Статья Организация деятельности по профилактике аддиктивного поведения обучающихся

Организация деятельности по профилактике
аддиктивного поведения обучающихся

Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Происходит резкая смена привычных стереотипов, дестабилизация финансового положения и ситуации на рынке труда. Для многих не решена жилищная проблема. Эти и многие другие факторы способствуют потере чувства безопасности у значительной части населения нашей страны. Возникает реальная проблема страха перед действительностью. Этот страх порождает стремление уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены люди с низкой переносимостью трудностей и низкими адаптационными способностями. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения.
Суть аддиктивного поведения заключается в том, что стремясь уйти от реальности, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Существуют разные виды аддиктивного поведения, как фармакологического, так и нефармакологического характера. Они представляют собой серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только самих аддиктов, но и тех, кто их окружает. Значительный ущерб наносится межличностным отношениям. Наряду с экологическими проблемами окружающей среды, аддиктивное поведение становится реальной проблемой экологии личностных ресурсов, что является немаловажным звеном в полноценном функционировании общества и дальнейших его перспективах.
Подростков настораживают и пугают происходящие с ними пубертатные изменения и изменения в психологических процессах. Но наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия.
Этапами профилактической деятельности являются:
диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некоммуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, об увлечениях и способностях ребенка, его друзьях и других возможных референтных группах;
информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий. В сложившихся условиях, особого внимания заслуживают проблемы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте;
тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Так же одним из этапов диагностической работы может быть курс занятий с педагогами образовательного учреждения
Программа работы с педагогами учреждения (7 занятий) включает в себя комплекс разнообразных мероприятий (таблица 1) с целью создания системы диагностических мероприятий.
Таблица 1
Содержание программы по работе с педагогами


№ п/п
Название мероприятия
Форма работы
Привлекаемые специалисты
Ожидаемые результаты

I.
«Психологические особенности подросткового возраста»
Лекция, консультация
Психолог
Повышение психолого-педагогической
культуры педагогов

2.
«Сущность и социальные последствия зависимого поведения подростков»
Лекция
Социальный педагог
Повышение знаний
педагогов в области
проблемы зависимого
поведения подростков

3.
«О пьянстве,
алкоголизме, наркомании и
токсикомании
подростков»
Встреча со
специалистом

Врач
Расширение круга знаний о видах
наркотиков

4.
Просветительское мероприятие социально-правовой ориентации «О ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Встреча со специалистом,
беседа

Инспектор по делам несовершеннолетних


5.
«Место и роль СМИ в системе предупреждения отклоняющегося поведения подростков».
Круглый стол
Социальный педагог


6.
Ознакомление педагогов с результатами работы с подростками.
Беседа
Социальный педагог


7.
Подведение итогов работы. Составление схемы проведения профилактической работы.
Беседа
Социальный
педагог,
психолог



Таблица 2
План мероприятий по профилактике аддиктивного поведения обучающихся на первую четверть

.№ п/п
Мероприятие
Руководитель
Место проведения
Дата проведения

1.
-
«Формирование здорового образа жизни и профилактика аддиктивного поведения обучающихся»
Педагог-психолог, социальный педагог
Образовательное учреждение
В течение четверти курс
практических занятий

2.
Значение и роль здоровья и здорового образа жизни для человека
Педагог-психолог
Образовательное учреждение
Сентябрь-октябрь

3.
Современные представления о здоровье.
классный руководитель
в рамках воспитательских часов
Образовательное учреждение
Сентябрь-октябрь

4.
Индивидуальное здоровье.
врач
Образовательное учреждение
Сентябрь-октябрь

5.
Физическое развитие организма и здоровье
классный руководитель
в рамках воспитательских часов
Образовательное учреждение
Сентябрь-октябрь

6.
Функциональные и психологические факторы здоровья
Врач, психолог
Образовательное учреждение
Сентябрь-октябрь

7.
Вредные привычки. Курение табака, алкоголь, пиво, наркотики. История распространения в разных странах
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель в рамках
Образовательное учреждение
Октябрь-ноябрь


15