Конспект урока по литературному чтению на тему: С. Есенин С добрым утром!

Конспект урока
по литературному чтению

Учитель: Овчинникова Е.В.
Место работы: г. Тольятти, МБУ СОШ №72
Должность: учитель начальных классов
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «А»
Тема: ««С.Есенин «С добрым утром!»

Цель: Познакомить с творчеством Есенина через стихотворение «С добрым утром!».

Задачи:
1. Учить понимать образные выражения, олицетворения, работать над выразительностью чтения.
2. Развивать речь, умение находить в тексте нужные слова, предложения, ставить логическое ударение.
3. Прививать любовь к природе, Родине, чтению.

1. Оргмомент.

- Ребята, сегодня на уроке мы закончим работу над произведением А.П.Чехова «Степь» и познакомимся со стихотворением С.Есенина «С добрым утром!»

2. Проверка домашнего задания.

1) - Скажите, какое сейчас время года? (Осень)
- Но у каждого из нас, наверно, ещё свежи воспоминания об одном из самых любимых времен года.(о лете)
- Как называется раздел, над которым мы начали работать? (ПРИРОДА ЛЕТОМ)
- Какие ЛЕТНИЕ явления природы вам знакомы?
- Как называется произведение, в котором эти явления описываются? («Степь»)
- Какое по жанру это произведение? (Повесть) Почему?
- Кто автор этой повести? (А.П.Чехов)

ВЫВЕСИТЬ ПОРТРЕТ.

2) - Кто подготовил краткий доклад о биографии Чехова?

БИОГРАФИЯ.

Чехов родился 17 января 1860 года в городе Таганроге в семье купца. Он окончил курс гимназии, потом поступил на медицинский факультет Московского университета. Уже студентом начал писать рассказы и повести. В детстве и юности он часто навещал своего дедушку Егора Михайловича, дороги к нему проходили через степь. Её он потом часто описывал в своих произведениях. Повесть «Степь» впервые была опубликована в журнале «Северный вестник» в 1888г. Степь звучит всеми своими голосами: скрипучая монотонная музыка кузнечиков, сверчков, медведок; весёлые голоса старичков и сусликов при восходе солнца; журчание ручейка, крик степной птицы, шум ветра, звуки грома, музыка разразившейся грозы.. Это степь в разные моменты своей жизни.

3)- Вспомните, что такое степь? (Широкие участки земли, поросшие травой, ковылем)
Показ картинок.

4) - Какое ещё задание вы должны были выполнить? (Чтение и пересказ отрывка)
- Давайте прочитаем фрагмент.
Чтение с.89-90.

5)- А сейчас послушаем продолжение отрывка.
Пересказ 1 ученика.

6) Ответы на вопросы.
- Прочитайте предложения, в которых говорится о молнии.
- С чем Чехов сравнивает гром, молнию, тучу?
- Что значит дождь ОБЛОЖНОЙ?

7)Пересказ 2 ученика.

8) - Вспомните, как надо вести себя во время грозы? (Можно включить звуки грозы)

ВЫВОД.

· Во время грозы опасно оставаться вблизи реки, озера и других водоемов.

· Ни в коем случае нельзя прятаться под отдельно стоящим деревом.

· Лучше не пользоваться зонтиком, т.к металлические предметы притягивают молнию.

· Нельзя стоять на открытой местности.

· Нельзя пользоваться сотовым телефоном.
9) И в заключение работы над этим произведением послушаем стихотворение о любви к этой замечательной земле.

СТЕПЬ.
Порхает в небе свободный ветер, Раздольем дышит седая степь, Как дороги просторы эти, Здесь хочется летать и петь. Трава дурманит нежным пленом, Играет сладостно сверчок, Маячит ворон в дали бледной, Исследуя земли клочок. Душа поет, на сердце радость, В глазах сверкают огоньки, Хочу, чтоб это не кончалось, Я остаюсь в плену степи...


3. Новая тема.
1) Речевая разминка.
- Такая погода, которую описал Чехов, к счастью, бывает не часто. Лето всё-таки радует нас теплом, солнцем, добрым утром. И сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое так и называется «С добрым утром!»

- А начнем мы с речевой разминки.
Приготовьте листочек со стихотворением. Читать будем хором, вопросы читают девочки, ответы – мальчики. Глазками просмотрели, приготовились.

Чтение стихотворения хором.

Мы идём лесной тропинкой,
А куда – не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может, мы идём за солнцем?
Что же! Может и за солнцем!
Может, белка попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где-то
Мы идём гурьбой весёлой
Ясным утром в гости к лету!

