Распространении религии Тенгрианство и Буддизм


Религия
Одной из самых древних религий, получивших распространение на казахстанской земле, считается зороастризм. Основы религии зороастризма заложил жрец Заратуштра. Зороастризм являлся основной религией народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. Последователи учения Заратуштра – арии – поклонялись огню. Культ огня породил многие ритуально-культовые обряды и церемонии, среди которых особое место занимали погребальные обычаи. Арии сжигали труп умершего, а его останки – пепел и кости – помещали в специальные сосуды из глины или камня – оссуарии. Отголоски огнепоклонства прослеживаются в казахской традиции очищения огнем. Другая важнейшая особенность зороастризма – дуалистическая направленность этого учения, основанная на постоянной борьбе в мире двух противоположных начал – добра и зла. На территории Казахстана обнаружены памятники древнеарийской религиозной культуры – наскальные изображения, символизирующие древние представления человека о мире. Наибольший интерес из них представляют археологические материалы святилища в урочище Тамгалы в 170 км от Алматы и захоронения Тектурмыс недалеко от Тараза.
ТенгрианствоВ тюркскую эпоху появляется религия тенгрианство. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии еще до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции и сегодня в сознании казахов. Тюрки различали видимое небо "Кок" и Небо бога "Тенгри". Тенгри являлся верховным всемогущим, всевидящим божеством, устроителем и творцом мира, некоей абстрактной силой, управляющей миром. "Тюрки говорят "бир Тенгри", - пишет ал-Макдиси, подразумевая под этим - "един господь".Именно по воле Тенгри, считали тюрки, правят каганы, о которых в рунических надписях говорится: "Тенгри тег, Тенгри йаратмыш" (подобные Тенгри, происходящие от Тенгри). Кроме того, тюрки почитали священные Тюркские Земли и Воду- "Туркыдукйерсубу". Тюркские каганы в своих надписях постоянно призывают Тенгри быть благосклонным к ним. Тенгри, Земля- Вода, верили они, спасали тюркский народ в тяжелые времена.Следующим по значению было женское божество Умай - покровительница домашнего очага и детей. Она входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам. Это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов тюрков говорится: "Teнгpi, Умай, ыдук Иер-Суб басы берді еріни" (Тенгри, Умай, священная Земля-Вода - они даровали победу). Культ Умай сохранялся у некоторых тюрко-язычных народностей Алтая до конца XIX в.Важное значение в верованиях всех тюрко-язычных племен раннего средневековья имел культ священных гор, бытовавший в Южной Сибири еще в прошлом веке. Древние тюрки особо почитали "Священную Отюкенскую чернь" (Хантайские горы), дух которых считался покровителемкаганского рода. Там находилась "пещера предков", где, по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрков. Раз в год здесь проводилось жертвоприношение.Подземным царством, куда переселялись по поверьям души умерших, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрлик.Умерших тюрки хоронили по древнему тенгрианскому ритуалу. В источниках сохранились описания похорон: покойника помещали на возвышение в юрте. Рядом с юртой содержали принесенных в жертву овец и лошадей. Семь раз объезжая юрту по кругу, родичи каждый раз перед входом царапали лицо, оплакивая покойного. В назначенный день сжигали лошадей, одежду и вещи покойного вместе с трупом умершего. Собранный пепел хоронили в подходящее время: если умирал весной или летом, ждали, пока пожелтеют трава и листья на деревьях, если же умирал осенью или зимой, дожидались наступления лета. Затем в вырытую могилу хоронили пепел.После похорон накладывали камни и ставили на них памятный столб. Количество камней зависело от количества людей, которых убил при жизни покойник. Затем развешивали на столбе головы принесенных в жертву животных.Со временем погребальный обряд изменился, умерших стали хоронить в ямах и насыпать курганы из земли или камня.
Наряду с собственными верованиями среди тюрко-язычного населения Центральной Азии и Восточного Туркестана получили распространение религиозные системы, созданные другими цивилизациями - буддизм, манихейство, христианство.
Буддизм
Буддизм раньше всех "великих религий" стал пользоваться популярностью в аристократической среде Тюркского каганата. В буддизме правители каганата видели универсальную форму религии, способную создать некоторую идеологическую общность в очень разнородной по своему составу державе.На востоке и западе каганата буддизм долгое время сохранялся в качестве сект, некоторое распространение он получил у енисейских киргизов и кимаков. Находки из храмов свидетельствуют о том, что в буддийские общины входили как согдийцы, так и представители тюрко-язычного населения.
Манихейство
Манихейские и христианские общины существовали в VI -IX вв. в городах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. В "Священной книге двух основ" (VIII в.) упомянут золотой город Аргу-Тачас (Тараз) и еще четыре семиреченских города, в которых имелись манихейские обители. Это учение о мировой борьбе Света и Тьмы, о пути спасения в ином мире, о духовном пробуждении человека через определенные религиозные ритуалы и молитвы. Основные правила «учителя Света» Мани записаны в «Книге гадания». Главными постулатами манихейства являлись аскетизм, отречение от радостей жизни, безбрачие, вегетарианское питание.
 
Христианство
Христианство пришло в Казахстан по Великому Шелковому пути с запада на восток. Первоначально оно было представлено несторианским направлением. Основателем несторианства былконстантинопольский патриарх Нестор, изгнанный из Восточной Римской империи за «еретические» взгляды и проповеди. Он учил, что Христос не был богом,а только «обителью божества», носителем святого духа. Учение о человеческой сущности произвело смятение среди верующих. Нестор и его сторонники были осуждены иподверглись преследованиям. Проводниками и распространителями несторианства в Азии были сирийские христиане.Первыми христианскую религию несторианского направления приняли карлуки. Остатки христианских церквей нйдены в Таразе, Мерке, Каялыке.
В эпоху раннего средневековья религиозные воззрения оседлого и кочевого населения Казахстана отличались многообразием. Унаследованные издревле верования и обряды причудливо сочетались со сложными религиозно-мифологическими системами, привнесенными извне.
Ислам
В конце IX-начале Х веков началась исламизация тюрко-язычных этносов Казахстана.В Х веке исламстал официальной государственной религией Караханидов. Отличительной особенностью исламской религии являлась ее гибкость. Пропагандируя религиозные каноны, заповеди Корана и шариата, мусульманские проповедники умело связывали их с народными традициями.Два основных направления в исламе – суннизм и шиизм – отличаются главным образом различным толкованием ряда мусульманских догматов. Казахи исповедуют суннизм. Получив широкое распространение и став государственной религией сначала в южных городах, затем в Семиречье, мусульманство постепенно проникло и в среду кочевников и полуоседлых скотоводов. Неизменные общечеловеческие ценности- доброта, честность, чистота помыслов и деяний, терпение – дали возможность идеологам мусульманства приобщить к своей религии широкие народные массы.
В IX –XIIвеках в связи с распространением ислама широкое распространение получает арабский язык.Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама.