Положение Об изучении и распространении ППО


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского и юношеского творчества»
  Утверждено
директор МБОУ ДО «ЦДЮТ»
______________/Т.Н. КириякПриказ от«12» января 2015г. № 5
 
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИЗУЧЕНИИ, ОБОБЩЕНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
 
1.Общие положения.
 
     1.1.Настоящее положение является основополагающим документом для работы по ППО.
     1.2.Опыт педагога является передовым, если он отвечает следующим требованиям ППО:
высокие количественные и главным образом качественные показатели результатов учебно-воспитательного процесса по основным параметрам;
оптимальность педагогического опыта (достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей, экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся и притом так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач;
устойчивость, стабильность опыта, длительное его функционирование;
возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового;
перспективность опыта;
научная обоснованность опыта.
     1.3.Длительность работы по ППО определяется глубиной, масштабностью, направлением и инновационностью представленной работы.
     1.4.Изучение ППО проходит на различных уровнях (школьный, районный, областной).
 
2.Основные задачи.
 
     2.1.Выявление талантливых педагогов и педагогических коллективов, работающих по определенной теме.
     2.2.Создание картотеки ППО по основным направлениям работы на местном уровне.
     2.3.Представление опыта работы педагога или педагогического коллектива на более высокий уровень.
 
3.Организация работы.
 
     3.1.Работа по ППО строится по схеме: выявление, изучение, обобщение, распространение.
     3.2.Выявление опыта работы строится на основе диагностики, посещения уроков, внеклассных мероприятий, выступлений на заседаниях МО и др.
     3.3.Тема изучения опыта определяется путем систематизации материала, полученного при выявлении опыта. С помощью автора опыта формулируется и уточняется тема.
     3.4.В итоге изучения определяется форма обобщения и распространения опыта работы на разных уровнях (школа, район, область).
     3.5.Распространение опыта работы педагога и педагогического коллектива может проходить через школы передового педагогического опыта, методические объединения, педчтения, совещания по вопросам педагогики, спецкурсы и др. формы.
     3.6.Итоги работы систематизируются и заносятся в картотеку ППО, могут являться основанием для рекомендации к аттестации педагогического работника на более высокую квалификационную категорию.
 
4.Документация и отчётность.
 
     4.1.Документация по изучению ППО может храниться как на печатном, так и на электронном носителе.
     4.2.Документация хранится  в ОУ (если обобщение на уровне МБОУ) и в МБОУ ДО «ЦДЮТ» (обобщение на уровне района).
     4.3.Документация по ППО имеет следующие виды:
перспективный план работы на 3 года;
план работы на год;
картотека.

