровьесберегающие педагогические технологии, применяемые в работе с детьми ШРР «Витаминка», были разделены на три группы:
1.технологии сохранения и стимулирования здоровья; 
2.технологии обучения ЗОЖ;                                                                    
3. коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой  и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные игры проводятся, в групповой комнате – малой и средней степени подвижности как физкультминутки. Игры подбираются в соответствии с темой занятия.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе я использую  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. (Приложение № 4)Не менее важным является эмоциональный климат занятия. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Пальчиковые игры – весёлое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческих способностей, фантазии. Простые движения помогают убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того чтобы параллельно развивать и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалочки, песенки.
(Приложение №4)
Гимнастика для глаз проводится  во время занятия в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога
(приложение №6).
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
(приложение №4)
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Физкультурные занятия проводятся педагог ОФП в соответствии с расписанием. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много педагоги и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся  занятия по Ознакомлению с окружающим миром и  индивидуальная  работа по следующим темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – наши помощники», и т.д. ( Приложение № 2)
Любое занятие планируется с учетом предупреждения переутомления, оптимального чередования видов деятельности, с использованием здоровьесберегающих технологий. ( В приложении №2: занятие по математике «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди»)
Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики.  Самомассаж проводится в игровой форме  в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движении. Традиционно в ШРР проводятся праздники и развлечения для детей, «Олимпийские игры» совместно с педагогом по ОФП, итоговый праздник «Здравствуй, лето!», посвященный дню защиты детей. (Приложение № 7)
 Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Включаю спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаю внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.
Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание.  Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Работа с родителями.
Семья и ДОУсвязаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и ДОУ, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи,  используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы  на  родительских  собраниях; консультации;  Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью ШРР,  с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Формирование адекватной самооценки» и т.д.). Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в ДОУ. 
(Приложение №5)  
4. Заключение
Педагогический проект «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками в условиях дополнительного образования» реализован полностью. Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни,   но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.
Будьте здоровы, и помните слова великого Сократа: "Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто!»
5. Литература
1.Карепова Т.Г., Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Издательство «Учитель» 2009год.
2.Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
3.Крылова Н.И., Здоровьесберегающее пространство в ДОУ., Издательство «Учитель» 2008год. 1.Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников.// Дошкольное воспитание, №11, 2002.
4.Коняева Л. Будь здоров, малыш.// Дошкольное воспитание, №11, 2004. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2 010.
5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегающая система ДОУ/ - Волгоград: Учитель, 2009.
6.Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год. 1.
7.Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет) [Текст] / Л.И, Пензулаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
8.Хайдарова, Е.В. Влияние ДОУ и семьи на формирование здорового образа жизни дошкольника (Текст)/ Е.В. Хайдарова. // Инструктор по физкультуре. – 2009. - №3. С.83-84.
9.Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М, ТЦ «Сфера», 2005г.
10.Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М., «Айрис дидактика», 2007.
Тезаурус
«технология» - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
«педагогическая технология» - строго научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов (В.А. Сластенин).
«образовательная технология педагогики здоровьесбережения» - это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках связи «Педагог – учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
«здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
«здоровье» - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).
«здоровье физическое» - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.
«физическая активность» - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).
«здоровье психическое» - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.
«психическая активность» - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.
«здоровье социальное» - это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных условиях микро - и макросреды (семье, школе, социальной группе).
«социальная активность» проявляется в поведении, направленном на поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять эти правила своим сверстникам.
«здоровье нравственное» - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.