Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по педагогической коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья.


Государственное автономное учреждение
«Марксовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Отделение социально-реабилитационной помощи
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях по педагогической коррекции для детей с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила:
воспитатель Н.А. Саранча
г.Маркс2015гЦель: Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, прививать навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих.
Под здоровьесберегающими технологиями в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в процессе обучения идет на пользу здоровья обучающихся.
В.А. Сухомлинский утверждал, что «… забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил … и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху.
Продолжая мысль великого педагога, задача любого воспитателя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества, и найти адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию мышления ребенка и его способности «к конструированию» собственного здоровья.
На своих занятиях по кружковой работе (тестопластика) использую разные виды техники, они помогают развить творческие способности ребенка, тем самым осуществляя работу по формированию активной творческой, которой можно работать и в плане формирования здорового образа жизни. Занимаюсь не только тестопластикой, но и работаем с бумагой – бумажной аппликацией; эти занятия развивают мелкие мышцы кистей рук детей (мелкую моторику).
Для активации и отдыха детей на занятиях, а также для снятия утомления предусмотрены здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки с подвижными играми.
Также можно использовать на занятиях элементы арт-терапии, так как арт-терапия включает в себя несколько аспектов здоровьесберегающих технологий. В основе арт-терапии лежит творческая деятельность. Она является главным механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуации, найти форму ее разрешения. Через игру, сказку, ручной труд арт-терапия дает выход внутренним конфликтам.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его способностей. Использование арт-терапии на занятиях создает положительный настрой в группе, снижает утомляемость, дает положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышении адаптивных способностей детей, способствует творческому самовыражению.
Принципы здоровьесберегающих технологий, применяемых на занятиях.
- Принцип ненанесения вреда.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье детей.
- Приоритет соответствия содержания организации обучения возрастным особенностям обучающихся.
- Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.
Применяю игровые формы: подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание); игры-соревнования (дети делятся на две группы, команды и выполняют условия игры); пальчиковые игры; диалоги с героями сказок, мультфильмов.
Даже дети подросткового возраста любят быть волшебниками, играть в сказку: «Почему сказка любимый детьми жанр?».
Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание: «любовь, добро и счастье», переходящие от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии). Но как бы не велико было значение сказки для поддержания духовного мира детей не она одна используется в качестве терапевтического средства на занятиях.
Огромные возможности для поддержания здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может и привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы намного доброжелательнее, уравновешеннее, спокойнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную. Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Слушая музыку природы: звон ручья, пение птиц, завывание ветра, стрекотание кузнечиков, шум морского прибоя, шелест листвы, ребенок успокаивается, получает удовольствие, отвлекается от посторонних мыслей. Мелодия пробуждает не только эмоции, но и ощущения, влияет, практически, на все жизненные функции. В особенности на всю нервную систему, дыхание и кровообращение.
Ритм оказывает прямое влияние на человека и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах: сердца, дыхания.
Гармония производится одновременным звучанием нескольких звуков, гармонирующих друг с другом. В душе человека преобладание диссонансов является выражением разлада, конфликтов.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии обучающихся, в формировании их мировоззрения. Через чувства, эмоции самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение обучающихся опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.
Известный советский писатель В. Белов в своей книге «Лад» высказывает такую мысль: «Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).
Нужно стремиться пробудить в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу, воспитателю. Но, если каждый из нас задастся этой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.