Доклад на тему: Педагогическое общение с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Крашеница Елена Александровна
учитель-логопед коррекционной школы-интерната VIII вида»



Доклад на тему:
«Педагогическое общение с детьми
с ограниченными возможностями здоровья»















2016 год

Вся наша жизнь проходит в общении и с собой, и с людьми. «Общение – это единственная роскошь, дарованная человеку,» - так охарактеризовал общение Антуан де Сент-Экзюпери. Это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членов единого общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Можно сказать, что любое взаимодействие между людьми – это и есть общение. Например, ты улыбнулся незнакомому человеку на улице, а он тебе; ты поднял руку своему знакомому, а он ответил тем же; ребёнок просит игрушку, указывая в ту сторону, где она находится, а вы её берёте и подаёте ему. Как видим, в качестве знаков-средств общения выступают и мимика, и жесты, и действия, и слова. То есть, общение это не просто взаимодействие, а сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению.
Давно доказано, что между качеством общения и эффективностью любой деятельности существует тесная связь. Учебная деятельность не является исключением.
Многочисленные беседы, проведённые с детьми и их родителями, свидетельствуют о том, что ребят угнетает не столько трудность познания, сколько трудности общения – с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше школьники, тем более повышенные требования предъявляют они к учителю в сфере организации взаимоотношений.
Вот почему каждый учитель должен правильно наладить педагогическое общение со своими учениками.
Под педагогическим общением понимают систему взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательных воздействий, организации педагогически целесообразных взаимоотношений, формирование благоприятного для психического развития ребёнка микроклимата в группе.
На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 1520 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».
Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», многие, с позволения сказать «педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога В. А. Сухомлинского, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и это особенно важно обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот чтобы цена слова постоянно возрастала».

Особое внимание в вопросе педагогического общения следует уделить общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Умственно отсталые дети – одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, находящихся в специальных школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталых лиц к доступному им общественно-полезному труду и приобретение ими социального опыта. Дети с ОВЗ имеют свои особенности.
Так, к специфическим особенностям познавательной деятельности относятся ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, замедленность восприятия, нарушение всех видов памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания, потребность в более длительном периоде для приема и переработки сенсорной информации. В мышлении обнаруживается недостаточность словесно-логических операций, в речи, как правило, наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, несформированность лексико-грамматического строя. Нарушения интеллектуальной деятельности, безусловно, сказываются на учебной деятельности: слабая регуляция произвольной деятельности, низкий навык контроля и самоконтроля приводят к неумению спланировать свою деятельность, довести ее до конца, сравнить и оценить результаты. Недостаточное понимание материала приводит к замене многих логических связей механическими. В результате приобретаемые знания часто бессистемны, поверхностны, долго автоматизируются, быстро забываются, не используются в новых ситуациях. Несформированность навыков интеллектуальной и учебной деятельности сопровождается нарушением внимания, повышенной истощаемостью и, соответственно, низкой работоспособностью. Если таким детям вовремя не оказывается помощь, направленная на развитие и коррекцию интеллектуальной и учебной деятельности, а также не устранение пробелов в знаниях, то велика вероятность возникновения вторичных нарушений, в виде школьной дезадаптации, личностных изменений, трудностей в поведении, социальной адаптации.
Учитывая особенности детей-олигофренов, педагогическое общение приобретает иной характер. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учётом специфики психики и здоровья каждого ребёнка. Дети с ОВЗ более замкнутые, у них присутствуют проблемы в общении не только со сверстниками, но и со взрослыми. В процессе социализации этих детей важная роль принадлежит коммуникативному общению, которое помогает вступлению воспитанников в мир социальных отношений, готовит их к активной общественной жизни.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. От стиля зависит психологическая атмосфера, эмоциональное благополучие. Определенную роль играет и незнание технологии общения, отсутствие у педагога нужных приемов общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны еще и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения могут укорениться и “въесться” в творческую индивидуальность учителя, а порой становятся штампами, усложняющими педагогический процесс и снижающими его эффективность.
Кроме того, немаловажное значение для продуктивного общения с детьми с ОВЗ имеют качества личности учителя:
- глубокое знание психологии ребёнка (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов)
- социальная установка на человека (аттракция);
- безусловное принятие ребёнка – принцип предвосхищающего уважения;
- развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение;
- воспитанность эмоциональной сферы;
- самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения;
- коммуникативные умения – умения вступать в общение, выбирать и создавать новые способы коммуникации, владение техникой общения;
- речевое развитие;
- педагогическая интуиция.
Ребёнок с ОВЗ может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему может помочь правильно организованное педагогическое общение. Каждый учитель и воспитатель, работающий с детьми с ОВЗ, должен сделать всё возможное, чтобы обеспечить все условия своевременного и полноценного развития личности ребёнка, способного найти и реализовать себя в самостоятельной жизни.



В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Заголовок 115