Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс коррекционной .школы VIII вида


Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Саратовской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №2 VIII вида г.Саратова»
410012, г.Саратов, ул.Гоголя, 42, тел/факс 73-40-34, e-mail: obrazuch2-8vida@yandex.ru
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей -дефектологов
____________./ ______________
Протокол № _ от
«____»_________20____ «Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________________/______
«____»_________20____
«Утверждено»
Директор ГКС(К)ОУ
«С(К)ОШ» № 2 VIII вида»
Г. Саратова
_________________/_______
«____»_________20____
Рабочая учебная программа
по
изобразительному искусству
2 класс
2014 – 2015 учебный год
Составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы» под редакцией доктора педагогических наукВ. В. Воронковой
Программу составил:
учитель начальных классов Палагута И.Г., высшая категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____ от ____________
г. Саратов
2014 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования РФ.
Учебный предмет изучается во 2 классе, рассчитан на 30 часов и реализуется в 2014 – 2015 учебном году.
Курс направлен на разностороннее развитие личности учащихся, ориентирован на достижение уровня общеобразовательных ЗУН, необходимых для социальной адаптации обучающихся.Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тесной связью изучаемых тем с объектами и явлениями окружающей ребенка действительностью: времена года, учебные вещи, игрушки, посуда, праздники России и т.п. Интерес к предмету рисования обусловлен его простотой и доступностью, возможностью разнообразного и творческого его отображения.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на применение широкого комплекса изобразительных средств: акварельные и гуашевые краски, цветные и простые карандаши и восковые мелки.
Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика и развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Программа рассчитана на обучение учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью. Дети с умеренной умственной отсталостью Павлов Виктор, Киреев Алексей) занимаются по данной программе в 3 группе учащихся, где могут выполнять часть заданий с помощью учителя.В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по изобразительному искусству для коррекционных школ VIII вида мы опираемся на основные требования к знаниям и умениям учащихся, рекомендованные «Программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования РФ.
В результате прохождения программного материала обучающийся
научится:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;      использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;      закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;      рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;      понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);      различать и знать названия цветов;      узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к нимДанный учебный предмет имеет цели:
- образовательные
-  дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
-  содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
 -  ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- Коррекционно-развивающие
-  способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
-  исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- воспитательные
-  знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
 -  воспитывать художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Изучение предмета «Изобразительное искусство» во 2 классе способствует решению следующих задач:
- Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
- Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
      - Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
- Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета.      Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков.
Принципами обучения данному предмету являются:
Наглядность
Сознательность и активность учащихся
Доступность и научность
Связь теории с практическими основами жизни учащихся
Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка
Прочность усвоения знаний и возможность применять их на практике
Содержание программы носит практическую направленность, формирует готовность воспитанников к непосредственному включению в жизнь и трудовую деятельность.
Содержание тем учебного курса
№ п/пНаименование разделов и тем уроков Количество часов
1 Декоративное рисование 15
2 Рисование с натуры 12
3 Рисование на темы 3
4 Беседы об изобразительном искусстве 8 (входят в состав основных тем уроков)
Итого за год: 30
Календарно-тематический план
№ п/пТема урока Основные понятия
Словарная работа Оборудование
Информационно-методическое обеспечение Кол-во часов Дата Корректировка
1 Рисование с натуры овощей и фруктов. Беседа и рассматривание иллюстраций в детских книжках. Названия овощей и фруктов Овощи и фрукты, краски акварельные. 1 08.09.14 2 Рисование с натуры разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). Названия грибов Муляжи грибов,
краски акварельные. 1 15.09.14 3 Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). Узор
Названия ягод и видов листьев Образцы узоров,
краски акварельные. 1 22.09.14 4 Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. Узор
Образцы узоров,
краски акварельные. 1 29.09.14 5 Рисование геометрического орнамента в квадрате (построить в квадрате осевые линии, полученные треугольники раскрасить цветными карандашами). Узор
Названия геометрических фигур Образцы узоров,
Цветные карандаши. 1 06.10.14 6 Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях). Узор
Образцы узоров,
краски акварельные. 1 13.10.14 7 Рисование на тему «Деревья осенью». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, беседа о способах изображения осенней природы. Признаки осени Детские книги со стихами и рассказами об осени 1 20.10.14 8 Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (папка, линейка, треугольник чертежный). Четырехугольная, треугольный. Линейка, треугольник чертежный,
краски акварельные. 1 27.10.14 9 Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.
