Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации по литературе в виде тестовых заданий


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
Рассмотрены и одобрены на Утверждаю
Заседании методической комиссии Зам. директора ГБПОУ ИО «ЧТПрИС»
Преподавателей общеобразовательных ___________________С.Н. Дроботенко
Дисциплин «__26___»____октября___2015 г. «________»____________ 2015 г.
Протокол № ___2____
Председатель МК
___________________ В.А. Богданова
КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения промежуточной и итоговой аттестации
по УД «Литература»
за период 2015-2016 учебного года
в группах 1 курса
технического профиля: 260807 "Повар, кондитер" со сроком обучения - 2г.10м.;
190623.01 «Машинист локомотива» со сроком обучения - 3 г.10 м.;
150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» - 2г.10 м
Разработчик(и):
Ибраева Елена Викторовна, преподаватель общественных дисциплин
ГБПОУ ИО «ЧТПрИС»
Черемхово 2015
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка2. Виды рубежных аттестационных испытаний3. Рекомендации по проведению рубежной аттестации (РА)4. Типы заданий, выносимых для проверки на рубежной (промежуточной) работе
5. Рекомендации по формированию контрольных рубежных материалов6. Критерии оценки ответов на рубежной (промежуточной) аттестации
Пояснительная записка
1.1. Настоящие рекомендации составлены в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» №12-ФЗ от 13 января 1996 г., приказа МО от 19.05.1998 г. № 1236 (обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету), исходя из программного материала на основе программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и Литература. Литература» для ПОО, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 2 от 26.03.2015 г., Москва. 2015
1.2. Итоговая рубежная аттестация (ИРА) – одна из основных форм контроля и оценки качества теоретической и практической компетентностной подготовленности обучающегося 1 курса.
2. Виды рубежных аттестационных испытаний по литературе
Итоговая рубежная аттестация обучающегося 1 курса технического профиля (по специальностям: повар-кондитер, машинист локомотива; сварщик (электросварочные и газосварочные работы)) включает следующие аттестационные испытания:
- промежуточную рубежную работу в форме тестирования (по программе предметной подготовки);
- итоговую рубежную работу в форме тестирования (по программе предметной подготовки)
Матрица рубежных аттестационных испытаний по литературе обучающихся 1 курса среднего профессионального образования (технического профиля)
Уровеньобучения Направление (профиль) /специальность Вид рубежного аттестационногоиспытания Сроки
проведения
итогового
аттестационного
испытания
Образовательный Технический (повар-кондитер; машинист локомотива; сварщик (электросварочные и газосварочные работы)) Предметная  рубежная (промежуточная) работа 1 полугодие
Образовательный Технический (повар-кондитер; машинист локомотива; сварщик (электросварочные и газосварочные работы)) 1) Предметная итоговая рубежная работа за 1 курс. Конец 1-го курса
(2 полугодие)
4. Рекомендации по проведению промежуточной и итоговой рубежной аттестации по литературе обучающихся 1 курса (РА)
Рубежная аттестация (тестирование) определяет уровень усвоения обучающимся учебной программы по литературе за первый год обучения. На тестировании проверяется знание:
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
умение:
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выделение главного из второстепенного
РА представляет собой тестирование по отдельной дисциплине (основной: русский язык или литература). Тестовая работа проводиться в письменной форме.
Программа РА включает перечень основных разделов дисциплины, выносимых на рубежную работу, и список основной литературы, необходимой для подготовки к тестированию. Программа утверждается методическим советом СПО и доводится до сведения обучающихся не менее, чем за два месяца до даты промежуточной или итоговой рубежной аттестации. Перед РА необходимо проведение обзорных лекций и консультаций.
5. Типы заданий, выносимых для проверки на рубежном тестировании
- Актуальные проблемы истории литературы XIX-XX вв. (отечественной или зарубежной);
- история развития литературных жанров и направлений;
- современный литературный процесс;
- литературная классика Х1Х-ХХ вв. в оценке критики;
- основные понятия и термины литературоведения.
6. Рекомендации по формированию контрольных (рубежных) материалов
Контрольные (рубежные) материалы представляют собой вопросы с выбором правильных ответов; отрывки текстов из произведений на установление соответствия и вопросы, предполагающие развернутый письменный ответ
7. Критерии оценки ответов на рубежном тестировании обучающихся за 1 курс
«отлично»:
знание основных закономерностей литературного процесса;
знание теории вопроса, умение анализировать проблему;
умение применять основные положения теории вопроса при анализе литературного материала.
«хорошо»:
- знание основных теоретических положений вопроса;
умение анализировать литературный материал.
«удовлетворительно»:
общее представление о теории вопроса;
неполнота анализа литературного материала.
«неудовлетворительно»:
- незнание теории и истории вопроса;
отсутствие умения анализировать литературный материал;
наличие грубых ошибок в ответе.
Промежуточная рубежная работа
12-11 баллов – 5 «отлично» (допустимо выполнение 85% - 100% заданий)
10-8 баллов – 4 «хорошо» (допустимо выполнение 65% - 84%заданий)
7-6 баллов – 3 «удовлетворительно» (выполнение 50% - 64% заданий)
5-4 балла – 2 «неудовлетворительно» (менее 50% заданий)
0-2 балла – «не аттестован» по предмету (не показал никаких результатов в достижении предмета)
Итоговая рубежная работа
Состоит из трех частей, которые оцениваются по бальной системе: часть 1 – по 1 баллу: часть 2 – по 2 балла, часть 3 – 4 балла
Отметка по пятибалльной шкале н/а «2» «3» «4» «5»
Общий балл меньше 7 баллов 7-10 баллов 11-15 баллов 16-19 баллов 20-22балла

