Формирование готовности педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Формирование готовности педагога к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Обоснование необходимости инклюзивного образования:
обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;
анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.
Ключевые принципы инклюзивного образования:
дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.
Интеграция не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и «интегрирована» в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам.
Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Знакомство с зарубежными версиями интеграции, пришедшей на Запад 20 лет назад, сразу позволило увидеть ряд положительных черт такого подхода к образованию детей с психофизическими нарушениями. Интеграция привлекла, прежде всего, родителей, имеющих проблемных детей, и именно они стали активно инициировать в начале 90х гг. попытки обучения свои детей (с самыми различными отклонениями в развитии) в массовых детских садах и школах.
Процесс интеграции в России имеют свои исторически и культурно обусловленные истоки, а потому нам не уйти от необходимости создания отечественной модели организации интегрированного обучения. Вобрав в себя критически осмысленный зарубежный опыт и экспериментальные данные отечественных исследований, мы должны развивать интеграцию, учитывая экономическое состояние, социальные процессы, степень зрелости демократических институтов, культурные и педагогические традиции, уровень нравственного развития общества, отношение к детям-инвалидам, закрепившееся в общественном сознании и т.д. Вместе с тем надо иметь в виду, что «российский фактор» это не только тяжелые экономические или особые социокультурные условия, но и не имеющие западных аналогов научные разработки в дефектологии, в сущности логически связанные с проблемой интеграции. Речь идет, например, о уже существующих комплексных программах ранней (с первых месяцев жизни) психолого-педагогической коррекции, позволяющей вывести многих «проблемных» детей на такой уровень психофизического развития, который дает им возможность максимально рано влиться в нормальную общеобразовательную среду. Интеграция через раннюю коррекцию может стать первой, самой главной, ведущей идеей российской версии.
Немаловажную роль в развитии системы инклюзивного образования играет подготовка персонала образовательного учреждения. При отборе педагогов школы, которым было доверено заниматься с детьми с ограниченными возможностями, учитывался их уже имеющийся опыт в этой области, коммуникативные навыки, стрессоустойчивость, обучаемость и другие личностные характеристики, необходимые для подобной работы.
Профессиональные принципы педагога, работающего с детьми с ОВЗ
- профессиональной компетентности,
- оказания помощи,
- нравственной ответственности,
- сотрудничества и автономности,
- креативности и инвариантности,
- соблюдения этики,
- педагогического оптимизма,
- культуросообразности.
Внедрение системы инклюзивного образования в конкретной школе началось с подготовки преподавательского состава на специальных курсах и семинарских занятиях, где участникам раскрывались те или иные аспекты совместного обучения, а также общеправовые вопросы.
Модель профессиональной компетентности педагога, работающего с детьми с ОВЗ
Сущность: готовность к развитию, воспитанию, обучению, социальной адаптации и интеграции детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание:
1. Профессионально-гуманистическая направленность.
2. Профессионально-личностные качества.
3.Виды профессиональной деятельности и профессиональные компетенции.
Структура:
Мотивационно-ценностный, содержательный и деятельностный компоненты
Функциональные компоненты:
Изучение ребенка; выбор технологии обучения, воспитания, развития; осуществление педагогической деятельности; коррекция и оценка.
Критерии:
1.Профессиональнопедагогическая направленность.
2.Профессиональноличностные качества.
3.Профессиональные компетенции
4. Субъектная позиция
Уровни:
адаптивный
репродуктивный
креативный
Профессионально-ценностные ориентации педагога, работающего с детьми с ОВЗ
- признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения;
- направленность на развитие личности в целом, а не только на получение образовательного результата;
- осознание своей ответственности как носителя культуры и её транслятора для детей с ОВЗ;
- понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми, требующей больших духовных и энергетических затрат.
Система инклюзивного образования включает в себя создание физической безбарьерной среды, в которую входят специальные механизмы и устройства обеспечения совместного обучения. Соответственно обслуживающему персоналу школы пришлось пройти обучения по работе с этими приспособлениями как по линии Ростехнадзора, так в организации, занимающейся поставками данного оборудования.
Мы видим, что существенных трудностей по вхождению детей с ограниченными возможностями в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя как равных по отношению к другим ученикам, соответственно и обратное отношение тоже как к равным.
Техническое оснащение школы даёт возможность без особых затруднений включаться в образовательный процесс и во внешкольные мероприятия.
Подготовка преподавательского состава позволяет таким детям приобрести полный объём знаний, необходимых в будущем для поступления в высшие учебные заведения и построения дальнейшей карьеры. И самое главное, меняется оценка детей с ограниченными возможностями своего места в этом мире, в нашем обществе, в нашей стране.
И в заключении, условия становления профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ОВЗ:
целенаправленное развитие ценностно-смысловой сферы личности педагога,
актуализация и развитие качеств, создающих профессионально-личностную готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ,
ориентация на личностную индивидуальность каждого обучающегося, обеспечение дифференциального и индивидуально-творческого подхода,
усиление аксиологического аспекта в подготовке педагогов к работе с детьми, имеющими ОВЗ, концентрация их на нравственно значимых событиях, включение в активные виды учебной деятельности, побуждающие к нравственной рефлексии.


15