Рассмотрено и одобрено на заседании МС
Протокол от «29» февраля 2016 г. № 1
Методические рекомендации по изучению и обобщению ППО
Рассмотрим алгоритм выявления, изучения и обобщения перспективного педагогического опыта:
1. Наблюдение, выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты, определение адреса опыта.
2. Определение темы опыта.
3. Отбор и изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме, помогающей осмыслению и обоснованию передового педагогического опыта.
4. Составление плана изучения и обобщения передового педагогического опыта.
5. Реализация плана изучения и обобщения передового педагогического опыта (сбор фактического материала).
6. Оформление и представление педагогического опыта.
Педагогический опыт  — это уже свершившаяся, как бы «остановленная», педагогическая практика. Определить главную причину состоявшегося опыта не всегда возможно, но можно провести анализ фактов, обусловивших этот опыт. Такой анализ необходим для содержательной характеристики и обоснованной оценки опыта, возможностей и границ его использования. При анализе педагогического опыта необходимо понять, почему педагог действует именно так, а не иначе.
Выявление перспективного педагогического опыта
Выявление перспективного педагогического опыта - это обнаружение опыта, отвечающего критериям ценности.
Обобщение педагогического опыта – это всегда анализ и синтез информации, полученный в результате её изучения; её отбор, классификация; выделение основного, главного; выявление особенностей и новизны в изучаемом опыте; выражение основных результатов изучения в форме описания или устного сообщения.
Источниками информации для выявления перспективного педагогического опыта являются: изучение результатов мониторинга качества образования школьников; изучение результатов анализа учебных занятий; личное заявление педагога–автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающие более эффективные результаты учебной деятельности школьников; учитывается мнение коллег об опыте работы педагога; участие в конкурсах профессионального мастерства, конференциях, семинарах, результаты методической недели по тому или иному предмету, в ходе, которой учитель показал свои исследования и доказал их состоятельность и результативность; изучение рекомендаций, полученных педагогом в ходе курсовой подготовки.
Руководителю на заметку:
Самым распространённым способом выявления перспективного педагогического опыта является наблюдение администрацией учебного заведения за работой педагогов в процессе посещения уроков, занятий, внеклассных мероприятий, выступлений из опыта работы на заседаниях педагогических советов, методическом совете, методическом объединении, изучение системы работы учителя в период аттестации педкадров.
В сентябре-октябре проводится предварительное наблюдение за работой педагога с целью определения сущности опыта, его оценки с точки зрения определённых критериев. Если система работы учителя отвечает критериям перспективного педагогического опыта, на заседании педагогического совета либо методического совета учебного заведения принимается решение об изучении передового педагогического опыта, издаётся соответствующий приказ. Заместитель директора разрабатывает план работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта, к работе по изучению и обобщению перспективного педагогического опыта могут привлекаться опытные педагоги из числа методистов. Непосредственным участником изучения и обобщения перспективного педагогического опыта является сам педагог, который систематизирует материалы, отражающие опыт работы, представляет их заместителю директора для обобщения.
Заканчивается период выявления перспективного педагогического опыта определением темы опыта, выдвижением гипотезы о сущности и основных идеях опыта, формулируется цель изучения.
Изучение перспективного педагогического опыта
После выявления опыта начинается процесс его изучения. Период изучения сложен и ответственен. На первом этапе необходимо организовать теоретическую подготовку к изучению опыта: отбор и изучение психолого-педагогической литературы по теме;
Далее определяется эмпирический инструментарий изучения передового педагогического опыта, проводится изучение системы работы учителя в соответствии с планом.
Длительность изучения передового педагогического опыта находиться в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Целесообразно планировать работу на временной промежуток от 2 до 3-х лет. Не стоит при этом искусственно сокращать сроки, заведомо допуская формальный подход и как результат - снижение объективности и научности обобщения.
Ориентировочные этапы изучения ППО
В первый год необходимо изучить психолого-педагогическую литературу, определить эмпирический инструментарий, осуществить первичный сбор информации об опыте , т.е. посещать учебные занятия, внеклассные мероприятия, изучать ведение деловой документации, проводить беседы с педагогами, консультации, корректировать деятельность, осуществлять контрольные замеры уровня учебных компетенций учащихся и только лишь после этого формулировать тему и цель опыта.