Коврик, узор, прямоугольный. Фото и рисунки ковриков, образцы цветов для узора,
краски акварельные. 1 10.11.14 10  Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике (по образцу). Узор,
Названия геометрических фигур Образцы узоров,
краски акварельные. 1 17.11.14 11 Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Беседа о городецкой росписи. Орнамент
Городецкая роспись Образцы узоров,
краски акварельные. 1 24.11.14 12  Рисование в квадрате узора из веточек ели (на осевых линиях). Ель, еловая, еловые. Образцы узоров,
краски акварельные. 1 01.12.14 13  Рисование с натуры веточки ели. Беседа и рассматривание иллюстраций в детских книжках о зиме. Ель, еловая, еловые. Веточка ели,
краски акварельные. 1 08.12.14 14 Рисование с натуры праздничных флажков, елочных украшений.
Праздничные украшения Праздничные флажки, восковые мелки. 1 15.12.14 15 Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками». Елочные украшения Образцы веточек ели, краски акварельные. 1 22.12.14 16  Рисование узора из снежинок (украшение шарфа или свитера). Узор Образцы узоров,
краски акварельные. 1 29.12.14 17 Рисование на тему «Снеговики». Снеговик, снежная баба. Рисунки снеговиков, акварельные краски. 1 12.01.15 18  Беседа по картинам, изображающим зиму. Рисование с натуры рамки для картины. Художник, масляные краски. Картины о зиме, акварельные краски. 1 19.01.15 19 Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». Аквариум, водоросли. Игрушка – рыбка, рисунки подводного мира, акварельные краски. 1 26.01.15 20 Рисование с натуры предмета прямоугольной формы (ранец, портфель, сумка). Прямоугольная форма Портфель, цветные карандаши. 1 02.02.15 21 Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе для косынки треугольной формы. Полхов - майдан Образцы узоров,
краски акварельные. 1 09.02.15 22 Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность» (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям). Знаки дорожного движения Дорожный знак, акварельные краски. 1 16.02.15 23  Рисование узора в круге — расписная тарелка (круг — готовая форма).Беседа о способах украшения посуды. Центр, кайма. Образцы узоров,
краски акварельные. 1 02.03.15 24 Рисование несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы (домик , тележка , скворечник). Выражения типа «Треугольник над квадратом, прямоугольник под треугольником, круг около прямоугольника». Рисунки домиков, тележек, скворечников, краски акварельные. 1 16.03.15 25   Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. Чередующиеся фигуры Шаблоны геометрических фигур, цветные карандаши. 1 06.04.15 26   Декоративное оформление открытки «Ракета летит». Космос, космонавт, Юрий Гагарин, ракета. Фото и рисунки космических ракет, акварельные краски. 1 13.04.15 27   Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. Строительство, башня. Строительный материал, акварельные краски. 1 20.04.15 28   Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.Тематический рисунок « Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками». Праздничное украшение Флажок, воздушные шары, акварельные краски. 1 27.04.15 29  Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Названия весенних цветов Фото и рисунки первоцветов, образцы узоров, цветные карандаши. 1 11.05.15 30 Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам, изображающим лето.
Названия весенних цветов, художник, масляные краски, акварель. Картины, изображающие лето, цветные карандаши. 1 18.05.15. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
  Учащиеся должны уметь:      свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;      ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;      использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;      закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;      рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;      понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);      различать и знать названия цветов;      узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.Перечень учебно-методического обеспечения
1.Образцы рисунков по темам
2.Демонстрационный мольберт
3.Шаблоны по темам
4.Сборник репродукций картин русских художников «Картины природы»
5.Натуральные предметы для рисования с натуры: овощи и фрукты (муляжи), грибы (муляжи), линейка, чертежный угольник, елочные украшения, праздничный флажок, игрушка – рыбка, портфель, элементы строительного материала.6.Детские книги с зимними иллюстрациями
7.Баночки для воды
8.Салфетки бумажные
9.Клеенки на парты
Список литературы
№ Автор Название Выходные данные
1
В.В.Воронкова Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 1999
2 Н.С.БуркинаКомплект методических плакатов «Учись рисовать» Киевское издательство, 1984
Методическая литература
№ Автор Название Выходные данные
1 А.С.Бражникова, А.В.Карлсон«Уроки рисования» Методические разработки для 1 – 2 классов Просвещение,1960
2 Н.А. Грошенков
Уроки рисования для I-IV классов
вспомогательной школы Москва, «Просвещение», 1970
3 4