10 класс. Итоговая рубежная работа по литературе.
1 вариант.
Часть 1
При выполнении заданий части 1 укажите номер выполненного вами задания и букву выбранного вами ответа (например, 1) - А ).
Кто из героев романа И.А. Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?
А) Захар Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Обломов
Какой тип героя изображал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?
А) Лишний человек Б) Рефлектирующая личность В) Нигилист Г) Разумный эгоист
Кому посвящено стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…»?
А) Елене Денисьевой Б) Амалии Крюденер В) Элеоноре Тютчевой Г) Анне Керн
Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» утверждал: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?
А) Кабанов Б) Борис В) Кудряш Г) Варвара
Из какого стихотворения Н.А. Некрасова взяты строки:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен.
А) «Элегия» Б) «Поэт и гражданин» В) «Муза» Г) «Блажен незлобивый поэт»
6) Какой наказ от отца получил герой сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»?
А) «Береги и копи копейку» В) «Гляди в оба»
Б) «Береги честь смолоду» Г) «Угождай всем людям без изъятья»
7) Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» - это
А) История семьи В) История одного города
Б) История умертвий Г) История без героя
8) Кому из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» соответствует портрет: «У неё такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хорошая»?
А) Дуне Б) Алёне Ивановне В) Соне Г) Лизавете
9) Почему Л.Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?
А) Показать в истинном и ярком свете происходящее
Б) Это необходимо для развития характера Пьера
В) Показать состояние человека в экстремальной ситуации
Г) Это оригинальный сюжетный ход
10) Кто из перечисленных персонажей не является действующим лицом пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?
А) Гаев Б) Фирс В) Старцев Г) Яша
Часть 2
При выполнении этих заданий запишите ваш ответ рядом с номером задания.
Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
Как называли родственники Порфирия Головлёва?
Что символизирует образ Сони Мармеладовой?
Какое художественное средство использовал А.А. Фет в приведённом отрывке:
Лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся…
Часть 3
Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
1) В чём противоречие теории Раскольникова?

