ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МБОУ « АХМАТОВСКАЯ СОШ» АЛАТЫРСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Динамика
показателей физического развития и уровня физической подготовленности учащихся МБОУ « Ахматовская СОШ» Алатырского района Чувашской Республики
Физическое развитие — один из ведущих показателей состояния здоровья подрастающего поколения. В данной работе я хочу показать, как параметры физического развития и физической подготовленности полученные на основании обследования однородных групп детей, служат объективными критериями для индивидуальной оценки роста и развития. Процесс развития биологического организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в юношеском возрасте. Но, ведением единого экзамена, когда много времени у учащихся старших классов уходит на подготовку к ним, с каждым годом уменьшается уровень физического развития, физической подготовленности и здоровья детей. Слабеет тело без дела. Не остается времени у выпускников Ахматовской школы для ведения активной двигательной деятельности. И для меня стало интересно, происходят ли изменения в физическом развитии и физической подготовленностью у выпускников школы.
В течении нескольких лет я проводил диагностику физического развития и уровня физической подготовленности у девушек, выпускниц Ахматовской школы.
Тестирование физической подготовленности учащихся проводилось в соответствии с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы в начале и в конце учебного года, включало уровни развития следующих физических качеств:
скоростной - бег на 30 м.
скоростно-силовой – прыжок в длину с места.
гибкости - наклон вперёд из положения сидя.
Перед тестированием я проводил оценку антропометрических показателей девушек (рост; вес; окружность грудной клетки (ОГК). (Математическая обработка полученных данных проводилось в соответствии с рекомендациями Ашмарина Б.А., при этом определялись: средняя арифметическая (М); ошибка средне арифметической (m)).
Показатели М±m
Рост, см. 161,05±1,20
Вес, кг. 51,6± 1,65
Окружность грудной клетки, см 75,25±0,90
Показатели физического развития (таблица 1)
Анализ таблицы свидетельствует о том, что уровень физического развития девушек Ахматовской школы соответствует средним показателям по России.
Результаты тестирования физических способностей (таблица 2)
Показатели M±m
Бег 30 м (сек) 6,24±0,13
Прыжок в длину с места, см. 158,3±0,03
Наклон вперед из положения сидя, см 14,32±1,01
При сопоставлении уровней физической подготовленности обследуемых девушек с общероссийскими показателями выявлено, что они тоже находятся на среднем уровне по России.
В конце учебного года я провел повторное исследование изучаемых показателей. В результате тестирования был выявлен небольшой прирост показателей физического развития, а уровень физической подготовленности по сравнению с прошлым годом был немного снижен. В целом показатели физического развития и уровня физической подготовленности старшеклассниц находятся на среднем уровне по Российской Федерации (таблица 3).

Показатели Мm
Рост (см) 164,31,19 P0,01
Вес (кг) 52,31,78 p0,1
Окружность гр. клетки (см) 77,750,95 p0,1
Результаты тестирования динамики физических способностей исследуемых нами девушек представлены в таблице 4.
Показатели Мm
Бег 30 м. (сек) 5,800,14 p0,1
Прыжок в длину с места 165,83,28 P0,001
Наклон вперед с положения сидя 14,050,35 p0,1
Из представленных таблиц видно, что у девушек в течение года происходят антропометрические изменения: увеличивается рост, вес, объем грудной клетки.
Основной же задачей было изучение динамики показателей физических способностей: скоростных, скоростно-силовых качеств и гибкости в начале и конце учебного года.
Анализ свидетельствует о том, что в скоростных показателях у девушек был значительный разброс. Самым худшим показателем в беге на 30 м., в начале учебного года был показатель – 7,6 сек., а самым лучшим – 5,3 сек., то в конце года они соответственно стали 7,3 и 4,9 сек. Одновременно необходимо отметить, что у двух девушек не произошло увеличения скоростных способностей, а у трёх они даже ухудшились. Этот факт я связываю с их малой двигательной активностью на уроках физической культуры и дома, а также кумуляцией утомления к концу учебного года.
При анализе динамики скоростно-силовых способностей был наибольший разброс. Так, если в начале года самым плохим показателем был результат 136 см., а лучшим – 191 см., то в конце учебного года минимальный результат - 135 см., а максимальный - 210 см.
Наилучшим показателем гибкости в начале учебного года был результат 22 см., а наихудшим – 5 см. В конце года они стали соответственно 22 и 6 см. Семь испытуемых по этому тесту ухудшили свои результаты, по сравнению с началом учебного года.
