Использование группового метода и зачетной системы с целью повышения контроля знаний на уроках математики


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Использование группового метода изачетной системы с целью повышенияконтроля знаний на уроках математикиУчитель математики Клочкова В.И.
г. Георгиевск
Уже несколько лет в совей работе я применяю систему приёмов и методов, позволяющую ученикам, овладеть навыками самостоятельной работы, повышающую познавательную активность ребят, дающую возможность более объективно оценить их знания.
В основе этой работы зачётная система и групповой метод проверки и оценки знаний учащихся.
Применяемая мною зачётная система не только включает в себя проведение зачётов, но и предусматривает специальное построение системы уроков, по всей изучаемой теме в целом, также использование различных приёмов, позволяющих включить каждого ученика в активную работу.
Я использую опыт по применению лекционно-семинарской системы преподавания. Уроки делятся на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации и зачётные уроки.
Лекции.
Форма работы - фронтальная. Всё, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается сразу для всех.
Практические занятия.
Групповая форма работы. Все члены группы заинтересованы в решении ключевых заданий и задач по теме.
Консультации.
Форма работы - индивидуальная. На этих уроках учащиеся могут работать’ над различными заданиями, в зависимости от своей подготовленности.
IY. Семинары.
Форма работы - коллективная. Каждый член группы обучает своего товарища.
Y. Зачётные уроки (текущие и тематические).
Форма работы - индивидуальная.
Такое деление и название уроков в значительной степени условно, но они удобны, так как уже по названию уроков учащиеся заранее знают как будет на нём организована учебная деятельность.
Изучение большой темы 15-20 и более уроков , начинается с сообщения учащимся плана работы : сколько часов отведено на практику, зачёт по практике, сколько уроков на углубление знаний по теме. Изучение темы завершается контрольной работой.
План вывешивается на стенд. Так же заранее на стенд вывешивается : письменные упражнения с которыми каждый ученик должен справиться (обязательные результаты обучения ),а также задачи , отвечающие более, высокому уровню знаний
Учащимся даётся долговременное домашнее задание, нацеленное на подготовку к зачёту и контрольной работе .Ребята могут обращаться к учителю
или консультанту за помощью в случае , если он затрудняется в выполнении задания . Для тех, кому это необходимо , организуются консультации. Кроме долговременного задания есть и текущее ,которое проверяется консультантами и помощниками консультантов до урока и учителем на уроке .На «3» учащиеся должны выполнить задания аналогичные приведённые в списке обязательных и отвечать на поставленные вопросы.
На «4» ученик должен уметь доказать изученные теоремы , уметь решать задачи , где требуется лишь непосредственное применение приобретённых знаний, но уровень применяемых технических приёмов несколько выше обязательного.
На «5» оценивается умение работать в относительно новой для ученика ситуации, т. е . умение решать задачи, где потребуется прежде всего увидеть' возможность применения полученных знаний; для получения высшей оценки, требуется определённая глубина знаний. Ученику приходится находить способ или приём для решения задачи.
Подборку такого объёма материала способствуют дидактические материалы. В выставлении итоговой оценки, как среднего бала из текущих отметок пришлось отказаться. Итоговая оценка является результатом отметок за текущие зачёты и контрольные работы.
В течение изучения темы проводятся 2-4 текущие работы. Они помогают выявить проблемы в усвоении знаний на обязательном уровне.
Задания в основном взяты аналогичные обязательным результатам обучения и можно за них оценку не ставить, а лишь «+» или «-», то есть «сдал» или «не сдал». Если за текущий зачёт «-», то даётся время на пересдачу. Здесь большую помощь оказывают консультанты и их помощники. На переменах или перед первым уроком они объясняют члену своей группы задачи, которые вызвали затруднения. Консультанты и их помощники помогают проверить самостоятельные работы (учитель обязательно потом перепроверяет), доказательства теорем, спрашивают правила, законы, ведут свой журнал, в который выставляют оценки за задания, правила, теоремы и т.д..
Это положительно влияет на речь учащихся, они учатся правильно говорить, математически мыслить, сопровождать свои ответы рисунками (если это необходимо при ответе). Консультанты и их помощники помогают принимать зачёты у товарищей своей группы. Зачёт сначала сдают консультанты учитейю, пока остальные готовятся. Консультанты принимают зачёт у своих помощников. А затем уже консультант принимает с помощником зачёт у своих членов группы.
