Использование технологии Кейс-стади в образовательном процессе


Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе Метод Кейс-стади – история вопроса Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации.Метод разработан в 20-х гг. в Гарварде.Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы Современная ситуация в образовании Классическое образованиеМассовостьСтабильностьТрадиционализмЗавершённостьНормативностьЦельРезультат – знания Современное образованиеИндивидуальностьНеустойчивостьИнновацииНепрерывностьТворчество и неповторимостьСамоцельРезультат – компетентность, самостоятельность Специфика метода КС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения проблемы, который, по мнению слушателя, является оптимальным в сложившейся обстановке.КС ставит студента и преподавателя в позицию участника ситуации, который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий. Методологический контекст Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейсаОбразование определяет цели и задачи интегрированные в кейс-метод Наука – третий источник кейса Типы кейсов Практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Структура Кейса Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный авторомВопросы или задания для работы с кейсомПриложения Этапы разработки кейса Определение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейсаПостроение, или выбор модели ситуацииСоздание описанияСбор дополнительной информацииПодготовка окончательного текстаПрезентация кейса, организация обсуждения Как организовать работу с кейсом Вне аудиторииОпределение темы кейсаПроведение исследованияПодготовка кейсаРазработка вопросов к аудитории В аудиторииПрезентация кейсаОрганизация работы малых групп по анализу кейсаПрезентация работы группАнализ и оценивание результатов Как организовать работу Текст КС должен быть роздан студентам до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросыВ начале занятия проверяется знание слушателями материала КС Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курсаСлушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени Как организовать работу В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решениеЕсли КС грамотно составлена, то решения групп не должны совпадать! Как организовать работу Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств)Преподаватель организует и направляет общую дискуссиюПреподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги. Результаты работы с кейсом УчебныеОсвоение новой информацииОсвоение методов сбора данныхОсвоение методов анализаУмение работать с текстом Соотнесение теоретических и практических знаний ОбразовательныеСоздание авторского продуктаОбразование и достижение личных целей Повышение уровня профессиональной компетентностиПоявление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем Профессиональные компетенции педагога Организации совместной деятельностиОрганизация коммуникацииКонсультированиеПроблематизация РефлексияИсследование и выбор исследовательских методовОсобенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Принципы организации работы Партнерство, сотрудничество и взаимодействие Творчество и создание авторского продуктаПроектирование совместной деятельности и процесса обученияВыбор способа представления позиции и результата работыПрагматизм