Таким образом, при проверке динамики физического развития и физической подготовленности, учащихся МБОУ «Ахматовская СОШ» (девушек), выявлено, что показатели физического развития возросли и соответствовали средним показателям по Российской Федерации.
За истекший период времени достоверно улучшились только скоростно-силовые способности, скоростные имели тенденцию также к небольшому увеличению результатов, а показатели гибкости остались без изменений.
Физические способности по скоростным качествам динамике были и остались низкими. Скоростно-силовые способности за исследуемый год достоверно увеличились и находились на уровне средних по Российской Федерации.
Показатели гибкости у обследуемых учащихся находились на уровне низких величин и в динамике не претерпели статистически достоверных изменений. Следовательно, для коррекции физической подготовленности по гибкости и скоростным способностям мне как учителю физической культуры на уроках необходимо было увеличить объем упражнений развивающих эти качества.
Полученные результаты согласуются с физиологическими и возрастными особенностями женского организма, но они вызвали у меня, как у учителя физической культуры, тревогу. Я перестроил рабочую программу, сделав акцент на упражнения, развивающие недостаточно развитые двигательные качества на уроках физической культуры. Стал готовить индивидуальные планы тренировок. Девушки стали приходить на тренировки в удобное для них время.Тренировки стали проводиться в круглогодичном режиме, что дало быстрые результаты. Последние годы девушки нашей школы являются сильнейшими лыжницами Алатырского района. В прошедшую субботу на лыжных соревнованиях в г. Канаш трое девушек выполнили норматив первого спортивного разряда. Президентский стипендиат Прядкина Ольга призер Республиканских соревнований по легкой атлетике и силовой гимнастике. Выпускница нашей школы, дважды стипендиат Президента ЧР, преподаватель технологического колледжа г. Чебоксары Марина Ладяшкина является одной из сильнейших лыжниц ЧР. По итогам прошедшего учебного года Ахматовская школа стала победительницей Спартакиады Алатырского района среди общеобразовательных школ
В связи с полученными результатами, проведенного мною исследования, я рекомендую преподавателям физической культуры и тренерам ДЮСШ включать в свои занятия как можно большее количество разнообразных средств и методов обучения, применять самые разнообразные формы построения урока, использовать как можно большее количество различных упражнений, внедрять новейшие технологии, использовать последние достижения научно-технического прогресса и повышать свой педагогический, методический и творческий потенциал.
Список использованной литературы
Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М., Педагогика, 1968, 232с.
Антропова М.В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. – Здравоохранение Российской Федерации, 1997, №3, 29-33с.
Апанасенко Г.Л. Физиологическое развитие детей и подростков. – Киев, Здоровье, 1985, 79-80с.
Ашмарин А.Н., Ашмарина Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткин З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физкультуры пединститутов по спец. 03. 03 «физкультура». – М., Просвещение, 1990, 287с.
Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М., Высшая школа, 1969, 472с.
Государственный доклад о состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2010-2015 годах и задачах по охране здоровья в соответствии с Президентской Программой основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2020 года. – Чебоксары, 2010, 171с.

В данной работе я хочу показать как важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к работе и общественно полезной деятельности, какое большое значение играет физическая культура в школьный период жизни человека. В это время создается фундамент всестороннего развития и укрепления здоровья, формирование разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности.
Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физических занятий практически не достижимо. Выявлено что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.
Для проверки общего физического развития я провел диагностику уровня физического развития двадцати девушек старших классов Ахматовской школы.
Тестирование физической подготовленности учащихся проводилось в соответствии с требованиями комплексной программы физического воспитания учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы в начале и в конце учебного года, включало уровни развития следующих физических качеств:
скоростной - бег на 30 м.
скоростно-силовой – прыжок в длину с места.
гибкость - наклон вперёд из положения сидя.
Перед тестированием я проводил оценку антропометрических показателей девушек (рост; вес; окружность грудной клетки (ОГК). (Математическая обработка полученных данных проводилось в соответствии с рекомендациями Ашмарина Б.А., при этом определялись: средняя арифметическая (М); ошибка средней арифметической (m)).
Показатели М±m
Рост, см. 161,05±1,20
Вес, кг. 51,6± 1,65
Окружность грудной клетки, см 75,25±0,90
Анализ таблицы свидетельствует о том, что уровень физического развития девушек Ахматовской школы соответствует средним показателям по России.
Результаты тестирования физических способностей исследуемых нами девушек представлены в таблице 2.
Показатели M±m
Бег 30 м (сек) 6,24±0,13
Прыжок в длину с места, см. 158,3±0,03
Наклон вперед из положения сидя, см 14,32±1,01
При сопоставлении уровней физической подготовленности обследуемых девушек с общероссийскими показателями выявлено, что они тоже находятся на среднем уровне по России.