Группа состоит из шести членов: консультант, помощник и четыре члена группы. Сидят они за тремя столами, причём консультант и помощник вместе за одни столом, и за средним (см.рисунок)
1 2
консультант помощник
3 4
Впереди и сзади их сидят члены группы. На уроке, если идёт групповой метод работы, консультант работает со своей парой, а помощник со своей. С мест никто не встаёт, к рабочему шуму не отношусь отрицательно.
Если к концу изучения темы все задания выполнены верно и за текущие зачёты стоят «+», то ученику можно поставить автоматически «3», если он не согласен, то сдаёт на «4» и далее на «5»., в основном получается 12-14 зачётов в год.
Например, в коррекционном классе по темам натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби, углы и их виды, единицы измерения, прямоугольный параллелепипед. В зачёт включилось:
подведение итогов выполнения заданий обязательного уровня. Консультанты и их помощники с помощью учителя выставляют оценку- за качество выполнения заданий по данной теме.
Опрос учащихся по правилам. Учитель и консультанты с помощниками опрашивают учащихся. Те кто ответит приступают к третьему заданию.
Выполнение итоговой разноуровневой контрольной работы.
Использовался блочный метод изучения теоретического материала. В блок
входидо: повторение нужного материала для новой темы, непосредственно сам новый материал, закрепление изученного на основе групповой работы на уроке. Самостоятельная работа на 10-12 минут. Консультанты с группами учащихся выполняют индивидуально групповые задания.
Использование элементов зачётной системы позволяет обеспечить активность и самостоятельность учащихся на каждом уроке. Ценность такой работы в том, что значительно экономит время, подтягиваются отстающие, «растут» лучшие учащиеся. Укрепляется взаимодоверие, воспитывается коллективизм.
Большую роль в развитии навыка мышления ученика играет систематически проводимая и правильно организованная письменная самостоятельная работа.
Организация и построение письменных самостоятельных работ ставят много проблем: какие формы должна иметь письменная самостоятельная работа, какого типа задания необходимо и можно включать в самостоятельные работы, какова последовательность этих заданий и многое другое.
Рассмотрим различные виды заданий, с которыми сталкиваются ученики при самостоятельной работе. В соответствии с формами познавательной деятельности учащихся выделяются три типа заданий:
Репродуктивные;
Реконструктивные;
Вариативные.
Первый вид заданий репродуктивного типа выполняются учащимися на основе образца или подробной инструкции, на основе известных формул и теорем. К ним относятся задания на воспроизведение или непосредственное- применение теорем, определений, свойств тех или иных математических объектов. К этому же виду относятся задания на решение задач по известным формулам и задания на непосредственное применение формул, если для их выполнения не требуются привлечение ранее изученного материала.
■Л
Задание «Представьте в виде многочлена выражение (2 - а) »-
репродуктивного характера, а задание «Представьте в виде многочлена выражение (а - в) (а +2) - (2 - а)2» - не является репродуктивным. К репродуктивным относятся также задания на узнавание, распознавание различных объектов, свойств различных объектов. Например, задание «Из множества выражений выпишите дроби», «Какие из следующих графиков являются графиком прямой пропорциональности», «Какие из следующих уравнений являются квадратными» и т.д.. Такие задания позволяют выработать основные навыки и умения, необходимые в изучении математики. При выполнении репродуктивных заданий деятельность учащихся протекает в форме простого воспроизведения изучаемого материала. Они мало способствуют развитию мышления учащихся, однако они необходимы, так как такие задания создают базу для дальнейшего изучения математики и таким образом' способствуют выполнению заданий более высокого уровня.
Второй вид заданий реконструктивного типа указывают только на общий принцип решения. Например, «Решите графически неравенство» или на соотнесение к тому или иному материалу, например «Решите задачу с ©оставлением системы уравнений».Выполнение таких заданий возможно только после; того, как ученик сам реконструирует их, соотнесёт с несколькими репродуктивными. К такого рода заданиям можно отнести задания на построение графиков, когда ученику, знающему общий метод построения графиков, необходимо проанализировать свойства конкретной функции и для неё выбрать наиболее удобный метод построения. К такого рода заданий относятся задачи на составление уравнений. При решении этих задач ученику необходимо словесную формулировку задачи перевести на язык алгебры. К ним же надо отнести и задания, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, теорем, если все эти формулы, теоремы, алгоритмы даны в явном виде, например, «Представьте в виде многочлена выражение (а - в) (а +2) - (2 - а) ». Все эти задания характерны тем,, что приступая к их выполнению, ученик должен проанализировать возможные общие пути решения задачи, отыскать характерные признаки объекта, использовать несколько репродуктивных задач. Реконструктивные задания - наиболее распространённый вид заданий, используемых на всех этапах учебного процесса.