10 класс. Итоговая рубежная работа по литературе.
2 вариант.
Часть 1
При выполнении заданий части 1 укажите номер выполненного вами задания и букву выбранного вами ответа (например, 1) - А ).
Кто из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза» не принадлежит к «тёмному царству»?
А) Борис Б) Кабаниха В) Феклуша Г) Дикой
Что такое «обломовщина»?
А) Практицизм в отношении к жизни В) Стяжательство и накопительство
Б) Апатия и инертность Г) Бессмысленное прожектёрство
Какая деталь в портрете Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети», выявляет род его деятельности?
А) Высокий рост
Б) Крупные выпуклости просторного черепа
В) Обнажённая красная рука
Г) Улыбка, выражающая самоуверенность и ум
Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?
А) Природа и человек В) Любовь
Б) Назначение поэта и поэзии Г) Революционное преобразование действительности
Кому из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
«…судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь?»
А) Савелию В) Якиму Нагому
Б) Грише Добросклонову Г) Ермиле Гирину
Какое художественное средство использует Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»: «видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?
А) Ирония Б) Метафора В) Гипербола Г) Эпитет
Кем стали «племяннушки» Порфирия Головлёва, уехав из родного дома?
А) Сёстрами милосердия В) Учительницами
Б) Актрисами Г) Монахинями
Какой христианский образ является лейтмотивом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
А) Образ блудницы В) Образ Голгофы
Б) Образ воскресения Лазаря Г) Образ креста
Что, по мнению Толстого, решило исход Бородинского сражения?
А) Продуманный план военных действий
Б) Талант военачальников
В) Дух армии
Г) Численное превосходство войск
К кому (или к чему) обращается Гаев со словами «Дорогой, многоуважаемый…»?
А) К саду Б) К Фирсу В) К Лопахину Г) К шкафу
Часть 2
При выполнении этих заданий запишите ваш ответ рядом с номером задания.
Кого из персонажей поэмы Н. А. Некрасова называли «губернаторшей»?
Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина «жил – дрожал и умирал – дрожал»?
Напишите название эпизода, когда князь Андрей понимает, что «всё пустое, всё обман».
Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?
Часть 3
Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
1) Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?
10 класс. Итоговая рубежная работа по литературе.
3 вариант.
Часть 1
При выполнении заданий части 1 укажите номер выполненного вами задания и букву выбранного вами ответа (например, 1) - А ).
Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Дворянское гнездо»
б) «Первая любовь»
в) «Муму»
г) «Обыкновенная история»
2) Что называется лирикой:
а) Род литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает внутренний мир лирического героя.
б) Эмоциональное восприятие повествователем или лирическим героем описываемых событий.
в) Не связанные с сюжетным повествованием размышления автора, включенные в произведение.
3) Произведение «Кому на Руси жить хорошо»
а) роман-эпопея
б) рассказ-эпопея
в) поэма-эпопея
г) повесть-эпопея
4) Как звали возлюбленную Евгения Базарова?
а) Татьяна Ларина
б) Анна Одинцова
в) Наташа Ростова
г) Ольга Ильинская
Кто из писателей второй половины 19 века поднимает в произведении проблему преступления и наказания?
а) Л. Н. Толстой
б) Ф. М. Достоевский
в) А. П. Чехов
г) И. С. Тургенев.
Почему главный герой романа « Преступление и наказание» совершает преступление?
а) самопроверкатеории
б) социально - революционные мотивы
в) голод
г) желание помочь матери и сестре.
7) Что означает смерть Катерины - героини пьесы «Гроза»?
а) победу над « тёмным царством» в) грех
б)поражение г) одухотворённую любовь к « божьему миру».
8) Какие из перечисленных пословиц являются названиями произведений А. Н. Островского?
а) «Свои люди – сочтёмся» в) «Бедность не порок»
б) «Век живи - век учись» г) « Любишь кататься – люби и саночки возить»
9) Кто из героинь романа «Война и мир» впервые предстает перед нами такой:
«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые сжимались, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках»?
Марья Болконская; в) Наташа Ростова;
б) Соня; г) Элен Курагина
10) Как назывался город Глупов при Угрюм-Бурчееве («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина)?
а) Градовб) Окуровв) Непреклонскг) Калинов
Часть 2
При выполнении этих заданий запишите ваш ответ рядом с номером задания.
Как поступил Раскольников – герой романа «Преступление и наказание» с украденным?
Кто из героев романа «Отцы и дети» «жизнь положил на карту женской любви»?
3) Редактором какого журнала стал Н. А. Некрасов в 1847 году?
4) Кто из героев романа «Войны и мир» стал мужем Наташи Ростовой?
Часть 3
Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Какой момент в биографии героя романа «Отцы и дети» Е. Базарова был переломным в осознании своей личности

