Программа внеурочной деятельности для 4 класса. Духовно-нравственное воспитание.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №26»
«ПРИНЯТО»
Педагогическим советом
протокол от « » 2016 г. №
Введено приказом от г.№
Директор МБОУ «Гимназия №26»
_______________ (ФИО)
Программа
внеурочной деятельности для 4-х классов (1 час в неделю, 34 часа год)
«Культурное наследие»
духовно-нравственное направление
Составитель: Яковлева Галина Стефановна (педагог-психолог, первая квалификационная категория)
г. Набережные Челны
2016 г.
Планируемые результаты изучения внеурочной деятельности
Предметные результаты
ученик научится
понимать «духовный мир», культурные традиции России;
отличать священные сооружения от других сооружений;
устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
понимать роль искусства в религиях;
описывать различные явления религиозных традиций и культур;
ориентироваться в нравственных заповедях мировых религий;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
видеть проблемы;
ставить вопросы;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
выделять главное и второстепенное в собранном материале;
делать выводы и умозаключения;
презентовать свою работу.
ученик получит возможность научиться
понимать культурные традиции России;
систематизировать знания по курсу ОРКСЭ;
обсуждать и делать выбор в подготовке творческой работы;
понимать суть богослужения: основные обряды и главные святыни мировых религий;
понимать смысл религиозных ритуалов, основных таинств и осознавать их важность в жизни;
обсуждать и делать выбор в подготовке творческой работы;
самостоятельно работать по составлению плана будущей творческой работы.
правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении работы;
самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
реализовывать право на свободный выбор.
Метапредметные результаты
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
владение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, а также находить средства её осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
понимать причины успеха/неуспеха в деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий;
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
учиться подтверждать аргументы фактами;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
в ходе представления работы учиться давать оценку его результатов.
Личностные результаты
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
положительная динамика детского отношения к процессу познания;
возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности;
осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
уважать иное мнение;
вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения;
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Содержание внеурочной деятельности
Название раздела Краткое содержание
Количество часов
I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Москва – столица нашей Родины. Заочная экскурсия по Москве.
Исторические места и памятники архитектуры, зодчества.
1
II.Основы мировых религиозных культур. Человек – творец и носитель культуры.
Древние верования людей. Греческая мифология, язычество.
Законы нравственности - часть культуры общества.
Толерантное отношение к людям разных религий, национальностей. 
Величие российской культуры.
Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К.Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р.
Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Выбор религии князем Владимиром.
Исторические события в истории нашего государства. Встреча послов со всего мира князем Владимиром. Географическая карта, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси».
Священные книги.
Викторина по изученным священным книгам: Веды, Авеста, Типитака, Тора, Библия, Коран. Иллюстративный материал-фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя.
Твори добро.
Примеры о людях-меценатах в истории. Презентация «10 Заповедей», Аудио: Дорога добра, М.Минков, Ю.Энтин. Дорога добра.
Мои добрые дела.
Творческая работа учащихся на основе личного опыта.
Мои впечатления.
Церкви и мечети в городе Набережные Челны (церкви: Боровецкая, Орловская, мечеть на ГЭСе); в городах Татарстана (Кул Шариф); России (Собор Василия Блаженного, Спас на крови, Исакиевский собор); других стран.
Священные сооружения в РТ
Творческая работа на основе пройденного материала.
Заочное путешествие по золотому кольцу.
Ярославль, Кострома, Новгород, Пермь и т.д. Исторические места и памятники архитектуры, зодчества
Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу.
Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов. Эрмитаж. Исторические места и памятники архитектуры, зодчества.
Заочная экскурсия по Казани.
Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов. Кремль. Исторические места и памятники архитектуры, зодчества.
Духовная музыка.
Богослужебная и хоровая музыка. Творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского. Колокольный звон, его виды: Благовест,
Перебор, Перезвон, Трезвон.
Иконопись
«О святых иконах» «Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.»
Библиотека : Образ Богоматери ,Символика иконы, Символика цвета в иконе.
Мозаика, фрески
«Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.»
Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви»
Архитектура священных сооружений.
Иллюстрации архитектуры соборов, мечетей, синагоги, буддийского храма с последующим заданием учащимся -нарисовать понравившееся сооружение.
Угадай сооружение.
Творческая работа по пройденной теме.-
Кухня в религиях мира.
Блюда христиан, мусульман, иудеев, буддистов и разных народов мира.
Праздники в религиях мира.
Викторина по пройденному материалу: праздники в религиях мира.
Творческая работа. Составление кроссвордов.
Мой любимый праздник.
Конкурс рисунков по пройденному материалу: праздники в религиях мира.
Угадай праздник.
Особенности праздников в религиях мира: в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме.
Общение со сверстниками.
Правила общения в коллективе сверстников. Нравственные норы и правила.
