Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье. Выступление на педсовете.


Как помочь младшему школьнику сохранить здоровье
Современный человек живёт во время максимальных скоростей и
нагрузок, что требует от него колоссальных усилий. Состояние общества,
экономики, экологии неблагоприятно отражается на здоровье. Здоровье
человека зависит не только от наследственности, но во многом и от его
образа жизни, привычек, питания, условий труда.
Сегодняшние школьники не исключение! По мнению специалистов
75% всех заболеваний человека закладывается именно в детские годы. А
число детей с хроническими заболеваниями за годы учёбы увеличивается в
среднем в 1,5 – 2 раза (Попов, 1998). Главными пороками сегодня становятся:
накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и
гиподинамия. Активно поднимается вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали
быть значимыми для молодого поколения. Поэтому проблема сохранения
здоровья приобрела особую актуальность.
Каким должен быть человек, чтобы стать здоровым? С нагрузками, в
том числе и интеллектуальными, современным школьникам может помочь
справиться только физическая работа тела. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. Доля движения в жизни современного человека всё время сокращается. В достаточной мере этому способствует телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка, это 23 часа неподвижности у экрана. Следствием этого являются усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т. д.
Немаловажным является резкое сокращение времени пребывания детей на свежем воздухе. А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум,
громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не
снимают длительное время, сотовые телефоны, компьютеры и планшеты –
всё это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье
уже в школьном возрасте. Снижение интенсивности обмена веществ,
нарушения функции центральной нервной системы, деформация опорно-
двигательного аппарата и т.д. Все вышеперечисленные причины приводят к
тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только
проблемы со здоровьем, но у него появляются стойкие трудности в учении.
В этой связи перед школой встают две задачи. Во-первых, сохранить,
поддержать и укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в
школу. А во-вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному
здоровью, обучить его основам здорового образа жизни. Считается, что понятие "Я" включает в себя три элемента: тело, эмоции (чувства) и ум. Ум регулирует работу нервной системы, эмоции - кровеносной и желудочно-кишечной, а тело обеспечивает крепость костей и работу мышц, поэтому здоровье в большой степени зависит от согласованности, гармонии в нашем триедином естестве. Дисгармония приводит к возникновению целого ряда так называемых функциональных заболеваний. Существуют три составляющих здоровья:
- физическое здоровье, или здоровье тела, под которым подразумевается наличие у организма человека резервных возможностей, обеспечивающих его оптимальную адаптированность к изменениям внешней и внутренней среды;
- психоэмоциональное здоровье, характеризующееся состоянием
внимания, памяти, мышления, особенностями эмоционально-волевых
качеств, способностью к саморегуляции, управление своим внутренним
психологическим состоянием;
- социально-нравственное здоровье, отражающее систему ценностей и
мотивов поведения человека в его взаимодействиях с внешним миром,
проявляющее в признании общечеловеческих ценностей, в уважении к
результатам чужого труда, активной жизненной позиции. Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. У ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной
бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным. Почему так
происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем:
для ребенка самое важное - это хорошо учиться.
Как помочь ребёнку-школьнику начать жить активной, интересной и
полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызвало
прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умение
учащихся?
Какие же шаги предпринимаются для создания благоприятных условий
сохранения и укрепления здоровья учащихся в гимназии, так называемые
здоровьесберегающие элементы. В учебных кабинетах проведена маркировка мебели в соответствии с ростом учащихся, освещённость мест занятий, доски. Соблюдаются воздушно – тепловой режим (проветривание), питьевой режим, режим питания, динамические паузы, физкультминутки, подвижные игры на переменах, наличие спортивного, игрового оборудования и инвентаря. Очень важно создание для детей благоприятного психологического климата в коллективе. С этой целью используются различные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий.
Немаловажную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. Традицией стали ежегодные Дни
здоровья. Многое для укрепления здоровья ребёнка может сделать семья.
Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами
следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет
жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда
ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься
физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке,
выработанной годами. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки,
активный отдых во время каникул, выходные дни на природе – вот залог
успеха, душевного и физического здоровья семьи. Родители должны помнить
о том, что возраст 7 – 10 лет нуждается в постоянной поддержке функциональной активности.
Оздоровительные методики укрепления здоровья школьников в
домашних условиях
а) Режим дня
Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды
деятельности и отдыха в течение суток. Основная его цель - обеспечить
высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования.
Строится режим на основе биологического ритма функционирования
организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13
часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и
продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе,
поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка.
Основными элементами режима дня школьника являются: учебные
занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на
свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически
полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. При
организации режима родителям следует учитывать состояние здоровья своего
ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода. При
чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное
время является сигналом для соответствующих действий.
Начать день необходимо с утренней зарядки, которая облегчает переход
от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу.
Предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные
группы мышц. Желательно включать нагрузку для туловища, мышц рук, ног,
брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и
подвижность тазобедренных суставов.
Помимо зарядки к физическому воспитанию относятся игры на свежем
воздухе. Лучшими считаются подвижные игры, а так же занятия спортом. В
игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его
эмоциональный тонус. Кроме того, подвижные игры дают хороший
оздоровительный эффект.
Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно
отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг
и просмотра телевизора. Это время слабые и часто болеющие дети должны
уделять сну. Оптимальным временем для приготовления уроков служит
период 15-16-ти часов, соответствующий физиологическому ритму
наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания
рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным.
Обучение должно быть и в случае отсутствия домашнего задания направлено
на закрепление школьных знаний. Максимальная продолжительность
периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует
проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой.
После ужина наступает время прогулки перед сном. Родители должны
прививать ребенку навыки по самообслуживанию. Это касается как девочек,
так и мальчиков. Как много впоследствии зависит от простых, казалось бы,
вещей: умения готовить, убирать, стирать и т. д. Это время, когда вся семья
дома за любимым делом обсуждает прошедший день. Ответственность
ребёнка за вынос мусора, мытьё посуды и др., правильно понимаемая, станет
важнейшим режимным моментом и поддержит психику ребёнка как
полноправного члена семьи.
б)Рациональное питание
Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном
возрасте надо питаться не менее 4–5 раз в день и придерживаться таких
правил: разнообразие, умеренность и своевременность питания. Кроме того
следует научить ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не
заниматься во время еды посторонними делами.
в) Формирование правил личной гигиены
г) Двигательная активность
д) Значение сна для детей
Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во
время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и
только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в
течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон,
имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину.
Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Очень важно, чтобы ребенок
всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и
быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует
умыться, почистить зубы, принять душ, хорошо проветрить комнату. Полезен
сон при открытой форточке, к чему ребенка следует приучать с лета.
Наиболее здоровая температура воздуха жилой комнаты 18°С. У
значительной части детей имеет место недосыпание, связанное с ранним
началом занятий в первую смену, поздним отходом ко сну (продолжительное
время приготовления уроков, длительный просмотр телевизионных передач,
поздний ужин). Систематическое недосыпание может привести к
переутомлению и невротическим расстройствам. Непосредственно перед
сном у ребёнка необходимо сформировать положительные эмоции
поощрением или похвалой, чтением ребёнку книг.
Полноценно отдохнуть за ночь можно только на кровати с хорошим ортопедическим матрасом.
е) Повышение психоэмоциональной устойчивости
По материалам исследований, особо опасны для любого человека и
ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога,
боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное
мышление, которое достигается упорными тренировками.
Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё
больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда
ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной,
благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители,
где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний
характер и быстро разрешаются, только в такой семье можно воспитать
поистине здоровое потомство.
ж) Гигиенические требования при выполнении домашних заданий
Воздушно-тепловой режим. Гигиенистами установлено, что в
помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов,
относительная влажность до 60%. Измерение температуры проводится в
центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является
ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим– может предупредить перегрузки, стимулировать
развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению
близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков –
южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере
тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов.
Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать
оттенки зелёного. Можно использовать искусственное освещение в
дополнение к естественному.
Для занятий у ребенка должно быть свое рабочее место, оборудованное
столом, стулом, полочкой для книг, настольной лампой. Мебель необходимо
подбирать в соответствии с длиной тела ребенка (при длине тела до 130 см
высота стола и стула должна быть соответственно 54 и 32 см при 130-145 см -
60 и 36 см, 145-160 см - 66 и 40 см, 160-175 см- 72 и 44 см, выше 175 см - 78-
48 см). Стул следует задвигать под стол на 4-8 см, для книг - иметь подставку
с углом наклона 15°. Стол ставить ближе к окну так, чтобы свет падал слева.
Пучок света от настольной лампы должен быть направлен на рабочую
поверхность. Во время подготовки уроков не должно быть отвлекающих
моментов (телевизор, радио, разговоры). Следует добиваться того, чтобы
ребенок готовил уроки в день получения задания, что значительно сокращает
время на врабатывание и восстановление полученных на уроках сведений.
В заключении я желаю вам и вашим детям здоровья, счастья и надеюсь,
что тема нашего собрания поможет вам в оздоровлении ваших детей и в
организации здорового образа жизни. Помните, уважаемые родители, что
здоровье детей в ваших руках!

Список литературы:
1.Дик Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников/Н.
Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 312 с.
2.Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб: Союз, 1998. – 253 с.
3.Режим дня школьника.
[Электронный ресурс]
4.АиФ. Как правильно организовать режим дня школьника.
Инфографика.
[Электронный ресурс]

15