Итоговый рубежный тест по литературе 10 класс
ОТВЕТЫ
1 ВАРИАНТ
Часть 1.
Часть 2
1) Г
2) В
3) Б
4) Г
5) Б
6) В
7) Б
8) Г
9) А
10) В
1) Катерина из пьесы А. Островского «Гроза»
2) Иудушка
3) Смирение
4) Олицетворение

2 ВАРИАНТ
Часть 1.
Часть 2
1) А
2) Б
3) В
4) Г
5) Б
6) А
7) Б
8) Б
9) В
10) Г
1) Матрёна Тимофеевна
2) Премудрый пескарь
3) Небо Аустерлица
4) Наполеон
3 ВАРИАНТ
Часть 1.
Часть 2
1) Г
2) А
3) В
4) Б
5) Б
6) А
7) А
8) А, В
9) В
10) В
1) спрятал в одном из петербургских дворов
2) Базаров
3) «Современник»
4) Пьер Безухов

10 класс. Промежуточная рубежная работа по литературе.
1 вариант.

При выполнении заданий теста укажите номер выполненного вами задания и букву выбранного вами ответа (например, 1) А ).
Укажите жанр произведения А.Н.Островского «Гроза»
А) роман Б) комедия В) трагедия Г) поэма
Сюжет – это …
А) основное содержание произведения
Б) последовательность событий и действий
В) то, что хотел сказать автор
3. Восстановите последовательность событий:
А) Бегство Варвары из дома
Б) Тихон едет по делам в Москву
В) Встречи Катерины и Бориса
Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов
4. Запишите хронологически верную последовательность литературных направлений: реализм, романтизм, сентиментализм, классицизм.
5. Перечислите основные мотивы лирики А.С.Пушкина
6. Назовите первый роман И. А. Гончарова:
А) «Фрегат Паллада» Б) «Обыкновенная история» В) «Обломов» Г) «Обрыв»
7. Давая общую оценку содержания романа «Отцы и дети», И. С. Тургенев писал: «. ..Вся моя повесть направлена против...»
А) дворянства Б)крестьянства В) революционных демократов
8. Какой момент в биографии Базарова стал переломным в осознании своей личности
А) любовь к Одинцовой Б) разрыв с Аркадием
В) дуэль с Кирсановым Г) посещение родителей
9. Сатира — это
А) один из видов комического, скрытая насмешка, основанная на том, что слово или выражение употребляется в значении, противоположном общепринятому
Б) один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка
В) один из видов комического, изображение каких-либо недостатков, порока человека или общества
10. Перу Салтыкова-Щедрина не принадлежит
А) «Господа Головлёвы» Б) «История одного города» В) «Накануне».
11. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:
А)очерк Б) сказание В)рассказ Г) повесть
12. В чем состоит своеобразие народности Н. А. Некрасова ?
А) в изображении проблем и чаяний народа
Б) в идее свержения крепостничества, в постановке вопросов общенародной значимости и разрешении их в интересах народа, в вере в талант народа
В) во включении в свои произведения фольклорных мотивов.

10 класс. Промежуточная рубежная работа по литературе.
2 вариант.

