ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КЕЙС-СТАДИ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ


Брост Анна Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ "СОШ№26", г. Абакан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ "КЕЙС-СТАДИ" В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование, всё больше внимания уделяется развитию многогранной личности, способной к самооценке, к саморазвитию, к самоанализу.
В связи с этим ощущается острая потребность в таких методах обучения, которые бы способствовали развитию навыков и умений, позволяющих эффективно справляться с проблемами и трудными случаями, возникающими в реальной учебной деятельности.
Такой метод обучения получил определение «кейс-стади». В буквальном переводе с английского case study – изучение случаев, или, как ещё наиболее часто переводится в печати, ситуационный анализ.
«Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а точнее, Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в 1924 году во время преподавания достаточно локальной профессиональной области – управленческих дисциплин.
В российской образовательной практике только в 90-е гг. ХХ в., когда произошло стремительное обновление содержания всех дисциплин, создались благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения в целом, и кейс-метода в частности.[1]
Case Study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.[2]
Метод «кейс-стади» развивает следующие навыки:
1. Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
2. Практические навыки. Проблема, представленная в кэйсе, способствует формированию на практике навыков использования полученной информации.
3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, кейс - ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки. Среди них можно выделить такие как: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие медиа-средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки. В ходе обсуждения кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения.
Некоторые ученые считают, что кэйсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кэйсам можно отнести кэйсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кэйс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кэйсу развиваться и оставаться актуальным длительное время. [3]
Источники кейсов:
Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников.
Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.
Научность и строгость кейсу придают статистические материалы.
Добротные материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей, монографий и научных отчетов, посвященных той или иной проблеме.
Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.[2]
Характеристика этапов работы метода «кейс-стади» на примере урока развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе:
Метод «кейс-стади» представляет собой поэтапную работу над проблемной ситуацией.
I. Подготовительный этап это сбор и формирование информационного и раздаточного материала.
Обучающий кейс сформирован из:
проблемной ситуации (описание конкретной проблемной ситуации: "В прошлом году, после изучения повести Николая Васильевича Гоголя, ученики 7 класса написали сочинение. Один из них выбрал тему «Остап и Андрий – братья и враги». Тема ему показалась простой и понятной. Он написал много и обо всем: и об их отце, коренном, старом полковнике, о его любви к Родине, и о Запорожской Сечи и её традициях, и об их воспитании, учебе, сражениях и гибели. Но за это сочинение ученик получил «неудовлетворительную» оценку".
Перечня вопросов и заданий, необходимых для выявления пути (путей) разрешения существующей проблемы и сопутствующего материала, необходимого для выполнения задания:
Материал «как написать сравнительную характеристику двух героев?»
Вопросы для характеристики образа Остапа и АндрияСопоставительная таблица «Образы героев»
Параметры для сравнения Остап АндрийОтрывки из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», характеризующие главных героев
Схема составления плана сочинения сравнительная характеристика двух героев
II. Рабочий этап. Это собственно знакомство обучающихся с содержанием кейса, его анализ, диагностика проблемы, поиск путей её решения самостоятельно или в процессе дискуссии с другими учащимися, с учителем.
1. Знакомство с проблемной ситуацией
2. Обозначение проблемы: Почему ученик получил «неудовлетворительную» оценку. Что надо сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации?
3. Коллективный поиск путей её решения (класс делится на 4 группы):
Работа с материалом «как написать сравнительную характеристику двух героев?» и заполнение колонки «Параметры для сравнения» в сопоставительной таблице «Образы героев»
Выступление «ораторов» каждой группы. Дискуссия, поиск единых параметров
Работа с вопросами и отрывками из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», характеризующими главных героев: 1 и 2 группы работают над образом Остапа и заполняют колонку «Остап» из сопоставительной таблицы «Образы героев», 3 и 4 группы – над образом Андрия, и также заполняют соответствующую колонку в таблице
Выступление групп. Слушая выступление «оратора» из 1 группы и дополнения ответа – из 2, учащиеся из 3 и 4 группы заполняют колонку «Остап», и наоборот
Заключительный этап. Принятие решений по проблеме в ходе заключительного обсуждения на занятии.
Работа в группах по составлению плана сочинения на тему: «Остап и Андрий – братья и враги»
Обсуждение и корректировка планов
Рефлексия
Домашнее задание
Опыт проведения занятий с использованием метода ситуационного анализа показывает, что тема усваивается учащимся достаточно быстро и прочно. Пример решения реальной жизненной задачи обеспечивает стойкий интерес к поднимаемому вопросу, формирует правильные учебные умения, обеспечивает подготовку выпускника, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения. Метод «кейс - стади» с высокой эффективностью решает задачу практической направленности образования.
Список литературы:
Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К. Гейхман // Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.casemethod.ru
Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. [Электронный ресурс] / Доступ: http://www.lan.krasu.ru