Общение с родителями.
Правила общения с родителями. Нравственные норы и правила.
Моя семья.
Традиции и ценности семьи. Уважение к старшим. Взаимопомощь.
Учись учиться.
Режим дня, чередование труда и отдыха. Память, речь.
Твое образование и интересы.
Тест Климова на интересы учащихся.
Ты в ответе за тех, кого приручил.
Ответственное отношении к животным. Правила ухода за животными. 27
III.Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. В труде – красота человека.
Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
Береги землю родимую, как мать любимую.
Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов .
Люди труда. 
Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Жизнь ратными подвигами полна.
Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.)
Герои войны.
Иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург», «Герои войны», «Битва за Москву», иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь».
Подвиг в мирное время.
Подвиги в мирное время. 6
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС
№ Изучаемый раздел, тема занятий Количество часов Календарные сроки Основные формы организации занятий.
Основные виды деятельности обучающихся.
Планируемые сроки Фактические
сроки I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 Москва – столица нашей Родины. Заочная экскурсия по Москве. 1 Заочная экскурсия по Москве. Мини-выставка картин о Москве.
Оформление краткой записи о столице нашей Родины.
II. Основы мировых религиозных культур 27 2 Человек – творец и носитель культуры. 1 Поиск информации, рассказ.
Составление с помощью книг рассказа о древних верованиях людей. Рассказ учащегося.
3 Законы нравственности - часть культуры общества. 1 Поиск информации, моделирование ситуаций.
Моделирование ситуаций общения людей, исповедующих разные религии.
4 Величие российской культуры. 1 Мини-выставка иллюстраций.
Составление с помощью иллюстраций подборки деятелей российской культуры.
5 Выбор религии князем Владимиром. 1 Находить взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Инсценировка принятия послов князем Владимиром со всего мира.
6 Священные книги. 1 Составление вопросов о священных книгах.
Игра-викторина.

7 Твори добро. 1 Беседа
Поиск информации в литературе о людях-меценатах в истории.
8 Мои добрые дела. Творческая работа в малых группах - коллаж.
9 Мои впечатления. 1 Конкурс рисунков «Мои впечатления»
Оценка продукта.
10 Священные сооружения в РТ 1 Мини-выставка картин.
Поиск картин с последующим обсуждением.
11 Заочное путешествие по золотому кольцу. 1 Мини-выставка картин.
Показ картин с последующим обсуждением.
12 Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу. 1 Мини-выставка картин о Санкт-Петербурге.
Оформление краткой записи о Санкт-Петербурге.
13 Заочная экскурсия по Казани. 1 Мини-выставка картин о Казани.
Оформление краткой записи о Казани.
14. Духовная музыка. 1 Экскурсия в кабинет музыки.
15 Иконопись 1 Выставка икон с последующим обсуждением.
Поиск картин с последующим обсуждением.
16 Мозаика, фрески 1 Мини-выставка мозаик, фресок.
Составление узора с последующим обсуждением.
17 Архитектура священных сооружений. 1 Мини -выставка рисунков с последующим обсуждением.
Рисунки понравившихся священных сооружений.
18 Угадай сооружение. 1 Творческая работа в малых группах - коллаж.
19 Кухня в религиях мира. 1 Приготовление простых блюд.
Выступление группы учащихся с показом блюд и последующим обсуждением.
20 Праздники в религиях мира. 1 Составление кроссвордов.
Ответы на вопросы.
21 Мой любимый праздник. 1 Выставка рисунков.
Конкурс рисунков учащихся.
22 Угадай праздник. 1 Работа в малых группах - коллаж.
23 Общение со сверстниками. 1 Беседа о правилах общения.
24 Общение с родителями. 1 Беседа о правилах общения.
25 Моя семья. 1 Выставка рисунков.
Рисунок семьи.
26 Учись учиться.
1 Составление кроссворда учащимися.
Ответы на вопросы кроссвордов.
27 Твое образование и интересы. 1 Тест на интересы учащихся.
Ты в ответе за тех, кого приручил. 1 Беседа об ответственном отношении к животным.
III. Духовные традиции многонационального народа России.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многона
ционального и многоконфессиональ
ного народа России. 6 29 В труде – красота человека. 1 Поиск материала через интернет ресурсы.
Составление презентации, выступление группы учащихся
30 Береги землю родимую, как мать любимую. 1 Круглый стол по бережливости.
31 Люди труда.  1 Работа в малых группах - коллаж.
32 Жизнь ратными подвигами полна. 1 Поиск информации из литературы.
Выступление группы учащихся с реальными примерами выражения патриотических чувств в истории России.
33 Герои войны. 1 Беседа
Поиск информации в литературе о героях войны.
34 Подвиг в мирное время. 1 Беседа
Поиск информации в литературе о подвигах в мирное время.