Во второй год необходимо осуществлять коррекцию, консультации, предварительный анализ деятельности, частично описывать опыт, вторично собирать информацию. (Выявлять способы и приёмы управления организацией познавательной деятельностью, посредством которых достигается положительный результат).
И третий этап – третий год изучения. На данном этапе выполняются контрольные замеры уровня учебных компетенций учащихся, анализируется итоговая деятельности учителя, описывается опыт, обсуждается обобщённый опыт на заседании педагогического совета (методического совета) и в завершении, результат – творческий отчет учителя. 
Для получения наиболее объективных показателей администрации учебного заведения необходимо посетить и проанализировать систему учебных занятий по определённой теме, систему внеклассных мероприятий, осуществить эпизодическое посещение учебных занятий в разных классах, проанализировать ведение педагогом обязательной деловой документации. При этом администрация уточняет и углубляет выводы о сущности опыта, оказывает помощь педагогу в устранении недостатков.
В ходе посещения уроков заместителю директора следует обратить внимание на соответствие содержания работы учителя поставленным задачам, учет индивидуальных особенностей учащихся, оптимальность выбора организационных форм, методов и приёмов обучения для формирования познавательной мотивации, развития учебно-познавательной компетенции учащихся, их творческой активности, а также на целесообразность использования педагогом различных способов обучения и воспитания.
При контрольном замере уровня учебных компетенций учащихся анализируется результативность работы учителя через изучение учебных достижений учащихся, проведение с ними бесед, анкетирования. Это способствует формированию общего представления о том, как учащиеся воспринимают данную методику работы, помогает определить уровень усвоения материала, проанализировать уровень воспитанности. На протяжении периода изучения передового педагогического опыта необходимо проведение мониторинга учебных достижений учащихся, а в конце этапа изучения осуществить контрольную проверку, проанализировав динамику качественных показателей.
Автору передового педагогического опыта целесообразно вести педагогический дневник наблюдений по вопросам реализации основных аспектов опыта. В дневнике в произвольной форме фиксируется эффективность применяемых методик, положительные и отрицательные моменты, рекомендации по устранению недостатков.
Рассмотрим основные требования к оформлению материалов перспективного педагогического опыта.
Структура описания опыта работы.
1. Введение (составляет 1/8 объема всего материала и включает)
- данные о носителе опыта, адрес опыта;
- информацию о теме, ведущей идеи опыта;
- обоснование актуальности опыта (условия возникновения и становления опыта; противоречия, которые побудили педагога к поиску иных подходов к обучению и воспитанию; теоретические основы, педагогические идеи, учения, источники, опыт, положенный в основу перспективного педагогического опыта);
- обоснование новизны данного опыта, его перспективность;
- адресную направленность, диапазон использования (кем, для кого, в каких условиях может быть использован данный опыт).
2. Технология опыта включает раскрытие сущности опыта. Описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), описание организации образовательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии опыта). Это — основной раздел, в котором происходит описание системы работы учителя.
Руководителю на заметку:
Особое внимание необходимо обратить на стиль работы педагога, его творческие находки. Если анализ не раскрывает этих находок, то обобщение сводится к повторению известных положений: хорошо владеет коллективом детей, подбирает интересный материал для уроков и т. д.
Важно помнить: недостаточно показать, что и как делал педагог, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребёнка. Очень важны конкретные примеры, доказывающие результативность опыта. Чтобы опыт мог быть использован другими, излагать его нужно достаточно полно и чётко.
3. Результативность опыта отражает динамику качественных показателей уровня сформированности основных компетенций учащихся в процессе работы над реализацией данного опыта (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития, развитие мотивационной сферы, познавательной и творческой активности и др.). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать возможные проблемы.
4. Выводы и рекомендации констатирует взаимосвязь между используемым опытом и результатами работы. Подчёркивается перспективность используемого опыта в повышении качества образовательного процесса. Определяются условия эффективного использования предложенного опыта, анализируются возможные проблемы и пути их преодоления, определяются перспективы развития предлагаемого опыта.
5. В заключении дается список использованной литературы.
Руководителю на заметку:
Памятка обобщения перспективного педагогического опыта
Описание опыта излагается от третьего лица.
При описании  опыта  обязательны ссылки на приложения.
Проведите глубокий анализ накопленных в процессе изучения опыта материалов.