В своих исследованиях я руководствовался тем, что результат занятий по физической культуре оценивается по результатам улучшения физического развития. Это – основа основ требований Программы. Недостаточный уровень физической подготовленности девушек – старшеклассниц обуславливает необходимость поиска новых средств, форм и методов, которые одновременно оказывали бы оздоровительное воздействие на их организм и были бы интересными, доступными при выполнении домашних заданий.
В конце учебного года я провел повторное исследование изучаемых показателей. В результате тестирования был выявлен небольшой прирост показателей физического развития, а уровень физической подготовленности по сравнению с прошлым годом был немного снижен. В целом показатели физического развития и уровня физической подготовленности старшеклассниц за 2014-2015, 2015-2016 учебные годы находятся на среднем уровне по Российской Федерации (таблица 3).
Показатели Мm
Рост (см) 164,31,19 P0,01
Вес (кг) 52,31,78 p0,1
Окружность гр. клетки (см) 77,750,95 p0,1
Результаты тестирования динамики физических способностей исследуемых нами девушек представлены в таблице 4.
Показатели Мm
Бег 30 м. (сек) 5,800,14 p0,1
Прыжок в длину с места 165,83,28 P0,001
Наклон вперед с положения сидя 14,050,35 p0,1
Из представленных таблиц видно, что у девушек в течение года происходят антропометрические изменения: увеличивается рост, вес, объем грудной клетки.
Основной же задачей было изучение динамики показателей физических способностей: скоростных, скоростно-силовых качеств и гибкости в начале и конце учебного года.
Анализ свидетельствует о том, что в скоростных показателях у девушек был значительный разброс. Самым худшим показателем в беге на 30 м., в начале учебного года был показатель – 7,6 сек., а самым лучшим – 5,3 сек., то в конце года они соответственно стали 7,3 и 4,9 сек. Одновременно необходимо отметить, что у двух девушек не произошло увеличения скоростных способностей, а у трёх они даже ухудшились. Этот факт я связываю с их малой двигательной активностью на уроках физической культуры и дома, а также кумуляцией утомления к концу учебного года.
При анализе динамики скоростно-силовых способностей был наибольший разброс. Так, если в начале года самым плохим показателем был результат 136 см., а лучшим – 191 см., то в конце учебного года минимальный результат - 135 см., а максимальный - 210 см.
Наилучшим показателем гибкости в начале учебного года был результат 22 см., а наихудшим – 5 см. В конце года они стали соответственно 22 и 6 см. Семь испытуемых по этому тесту ухудшили свои результаты, по сравнению с началом учебного года.
За истекший период времени достоверно улучшились только скоростно-силовые способности, скоростные имели тенденцию также к небольшому увеличению результатов, а показатели гибкости остались без изменений.
Полученные результаты согласуются с физиологическими и возрастными особенностями женского организма, но они вызывают у меня, как у учителя физической культуры, тревогу. Я должен перестроить рабочую программу, сделав акцент на упражнения, развивающие недостаточно развитые двигательные качества.
Таким образом, при проверке динамики физического развития и физической подготовленности, учащихся МБОУ «Ахматовская СОШ» (девушек), выявлено, что показатели физического развития возросли и соответствовали средним показателям по Российской Федерации.
В связи, с полученными результатами, проведенного мною исследования, я рекомендую преподавателям физической культуры и спорта включать в свои занятия как можно большее количество разнообразных средств и методов обучения, применять самые разнообразные формы построения урока, использовать как можно большее количество различных упражнений из легкой атлетики, спортивных игр, внедрять новейшие технологии, использовать последние достижения научно-технического прогресса и повышать свой педагогический , методический и творческий потенциал.
Список использованной литературы
Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М., Педагогика, 1968, 232с.
Антропова М.В. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. – Здравоохранение Российской Федерации, 1997, №3, 29-33с.
Апанасенко Г.Л. Физиологическое развитие детей и подростков. – Киев, Здоровье, 1985, 79-80с.
Ашмарин А.Н., Ашмарина Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткин З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. Физкультуры пединститутов по спец. 03. 03 «физкультура». – М., Просвещение, 1990, 287с.
Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. – М., Высшая школа, 1969, 472с.
Государственный доклад о состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2010-2015 годах и задачах по охране здоровья в соответствии с Президентской Программой основных социально-экономических преобразований в Чувашской Республике до 2020 года. – Чебоксары, 2010, 171с.