Презентация Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья


«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Кречетова Т.И. МБОУ «Змеиногорская СОШ с УИОП» Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. 8 принципов инклюзивного образования:Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;Каждый человек способен чувствовать и думать;Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;Все люди нуждаются друг в друге;Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Категории детей с нарушениями развития: Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;Дети с ЗПР;Дети с нарушениями интеллектуального развития;Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития. В нашем МБОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). Целями деятельности ПМПк являются коллективная разработка и планирование системы комплексного сопровождения воспитанников в рамках школьного образовательного процесса. Задачи ПМПк:Своевременное выявление и комплексное обследование детей, имеющих отклонения в адаптации, обучении, поведении;Выявление резервных возможностей развития детей;Определение характера, продолжительности и эффективности специальной ( коррекционной) помощи исходя из имеющихся в ОУ возможностей;Разработка программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей.Консультирование в ходе разрешения сложных или конфликтных ситуаций;Подготовка и ведение документации, отражающих актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;Организация взаимодействия педагогов и специалистов ОУ, участвующих в деятельности ПМПк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка. Структура деятельности ПМПк: Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Мед. сестра Врач-педиатр Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Старший воспитатель Педагог-психолог Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Инструктор по физ. культуре Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель Учитель-логопед Старший воспитатель Педагог-психолог Мед. сестра учитель физ. культуры Муз. руководитель Врач-педиатр Воспитатель ГПД Учитель-логопед Зам. по восп. раб. Педагог-психолог Направления коррекционно-педагогического сопровождения:Диагностическое направление;Проектно-организационное направление;Коррекционно-развивающее направление;Консультативное направление;Информационно-просветительское направление. В обязанности учителя-логопеда входит информирование специалистов Консилиума об особенностях речевого развития воспитанника, разработка Программ коррекционно-развивающей работы; ведение документации Консилиума. В обязанности педагога-психолога входит углубленное изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций: оказание методической помощи учителям в разработке коррекционных Программ индивидуального развития ребенка. В обязанности учителя входит информирование специалистов консилиума об особенностях усвоения программного материала, поведения, общения ребенка, Участвует в разработке программ коррекционно-развивающей работы, ведения наблюдения за детьми. Учитель дает ребенку характеристику, формирует в обобщенном виде смысл трудностей в его воспитании и обучении. Воспитатель ГПД разрабатывает индивидуальный маршрут развития ребенка. Консультирует родителей по вопросам воспитания, обучения и развития ребенка на дому. Медсестра информирует о состоянии здоровья ребенка, его возможностях; по рекомендации Консилиума обеспечивает его направление на консультацию к специалистам. В ходе консилиума дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка. На заседаниях ПМПк специалистами и педагогами отслеживается результативность прохождения детьми программ индивидуального обучения и динамика развития ребенка. Деятельность консилиума осуществляется в три этапа (можно сказать три заседания):Подготовительный (сентябрь, октябрь)Промежуточный (февраль)Итоговый (май) Взаимодействие школы и семьи – необходимое условие полноценного развития детей. Деятельность руководителя МБОУ по обеспечению процесса интеграции детей с ОВЗ направлена на обеспечение:Положительного психологического климата в ОУ;Достаточного уровня профессиональной подготовленности педагогических кадров;Наличия специальных коррекционно-развивающих программ;Системы стимулирования труда;Материально-технической базы развития инновационных процессов в МБОУ;Систематической оценки результатов сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!