Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 2 класса школы VIII вида


Государственное казенное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №22 VIII вида»
ст. Незлобная, Георгиевского района
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
руководитель районного МО директор ГКС(К)ОУ
специальных (коррекционных) школ «Специальная (коррекционная)
Георгиевского района общеобразовательная
___________ С. В. Аксененко школа № 22 VIII вида»
30.08.2013 г. ____________ Т. А. Лущай
30.08.2013 г.
Рабочая образовательная программа
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
по предмету «Изобразительное искусство»
2 класс

Составитель:
учитель начальных классов
ГКС(К)ОУ «Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа № 22 VIII вида»
Аксененко С. В.
ст. Незлобная, 2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А. Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013.» Программа рассчитана на один год обучения (на 34 часа.) Данная программа предназначена для работы с учащимися 2 класса (возраст 8-11 лет) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Программа составлена с учётом характеристики детей, обучающихся в данном классе.
Цель программы обучения:
использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, формирования личности обучающегося, воспитания у него положительных навыков и привычек.
Задачи курса:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
формировать умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
учить ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
формировать универсальные учебные действия;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Данная программа составлена с учётом следующих принципов:
концентрический принцип, особенность которого состоит в расчленении сложных понятий и умений на их составляющие элементы.
Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала;
принцип целостности;
принцип учёта возрастных и типологических особенностей учащихся;
принцип метапредметного подхода;
принцип деятельностного подхода;
принцип индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства и практика художественного ремесла и художественного творчества:
овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному общению с искусством;
развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий. Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Для решения поставленных задач программой предусмотрены четыре вида занятий:
декоративное рисование;
рисование с натуры;
рисование на темы;
беседы об изобразительном искусстве.
Содержание программы
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают в формировании у учащихся эстетического вкуса.
Задачи по декоративному рисованию на 2 класс
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Задачи уроков рисования с натуры во 2 классе
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путём расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. Во 2 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют ёлочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Задачи по уроков рисования на темы во 2 классе
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Беседы об изобразительном искусстве
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
Во 2 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10— 15 минут в начале или в конце урока. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображённые предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Задачи бесед об изобразительном искусстве во 2 классе
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.
Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачёва, Б. Чарушина и др.).
Тематическое распределение часов
№ Раздел программы Кол-во часов
1 Декоративное рисование 16
2 Рисование на темы 5
3 Рисование с натуры 13
Итого 34
Нормативная база
Программа разработана на основе следующих документов:
Конвенция ООН о правах ребёнка (1989 г.);
Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г.
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год»;
Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г № 288; Письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 04.09.1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;
Инструктивное письмо Министерства образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 04.09.1997 г. № 48;
Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 22 VIII вида».
Санитарные правила и нормы СанПиН № 4076-86.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10.
Учебно-тематический план
№ п/п Тема раздела Кол-во часов
I четверть 9
Рисование с натуры 3
1 Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа по картинам. 1
2 Рисование с натуры разных видов грибов (белый, мухомор). 1
3 Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (линейка, папка). 1
Декоративное рисование 5
4 Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). 1
5 Самостоятельное составление узора в полосе. 1
6 Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить). 1
7 Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях). 1
8 Декоративное рисование: узор из цветов для коврика прямоугольной формы. 1
Рисование на темы 1
9 Рисование на тему: «Деревья осенью». 1
II четверть 7
Декоративное рисование 3
10 Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике по образцу. 1
11 Декоративное рисование – орнамент в квадрате. Знакомство с городецкой росписью. 1
12 Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). 1
Рисование с натуры 3
13 Рисование с натуры ветки ели. Беседа по картине. 1
14 Рисование с натуры праздничных флажков. 1
15 Рисование с натуры елочных украшений. 1
Рисование на темы 1
16 Рисование на тему: «Веточка с елочными игрушками». 1
III четверть 10
Рисование с натуры 4
17 Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. 1
18 Рисование с натуры игрушки рыбки. 1
19 Рисование с натуры портфеля. 1