При выполнении заданий теста укажите номер выполненного вами задания и букву выбранного вами ответа (например, 1) А ).
1. Укажите жанр произведения И.А.Гончарова «Обломов»
А) роман Б) поэма В) трагедия Г) повесть
2.Композиция – это …
А) последовательность событий и действий
Б) основное содержание произведения
В) нравственный «урок» произведения
3. Запишите хронологически верную последовательность литературных направлений: романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм.
4. Перечислите основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова
5. Кому принадлежат слова «Отчего люди не летают так, как птицы?»
А) Варвара Б) Катерина В) Глаша Г) Феклуша
6. Восстановите последовательность событий:
А) Бегство Варвары из дома
Б) Тихон едет по делам в Москву
В) Встречи Катерины и Бориса
Г) Знакомство с жителями города Калинова и обрисовка их нравов
7.Основой конфликта романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» является
А) ссора между П.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым
Б) конфликт между Н.П.Кирсановым и Е.В.Базаровым
В) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
Г) борьба между либеральными монархистами и народом

8. Какая деталь в портрете Базарова выявляет род его деятельности
А) высокий В) бакенбарды «песочного цвету
Б) самоуверенная улыбка» Г) красная рука
9. Главным оружием Салтыкова-Щедрина является
А) реальное изображение действительности
Б) смех
В) яркое изображение характеров
10. Перу Н.С.Лескова не принадлежит
А) «Очарованный странник» Б) «Тупейный художник» В) «После бала»
11. Любимый эпический жанр Н.С.Лескова
А) роман Б) новелла В) сказ Г) рассказ
12. Какое произведение не принадлежит перу Некрасова
А) «Мороз. Красный нос» Б) «Русские женщины»
В) «Кому на Руси жить хорошо» Г) «Обрыв»

10 класс. Промежуточная рубежная работа по литературе.
3 вариант.

При выполнении заданий теста укажите номер выполненного вами
1. Укажите жанр произведения Тургенева И.С. «Отцы и дети»
а) рассказ
б) поэма
в) роман
г) повесть
2. Идея художественного произведения – это
А) авторское понимание темы
Б) главная мысль произведения
В) основная проблема произведения
Г) последовательность событий, описываемых в произведении
3. Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И. С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» картины мира?
романтизм,
реализм,
сентиментализм
4. Запишите хронологически верную последовательность литературных направлений: реализм, романтизм, сентиментализм, классицизм.
5. Какое произведение И. С. Тургенев написал под влиянием образа отца?
а) «Первая любовь»
б) «Накануне»
в) «Отцы и дети»
г) «Хорь и Калиныч».
6. Зачем Достоевский Ф.М. вводит в роман «Преступление и наказание» двойное убийство?
а) показать крах теории Раскольникова
б) показать, что одно убийство влечёт за собой другое
в) показать, что всегда гибнет невинный
г) показать аморальность облика Раскольникова
7. Почему при последнем свидании Борис не предложил Катерине последовать за ним? В чём причина? (пьеса «Гроза»)
а) страх
б) душевная чёрствость героя
в) тяжёлая болезнь
г) любовь к другой женщине
8. Статью «Темное царство» написал
А) Н.Чернышевский
Б) В.Белинский
В) И.Гончаров
Г) Н.Добролюбов
9.Кому принадлежат следующие слова: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша!»?
А) Катерине
Б) Кулигину
В) Тихону
Г)Кабанихе
10.Реализм – это
А) изображение типических характеров в типических обстоятельств
Б) правдивое изображение действительности
В) направление в литературе, проникнутое оптимизмом и стремление показать высоко предназначении человека
11. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно – серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лицах». Кто этот человек?
А) Штольц
Б) Обломов
В) Тарантьев
Г) Захар
12. А.Островский раскрывает социально – типические черты свойства персонажей определенной общественной среды:
А) Помещичье – дворянской.
Б) Купеческой
В) Аристократической
Г) Народной.
Промежуточный рубежный тест по литературе 10 класс
ОТВЕТЫ
№ вопроса Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
1 В А В
2 Б А Б
3 Г; Б; В; А Классицизм;
Сентиментализм;
Романтизм;
Реализм Б
4 Классицизм;
Сентиментализм;
Романтизм;
Реализм Мотив противостояния личности и общества; мотив одиночества Классицизм;
Сентиментализм;
Романтизм;
Реализм
5 Философский мотив; мотив одиночества А А
6 В Г; Б; В; А А
7 А В А
8 А Г Г
9 В Б Б
10 В В Б
11 Б В Б
12 Б Г Б