– О чем это стихотворение? (О природе)

- Прочитайте еще раз две последних строчки.
- О какой части суток идет речь? (Об утре)
- Как приветствуют друг друга люди утром? Что они говорят? (С добрым утром!)
- Как вы думаете, только ли люди могут приветствовать друг друга? Посмотрите на картинку в учебнике, она вам подскажет.

2) Воспитательный момент.
- Природа тоже может приветствовать и людей, и животных; радовать, ласкать, благодарить за добрые поступки. А как мы должны относиться к природе?

3) Физминутка.
- Давайте немного отдохнём, представим, что пойдем на прогулку в лес.

4)Знакомство со стихотворением С.Есенина

А) - Прочитайте, кто написал стихотворение с таким добрым названием? (С.Есенин)
ПОРТРЕТ.

- С.Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской области в крестьянской семье. В 1904 году он пошёл в Константиновское земское училище. А потом учился в закрытой церковно-учительской школе. Осенью 1912 года Есенин прибыл в Москву. Работал в книжном магазине, в типографии. Поступил в городской народный университет.
В 1914 году в детском журнале «Мирок» впервые было опубликовано его стихотворение «Берёза». В марте следующего года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с известным поэтом А.Блоком, который оценил его стихи и помог ему. Потом Есенин говорил: «Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51».
В стихах Есенина выражена его любовь ко всему живому, к жизни, к природе, к Родине.

Б) ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ.

- Кто же обращается с приветствием в стихотворении и к кому? (Крапива)

В) - Прочитайте 1-ый куплет.

- Почему Есенин говорит, что ЗВЁЗДЫ ЗАДРЕМАЛИ? (Заснули, начинается утро)
- Что такое ЗАТОН? (Длинный, мелкий речной залив)
- Может, кто-то догадается, как по-другому можно назвать ЗАТОН? Это слово-синоним встречается в этом же куплете. (ЗАВОДЬ)
- С чем поэт сравнивает затон? (С зеркалом) Почему?
- Как вы думаете, надо быстро или медленно читать это стихотворение? Почему?
(Медленно. Природа просыпается)

- Прочитайте еще раз 1 куплет.

Г) Чтение 2-ого куплета.

- Кого берёзки напоминают поэту? (Девушку)
- Какое слово указывает на то, что березки рады утру? ( Улыбнулись)
- Что значит: РАСТРЕПАЛИ ШЕЛКОВЫЕ КОСЫ?
- Как Есенин относится к березам? Что вы об этом думаете?
Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. (КАРТИНКИ).
О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин.
Это символ и гордость русского народа.
Д) Песня «Край берёзовый».
- Послушайте песню о берёзовом крае, который так любил Есенин.
Е) - Прочитайте 3 строфу.
- Что такое ПЛЕТЕНЬ? ( Изгородь, от слова ПЛЕСТИ – СПЛЕТЕННАЯ ИЗ ВЕТОК).
- Как вы думаете, можно сравнить крапиву с модной девушкой?
- Какое слово на это указывает? ( Обрядилась)
- С какой интонацией надо читать эту строфу? (Игриво, шаловливо)
Чтение 3 строфы. (2-3 ученика)
Ж) Работа над логическим ударением.
- Прочитайте еще раз название. На какое слово вы бы поставили логическое ударение? (На слово С ДОБРЫМ) Почему?
Есенин показывает своим стихотворением, что утро действительно доброе, ласковое. И мы с вами должны относиться к природе с добротой и заботой.
З) Чтение стихотворения целиком. Несколько человек.
5) Домашнее задание.
- Ребята, дома вы это стих-ие будете учить наизусть.
6) Выставление отметок.
7) Подведение итогов.
- Скажите, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Произведения каких авторов вы узнали?
- О чем оба эти произведения? (О природе)
- Какое дерево является символом России?
- Для Есенина природа – это вечная красота. Родившись в «краю берёзовом» на Рязанской земле, поэт как бы говорит всем нам:
« Остановитесь, хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты!»
Давайте в заключение урока нарядим нашу красавицу – березу. На дворе осень. И каждый из нас вложит частичку своей души в знак любви к природе. ( На плакат с берёзой дети прикрепляют вырезанные из бумаги берёзовые листочки).
Можно включить песню о берёзе гр. Любэ «Берёзы»
- А если кто-то захочет поближе познакомиться с творчеством Чехова и Есенина, можете взять книги в библиотеке или на нашей выставке. (Выставка книг)









15