Набросайте краткий план (3-4 основных вопроса), составьте тезисы.
Сначала набросайте черновик. Избегайте общих фраз.
Дайте практическую оценку опыта.
Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках, трудностях, ошибках.
Главный критерий хорошего опыта – результаты.
Материал старайтесь излагать строго по плану, кратко, логично. Избегая повторений.
Помните, что обобщая педагогический опыт, вы способствуете дальнейшему улучшению качества обучения и воспитания подрастающего поколения.
Определим перечень возможных материалов приложения к описанию  опыта  работы (содержание приложений строго зависит от темы  опыта  и соответствует ссылкам в его описании). Это могут быть:
1.​ Авторские программы, проекты.
2.​ Календарно-тематическое планирование.
3.​ Поурочные планы.
4.​ Система уроков, занятий по теме  опыта.
5.​ Программные педагогические средства.
6.​ Сценарии вечеров, праздников, и т. п.
7.​ Тексты лекций, выступлений, докладов, рефератов и т. п.
8.​ Творческие работы учащихся.
9.​ Данные о выпускниках (успехи, имеющие отношение к системе работы учителя).
Для электронных носителей предъявляются следующие требования:
1.​ Все электронные носители должны быть подписаны (Ф.И.О. автора, город, название учреждения образования).
2.​ Для текстовых файлов необходимо использовать шрифт Times New Roman, 12 размер, межстрочный интервал – одинарный, поля: верхнее, нижнее - 2см, левое –3см, правое – 1,5см.
Требования к бумажным носителям
1.​ Все бумажные документы предоставляются в формате А-4 в единственном экземпляре. Шрифт Times New Roman, 12 размер, межстрочный интервал – одинарный, поля: верхнее, нижнее - 2см, левое –3см, правое – 1,5см.2.​ В текстах не допускается сокращение названий и наименований.
3.​ Все страницы должны быть пронумерованы.
4.​ На титульном листе возможно размещение фотографий, эмблем, использование цветного шрифта.
Материалов педагогического опыта имеют следующую структуру:
1.Титульный лист.
2. Информация об авторе.
3. Выписка из решения заседания педагогического (методического) совета. 
4. Характеристика на автора опыта (предоставляется администрацией учебного заведения).
5. Содержание опыта 
6. Описание опыта
Руководителю на заметку:
Обобщённые материалы из опыта работы одобряются педагогическим коллективом на педагогическом совете. Педагогический совет может рекомендовать этот опыт для внедрения педагогами учебного заведения с одновременным представлением его в методический кабинет для рассмотрения на методическом совете. Если члены совета методического кабинета одобряют представленный опыт, заносят его в картотеку передового педагогического опыта, он может быть рекомендован для внедрения в учебно-воспитательный процесс учебных заведений города и одновременно направлен на рассмотрение Учёным советом. В случае положительного решения Учёного совета опыт заносится в республиканскую картотеку Перспективного Педагогического Опыта и пропагандируется среди педагогов.
Общую технологию внедрения передового педагогического опыта в практику работы учителей можно представить в такой последовательности:
- ознакомление учителей с педагогическим опытом, разъяснение его преимуществ в сравнении с традиционными методиками (творческий отчёт, презентация опыта на Методическом Объединении, ярмарка педагогических идей, педагогические чтения, консультации…)
- показ приёмов работы на практике (открытые уроки, занятия, тренинги для педагогов по овладению новыми технологиями, практикумы по применению отдельных элементов опыта в практической деятельности …)
- внедрение педагогического опыта в практику работы.
- после того, как произошёл продуктивный синтез собственного опыта, и учитель убедился в позитивности такого синтеза, внедрение педагогического опыта постепенно переходит в ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.
Руководителю на заметку:
Для успешного внедрения ППО важно заинтересовать педагогов новым опытом, вызвать у них желание и творческую готовность овладеть им.
В учебном заведении должна быть картотека ППО. Целесообразно создать электронную базу ППО, поместив её на сайте учебного заведения.
Пропаганда ППО осуществляется посредством:
- организации выступлений на педагогических советах, методических объединениях, семинарах, конференциях;
- путём организации посещения учебных занятий в рамках работы различных форм методической работы;
- создание школы ППО, школы мастерства, мастер-класса, педагогической мастерской…
- выпуск печатной продукции, создание презентаций, видеофильмов;
- организация выставок педагогического творчества…
Обобщение и представление опыта работы является одним из критериев портфолио педагогов на аттестации. Для этого педагог использует различные способы - отзывы о материалах коллег, написания статьи на конференции, семинары, Круглые столы и т.д., а также представление и обсуждение собственных материалов. Данная технология учитывает психологические и педагогические подходы к подготовке данных материалов и показывает дальнейшие возможности для представления собственного педагогического опыта.
Подготовила методист МБОУ
ДО «ЦДЮТ» Костикова А.Н.