Конспект урока по внеурочной деятельности Кислоты и щелочи (основания)


Сценарий занятия
Этапы занятия Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые
универсальные учебные действия
Мотивация к учебной деятельности Здравствуйте ребята!
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
А теперь тихонько сели,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, подмигнули.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Желаю вам хорошего настроения на нашем занятии. Приветствуют учителя Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Актуализация знаний и выявление затруднений Ребята, отгадайте загадку.
Лакмус будет в них краснеть,
Растворятся - цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работыЭти жгучие ….
Правильно, это кислоты!
Тема нашего урока «Кислоты и щелочи (основания)»
Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать. Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир веществ.
Девиз нашего путешествия: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Отгадывают загадку Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполаганиеПостановка учебной задачи В ходе нашего путешествия мы сделаем несколько остановок, на каждой из которых вы будете получать задания. Выполнение заданий позволит вам успешно завершить путь.
Слушают учителя Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;
логические – формулирование проблемы.
Построение проекта выхода из затруднений 1. Итак, первый этап – Океан Информации 
Здесь мы вспомним свойства веществ.
Вы знаете, что все окружающие нас предметы принято называть физическими телами, а то, из чего они состоят, – веществами. А что изучает наука химия?
Правильно, химия – это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях одних веществ в другие. 
Часть веществ, которые находятся среди нас, даны нам природой. Это вода, кислород, нефть, серебро, белки, жиры и другие вещества.
Вода – удивительнейший из природных материалов, которая сопровождает нас повсюду.
Для чего человеку необходима вода?
А растениям для чего нужна вода?
Какой мы можем сделать из этого вывод?
Вода – универсальный растворитель. Все химические реакции в организме происходят в воде. Сама жизнь зародилась в воде. Невозможно назвать растительный или животный организм, в котором вода не составляла бы основу. Одним словом, без воды существование биосферы невозможно
Сейчас мы посмотрим опыт. Перед вами 3 пробирки. В одной вода. А в двух других мы растворили в воде кислоту и основание. Нам, необходимо используя специальное вещество индикатор, определить в какой пробирке, что находится.
Ребята, а кто знает, что такое индикатор?
Индикаторы – это вещества, которые изменяют свой цвет в кислотах и основаниях. СЛАЙД ТАБЛИЦА
Для нашего опыта мы взяли индикатор лакмус.
Посмотрите на реактив. Какого он цвета?
Правильно, фиолетовый.
Посмотрите на слайд. Давайте разберемся, как изменится цвет индикатора, если мы добавим кислоту?
Цвет индикатора станет красным.
А если мы добавим лакмус к основанию? Цвет станет синим.
Давайте проведем опыт. Нам нужно два желающих.
А теперь вспомним технику безопасности при работе с вредными веществами. Что нельзя ни в коем случае делать с веществами?
Пробовать на вкус или нюхать.
Что нужно сделать, если реактивы попали на кожу?
Необходимо немедленно промыть большим количеством воды.
Приступаем к опыту(проводим опыт)
Мы убедились, что с помощью индикатора можно легко распознать, где содержится кислота, а где – основание.
Какая из кислот известна человечеству с древних времен? Из каких продуктов ее получали?
Уксусная. Слово “кислота” происходит от латинского названия уксуса acetum. Издревле люди выращивали виноград, давили виноградный сок, делали вино, при прокисании которого получался уксус.
В лимоне и клюкве – лимонная, в яблоке – яблочная, в щавеле – щавелевая, в кефире – молочная, в крапиве и муравьях – муравьиная.С кислотами мы сталкиваемся ежедневно. В воздухе есть углекислый газ, он растворяется в природной воде, образуя угольную кислоту. Во время грозы образуются оксиды азота. Они, растворяясь в воде, дают азотную кислоту. При извержении вулканов и работе химических заводов в атмосферу выбрасываются оксиды серы, образующие серную кислоту. Все эти кислоты выпадают на землю в виде кислотных дождей.
Вопрос. Какой вред природе наносят такие дожди?
Кислотные дожди приводят к закислению озёр и ручьёв, наносят ущерб деревьям, изменяют кислотный состав почв, ускоряют коррозию строительных материалов и красок, воздействуют на исторические здания, скульптуры и другие объекты культурного наследия человека.
Кислотные дожди возникают главным образом из-за выбросов оксидов серы и азота в атмосферу при сжигании ископаемого топлива. Растворяясь в атмосферной влаге, эти оксиды образуют слабые растворы серной и азотной кислот и выпадают в виде кислотных дождей. Ответы детей
Выполняют задания
Ответы детей
Уксусная
Разрушают почвы. Угнетают развитие растений. Разрушают здания, скульптуры. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполаганиеФизминуткаРегулятивные: планирование, прогнозирование.
Реализация построенного проекта Ребята, а кто помнит, что такое индикатор?
Индикаторы– это вещества, которые изменяют свой цвет в кислотах и основаниях. СЛАЙД ТАБЛИЦА
В первом опыте был использован лакмус.
Какого он цвета?
Правильно, фиолетовый.
Посмотрите на слайд. Давайте разберемся, как изменится цвет индикатора, если мы добавим кислоту?
Цвет индикатора станет красным.
А если мы добавим лакмус к основанию?
Цвет станет синим.
Сейчас вы проведете опыт в котором будете использовать другой индикатор – фенолфталеин.
Какого он цвета?
Правильно, он бесцветный.
Давайте посмотрим на таблицу индикаторов. СЛАЙД
Какого цвета станет фенолфталеин, если добавить его к кислоте?
