Консультация родителей по развитию фонематического слуха у младших школьников.

Развитие фонематического слуха.
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечное ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с иц,сиш, шиж и другие.
Упражнения для развития фонематического слуха
Упражнение на определение наличия того или иного звука в слове.
Упражнение на нахождение места того или иного звука в слове (конец, начало, середина).
С опорой на числовой ряд (1,2,3,4,... 10) упражнение в определении места звука в слове по - порядку.
Упражнение в подборе рифмы к слову (ёлка - полка, лук - жук, мак - рак, конфета -газета ит.д).
Составление «звуковых цепочек» (трактор рыба аист-телевизор...)
Составление слов из букв разрезной азбуки.
Складывание слов из слогов.
Добавление недостающего слога (коле..., поло..., пар..., солда...).
Добавление недостающего согласного звука (самолё.., шала..).
Ю.Упражнение на определение первого и последнего звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности.
11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слоге.
12.Упражнение в выделении ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче).
13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.
ИГРЫ
Выдели слово. Предложите детям
·хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...)тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
3.Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность : - Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач.
Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.
Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С, в середине слова звук "Т" ит.д
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
4. Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: « Там ползёт зелёный лук С длинным и усам и»
Божья коробка, полети на небо, Принеси мне хлеба.

15