Выступление по теме «Применение дистанционных технологий на уроках окружающего мира при обучении детей с ДЦП


Тема выступления
«Применение дистанционных технологий на уроках окружающего мира при обучении детей с ДЦП».
Гуськова О.В.
2015 год.
Своё выступление я хотела бы начать со слов:
«Каждое мгновенье жизни — еще одна возможность.»?
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.
У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждается не только в лечебной и социальной помощи, но и в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.
В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы [4] заявлен принцип равного доступа детей к полноценному качественному образованию независимо от состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развитие дистанционного образования. Приоритетным направлением работы признано предоставление дистанционных образовательных услуг детям с тяжелыми нарушениями, которые не могут посещать общеобразовательные учреждения в силу многих причин, лишены возможности получить качественное образование. Кроме того, в настоящее время ведущими направлениями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются их интеграция и социализация. Для детей с ограниченными возможностями открываются новые возможности в получении образования, реализации своих возможностей. Дистанционное обучение призвано реализовать право каждого ребёнка на образование и получение информации.
           
Я работаю учителем начальных классов в МАОУ ДСОШ № 4 с УИОП. В 2013 году прошла курсы « Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», которые подразумевает работу с детьми  с ограниченными возможностями здоровья. Ранее я не имела опыта работы с такими детьми, поэтому всё для меня было новым. Пройдя эти курсы, я стала работать с девочкой-инвалидом. ( слайд 1)  В настоящее время  девочке 12 лет и она является ученицей 4 класса.             Детский церебральный паралич в нашем случае, проявляется в виде двигательных и речевых нарушений. Несмотря на всевозможные  усилия со стороны  родителей, девочка не может обслуживать себя, она не овладела ходьбой. Поэтому учебные занятия проходят на дому и дистанционно, три раза в неделю, соответственно учебному плану школы. Вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми делает ребёнка социально-неадаптированным, поэтому любой урок с таким учеником – это, в первую очередь – общение. Общение, которое даёт  уверенность в себе и умение нравиться себе; умение общаться с другими людьми; способствует и мотивирует на посильную самостоятельную деятельность; помогает понять окружающий мир и  адаптироваться в социуме.   
Широкое распространение сейчас получает дистанционное обучение детей-инвалидов.
В 2013 году школа вступила в проект по реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
Каждому такому ребенку проводится домой интернет и устанавливается компьютер с комплектом специального оборудования. Компьютеры устанавливаются и в школе для учителей, которые работают с детьми-инвалидами. Такое же оборудование установлено и у моей ученицы. Удачно дистанционными получаются  уроки чтения и окружающего мира, когда с ребёнком просто можно вести диалог, рассматривать иллюстрации, рассказывать и показывать. Но  в нашем случае такие уроки  без помощи родителей  не могут быть осуществлёны.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОТ для детей с ДЦП
Предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного их пребывания.
Свободное пользование различными информационными ресурсами для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время.
Усиление личностной направленности процесса обучения.
Повышение эффективности обучения путем внедрения инновационных образовательных технологий.
Обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
Создание условий для применения системы контроля качества.
Основные технологии, используемые на уроках окружающего мира для детей с ДЦП :Кейс – технология (основана на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылка для самостоятельного изучения при организации регулярных консультаций)
ТВ – технология (базируется на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно–методических материалов и организации регулярных консультаций)
Сетевая технология (использование сетей телекоммуникации для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и интерактивного взаимодействия между учителем и обучающимся)
Повышение эффективности обучения путем внедрения инновационных образовательных технологий.
Обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня.
Создание условий для применения системы контроля качества.
Характерные черты дистанционного обучения на уроках окружающего мира:
Психологические условия успешности
Ограниченное время
Неограниченное количество ресурсов
Участие в конкурсах, олимпиадах, выставках
Более подробно остановлюсь на уроке окружающего мира. Тема урока «Размножение и развитие растений».
При объяснении новой темы я использовала видеоурок по теме «Размножение и развитие растений» http://yandex.ru/video/search?filmId=m2UG_YiNUXI&text=%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%203%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&path=wizardОбсудили какие растения могут размножаться семенами, а какие другими способами. (фрагменты видеоурока)
http://yandex.ru/video/search?text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%20%D0%B2%203%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B0%D0%B7%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&path=wizardДо того, как мы подошли к этому уроку, я попросила родителей Даны вместе посадить семя растения и понаблюдать, как оно растет. (фото)
После прохождения данной темы был предложен тест на закрепление знаний. (фото)
http://viki.rdf.ru/item/2947/download/ (слайд)
Справиться со сложностями на уроках нам частично помогают современные технологии.
Добавлю, что успешность моей работы во многом связана с осуществлением  психолого-педагогического сопровождения ребёнка  и тесным контактом с родителями.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М.: Академия, 2001. — 192 с.
2. Никитина Л. Н. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2012. — 191 с.
3. Особенности обучения ребёнка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях. — М.: СПб.: Нестор-История, 2012. — 216 с.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы. — режим открытого доступа http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html