20 Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность!» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям). 1
Рисование на темы 2
21 Рисование на тему: «Снеговики». 1
22 Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей». 1
Декоративное рисование 4
23 Рисование узора из снежинок (украшение шарфа). 1
24 Декоративное рисование – узор для косынки треугольной формы (треугольник – готовая форма). 1
25 Рисование узора в круге – «расписная тарелка» (круг – готовая форма). 1
26 Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. 1
IV четверть 8
Декоративное рисование 4
27 Рисование в полосе узора из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. 1
28 Декоративное оформление открытки «Ракета летит». 1
29 Рисование узора в полосе из цветов и листочков. 1
30 Узор в круге из цветов (круг – готовая форма). 1
Рисование на темы 1
31 Рисование на тему: «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками». 1
Рисование с натуры 3
32 Рисование с натуры воздушных шаров. 1
33 Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. 1
34 Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам. 1
Итого 34
Диагностический инструментарий
№ п/п Критерии и показатели Уровни
А В С
1. Рисование с натуры Умение правильно размещать изобра- жение на листе бумаги; различать, называть и пере- давать в рисунке формы квадратных, прямоугольных, круглых и тре- угольных предметов; соблюдать пространст-
венные отношения предметов; определять существенные признаки предмета; аккуратно раскра- шивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соот- ветствии с натурой. Умение правильно размещать изобра- жение на листе бумаги; различать, называть и передавать в рисунке формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных пред- метов; определять существенные признаки предмета; аккуратно раскра- шивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соот- ветствии с натурой. Умение разли- чать, называть и передавать с помощью учителя в рисунке формы квадратных, прямоуголь-
ных, круглых и треугольных предметов; аккуратно раскрашивать рисунок.
2 Декоратив-
ное рисование Умение проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; составлять узоры из растительных элементов в поло- се, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. Умение проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета. Умение составлять узоры из растительных элементов в полосе, квад- рате, круге по шаблонам с помощью учителя; использовать в узорах красный, жёлтый, зелёный, синий, цвета.
3 Тематичес-
кое рисование Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей. Умение передавать в рисунке
основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать прост
ранственные отно- шения предметов. Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; объединять эти предметы в одном рисунке.
4 Беседы об ИЗО Умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке; называть и дифференци- ровать цвета. Умение узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц, изображённых на картинке.
5 Универсаль-ные учебные действия Умение следовать точной инструкции учителя. Умение принимать и сохранять задачу, планировать последовательность выполнения работы, осуществлять контроль. Умение использовать схемы и иллюстрации при выполнении заданий. Умение следовать точной инструкции учителя. Умение принимать и сохранять задачу, планировать последовательность выполнения работы. Умение использовать схемы и иллюст- рации при выпол- нении заданий. Умение следовать точной инструкции учителя. Умение принимать и сохранять учебную задачу.
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и r соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся
по изобразительному искусству
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся в специальных (коррекционных) школах VIII вида .
  При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание:
а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если: учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике; верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка «4» ставится, если: учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка «3» ставится, если: учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка «2» ставится, если: учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.
Используемая литература
Основная литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1—4 классы / [А. А.
Айдарбекова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]. - 8-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
Концепция специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Дополнительная литература
Грошенков И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. - М.: Академия, 2007.
Дрожжин Ю.Г. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Коннова Е.Г. РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество. 2-й класс. Пособие для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 2013.
Коротеева Е.И., под редакцией Неменского Б.М.. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.
Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4-9 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
Неменская Л.А., под редакцией Неменского Б.М. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2008.
Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы./ под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
Орлова Л.В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Сокольникова Н.М. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». – М.: Астрель, 2011.
Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам ИЗО и технологии. – М.: Учитель, 2014.
Интернет – ресурсы:
http://www.zavuch.info.ru/http://www.uchportal.ru/http://www.vneuroka.ru/http://www.prodlenka.org/http://www.artsait.ru/ - русская живопись
http://shteltn.ucoz.ru/ - все об искусстве
http://rarities.artrussia.ru/ - Шедевры мировой живописи. Картины великих художников, шедевры искусства
Календарно-тематическое планирование