Он не изменит своего цвета, останется бесцветным.
Какого цвета он будет в воде или в нейтральной среде?
То же бесцветным.
А что произойдет с его окраской в щелочи или основании?
Раствор сразу станет ярко малинового цвета.
Какой вывод мы можем сделать?
Какое вещество можно обнаружить с помощью фенолфталеина?
Правильно, щелочь или основание.
Прежде, чем приступить к выполнению, повторим технику безопасности. На слайде представлена таблица. Прочтите, какое правило записано в ней
И С К О Б О В А Т Ь Н А
М Е И РПЯ ЗЬ Л Е Н В С
И Ч Е РЕ А К Т И В ЫК У
Х
Начав движение с верхней левой клетки, и передвигаясь по горизонтали (налево или направо) или вертикально (вверх или вниз), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось правило по мерам предосторожности при обращении с химическими реактивами. Каждая буква может быть использована только один раз.
И так какое же правило у вас получилось?
Молодцы!
И не забывайте основные правила техники безопасности:
- Не пробуйте вещества на вкус!
– Не берите больше вещества, чем это необходимо!
- Строго выполняйте указания учителя!
Как вы думаете в быту мы можем встретить щелочь?
Конечно, щелочь используют при производстве всех моющих средств, мыла, шампуней и порошков.
Сегодня мы принесли вам образцы стиральных порошков и предлагаем вам определить, входит ли в их состав щелочь.
Для проведения опыта нам необходимо два желающих.
Перед вами три пробирки. В первой пробирке – вода. Во второй концентрированная щелочь (ее мы взяли в химической лаборатории), а в третьей пробирке мы приготовили раствор порошка.
Ваша задача с помощью реактива фенолфталеина определить наличие щелочи.
Капнем в каждую пробирку индикатор.
Наблюдаем, что происходит.
Цвет индикатора изменился на малиновый только в пробирках со щелочью и раствором порошка. Демонстрируют и защищают
Химические реактивы нельзя пробовать на вкус. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполаганиеДемонстрация проекта Какой можно сделать вывод проведя опыт?
В первой пробирке вода, и она не содержит щелочи.
В двух других присутствует щелочь.
Мы можем сделать вывод, что при производстве порошка используют щелочь.
Щелочь очень агрессивное химическое вещество, которое часто используют для устранения каких либо загрязнений, часто применяют в различной бытовой химии. Она отлично растворяет множество видов загрязнений различного рода: твердые налеты на кафельных поверхностях, эффективно удаляет въевшиеся пятна с ткани, а некоторые виды ткани и вовсе разрушает, настолько это сильное вещество. И не трудно себе представить, чему подвергается наша кожа, когда по нескольку раз на дню она сталкивается с агрессивным воздействием щелочи, которая входит в состав мыла. Вред мыла и действие его на кожу вполне очевидно, кожа становится сухой, теряет свою эластичность, появляется ощущения стягивания. 
При постоянном использовании, вредное воздействие мыла негативно сказывается на способности организма бороться с болезнями, проще говоря, снижает иммунитет.
Молодцы! Высказывают свою точку зрения.
Ответы детей Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.
Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.Подведение итогов Ну вот, ребята, мы благополучно добрались до последней остановки.
Пристань Итоговая .Вы, наверное, догадываетесь, что нам здесь предстоит сделать? Верно, подвести итог нашему путешествию и уроку. А для этого я задам вам ряд вопросов.
1. О каких веществах мы вспомнили во время нашего занятия?
2. Какими свойствами обладают эти вещества?
3. Что нового вы узнали за это время?
4. Что такое индикатор?
5. Что используют при производстве порошка?
6. Для чего используют щелочь?
Спасибо вам за то, что вы с интересом участвовали в приключениях и достойно проявили себя в неожиданных ситуациях. На уроке все были активны. Вы давали правильные ответы на вопросы и продемонстрировали хорошее усвоение материала. Молодцы! 
Самые активные получают оценки за урок. Ответы детей Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Рефлексия Как вы оцениваете вашу работу на уроке: если вы работали с интересом и у вас почти все получилось, то выберите – зеленую капельку; если вы не очень довольны результатом и не полностью справились с работой, то выберите – желтую капельку; если вы ничего не вспомнили и ничего не смогли сделать, то выберите – красную капельку.Встаньте, до свидания! Осуществляют самопознание своей деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Технологическая карта к внеклассному занятию окружающего мира во 3 классе по теме:
«Кислоты и щелочи (основания)»
Тема занятия Кислоты и щелочи (основания) УУД
Тип занятия занятие - исследование Цель и деятельность учителя Способствовать расширению знаний учащихся о кислотах и щелочах Планируемый результат Расширить представление о кислотах и щелочах.
Учить наблюдать, делать выводы, обобщать. Предметные:
- приобретать знания о кислотах и щелочах, видах кислот;
Метопредметные:
-овладение способность понимать внеурочную задачу занятия и стремиться её выполнять;
- отвечать на вопросы;
-обобщать собственные представления;
Коммуникативные:
- развивать способность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения;
Регулятивные:
- оценивать свои достижения на занятии;
- осуществлять пошаговый контроль своих действий;
Личностные:
- развитие мотивов внеурочной деятельности;
- формирование личностного смысла учения;
Методы и формы обучения Эвристический, проблемный метод, поисковый метод, фронтальная беседа, групповая работа. Образовательные ресурсы Мультимедийная презентация; использование кейс – оборудования для проектно – исследовательской деятельности учащихся начальных классов.