Третий вид заданий вариативного типа характеризуется более высоким уровнем воспроизводящей деятельности и переходом её в творческую деятельность. При выполнении их ученику необходимо из всего арсенала математических знаний отобрать нужные для решения данной задачи, воспользоваться интуицией, найти выход из нестандартной ситуации.
К такого рода заданиям относятся так называемые задачи «на сообразительность» задачи «с изюминкой», многие задачи на доказательства (когда нет жёсткого алгоритма доказательства», а также задачи, в которых- необходимо создание новых алгоритмов для их решения. Например, «Вставьте пропущенные одночлены так, чтобы получилось тождество
а2 + бав + ... = (... + ...)2
К вариативным относятся и задания на составление различных задач.
;Чтобы развивать мышление учащихся, формировать у них различные виды деятельности на всех этапах обучения математике, необходимо использовать различные виды заданий.
Письменные самостоятельные работы по своему дидактическому назначению можно разделить на два вида: обучающее и контролирующее.
Обучающие работы в свою очередь можно разделить на две группы: работы по формированию знаний и работы по формированию навыков. Цель работ по формированию знаний состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности учащихся довести до сознания ученика содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с ранее известными .Эти работы проводятся при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового материала.
Цель работ по формированию навыков состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности совершенствовались приобретенные учащимися навыки выполнения тождественных преобразований, решения уравнений, неравенств, различного рода задач, навыки построения графиков различных функций. Эти работы могут проводиться практически на каждом уроке. При составлении заданий для таких работ следует исходить из принципа «от простого к сложному». Содержание и порядок вопросов и заданий в работе должны определять течение мысли учащегося , фиксировать внимание на трудных моментах, вырабатывать логику суждений. Каждое предыдущее задание должно помогать выполнять последующее, а последующее - готовить к восприятию новых заданий и закреплять предыдущее. Упражнения, следующие одно за другим, должны в принципиальном отношении незначительно отличаться друг от друга.
После того, как материал хорошо усвоен и учащиеся свободно справляются с работами по формированию знаний и навыков, необходимо, проверить и оценить приобретенные ими знания. Контролирующие работы
необходимо проводить после логически завершенных циклов учебного материала, что дает возможность проверить степень усвоения материала учащимися. Очевидно, что и форма контроля, и структура задания определяется целью и характером знаний, которые должны быть достигнуты учащимися.
Письменную проверку знаний и умений учащихся необходимо проводить на различных этапах усвоения изучаемого, что дает возможность несколько раз получить информацию об усвоении одного и того же материала. С этой целью целесообразно проводить различного рода контролирующие работы: проверочные, контрольные, обзорные и итоговые.
Проверочные самостоятельные работы предназначены для проверки усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения темы. При их выполнении учитель своевременно получает информацию о том , как усваивается тема, что позволяет ему вовремя выявить ошибки. Учащиеся же получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме.
.Контрольная работа. Её цель - проверить усвоение темы по окончании её изучения. При составлении контрольной работы необходимо помнить, что в результате работы должен быть проверен обязательный для усвоения материал, причем на том уровне сложности, которого требует программа. Включение в контрольную работу заданий повышенной трудности, требующих от ученика сообразительности, очень полезно. Это приучает его к творческому подходу, вызывает интерес к предмету, дает возможность проявить ученику математические способности, а учителю получить информацию о возможностях его учеников.
Обзорная работа. Такая работа позволяет учащимся повторить материал, систематизировать знания, установить связи между- изучаемыми вопросами. В данную работу следует включать задания на все выделенные умения и навыки, причем на различных уровнях сложности. При этом не должно быть заданий, отягощенных сложными тождественными преобразованиями, трудоемкой вычислительной работой, требующих на свое выполнение много времени. Задания должны быть четкими, конкретными и понятными.
Итоговая работа. Такие работы целесообразно составить по основным линиям изучаемого курса, что дает возможность ученику сосредоточиться на одном вопросе, например : «Решение уравнений», и в тоже время повторить все смежные вопросы, связанные с решением уравнений.