Урок литературного чтения в 4 классе по теме «С.А.Есенин «С добрым утром».

Урок литературного чтения в 4 классе по теме
«С.А.Есенин «С добрым утром».



Цель:
познакомить с творчеством С.А.Есенина.
Задачи:
учить анализировать лирическое произведение;
находить средства художественной выразительности, с помощью
которых поэт выражает свои чувства любви к Родине, к природе
родного края;
учить выразительному чтению лирического произведения;
воспитывать любовь к Родине – России, к русской природе.

1. Сообщение темы урока, целей урока.
/ слайд № 1, 2,3/

Учитель: Ребята, мы открыли новую главу «Такой незнакомый мир». О чем она?
/ ответы учеников/.

Учитель: Почему это происходит?
/ ответы учеников/

Учитель: Нам помогает фантазия – это чудесная способность: глядя на одинаковое, видеть разное и особенное; глядя на незаметное, обнаруживать замечательное. Сегодня мы познакомимся с одним из произведений Сергея Есенина – волшебника русского пейзажа, удивительно чуткого к земным краскам, звукам и запахам. Откуда это у него?

/ слайд № 4/

Ученики / читают запись на доске/. Сергей Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии.

Учитель: Поэт родился в крестьянской семье. Его мама была безграмотной женщиной. С малолетства Есенин воспитывался у деда по матери , знатока церковных книг. Будущий поэт окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

Ученики /читают/ В 1912 году Есенин приехал в Москву.

Учитель: Там он работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок.
/слайд № 5/

Ученики: Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 году. В 1915 году поэт едет в Петроград, где знакомится с Александром Блоком.

Учитель: А.Блок оценил талант поэта. Восторженно принятый литературной средой тогдашней столицы как посланец русской деревни, русских полей. Есенин быстро приобрел громкую славу.

Ученики / читают слайд № 6/
В 1916 году вышел первый сборник его стихов «Радуница», куда и вошло стихотворение «С добрым утром!»

2. Знакомство с произведением С.Есенина «С добрым утром!»
- Чтение учителем /наизусть/

Учитель: Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
/ ответы учеников/

/ слайд № 7/

- Чтение детьми стихотворения.

Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно.
К какому роду и жанру относится данное произведение?
Все ли понятно?

/ слайд № 8 /

Ученики. Род литературы – лирика, выражены чувства поэта. Лирика пейзажная – опии сана природа. Жанр лирики – стихотворение, рифмы – «золотые-речные»

Непонятные слова записываются на доске: затон, заводь, плетень, перламутром и объясняются.

- Анализ стихотворения.\

/ слайд № 9 /

- Чтение стихотворения «цепочкой» по две строки.

Учитель: Каким настроением проникнуто стихотворение? Какие чувства владели поэтом, когда он написал это произведение?
/ ответы учеников/

Учитель: Изменяется ли поэтическое наст роение?
/ ответы учеников/

Учитель: Докажите, прочитайте выразительно.
/ чтение учеников/

Учитель: О чем это стихотворение? Какую картину рисует поэт? Из каких поэтических образов она складывается.
/ответы учеников, выборочное чтение отрывков /

- Физкультминутка.

Учитель: Прочитайте строчки, которые нравятся больше всего\
/ чтение отрывков/
-
Средства художественной выразительности.

Учитель: Ребята, а при помощи каких средств художественной выразительности автор описал нам эту картину природы?

\слайд № 10 /

/ ответы учеников/

Учитель: Олицетворение – одно из любимых средств художественной выразительности Есенина, потому что во всем, что окружало поэта, он видел жизнь: и в пшеничном колосе, и в русской березкеА к каким еще при емам прибегал поэт?
/ ответы детей/

Учитель: Метафора – тоже любимый прием в поэзии Сергея Александровича. Краски и цвета, использованные поэтом, переносят нас в сказку. А Какой прием помогает автору изобразить реальную красоту?\
/ ответы учеников/

Учитель: Прочитаем хором это стихотворение. Как будем читать?
Ученики: Спокой но, размеренно, тихо.
/ чтение вместе с учителем/

3.Итог.
/ слайд № 11/

Учитель: Так что же хотел поэт показать нам этим стихотворением?
/ ответы учеников/
Учитель: Вы прочувствовали это произведение? Прочитайте его так, чтобы все полюбили этот уголок природы, свою Родину.
/ выразительное чтение стихотворения учащимися/

4. Домашнее задание: / слайд № 12/ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] /