Воздействие средств массовой информации на физическое и психическое здоровье учащихся


Воздействие средств массовой информации на физическое и психическое здоровье учащихся средней школы
  
   Средства массовой информации(СМИ) - учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам  - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве)
     К СМИ относятся:
   1) печатные издания: газеты, журналы, бюллетени, справочники, листовки и рекламные щиты;
   2) электронные (радио, телевидение, Интернет, видео – и аудиозаписи, кинематограф.
Человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации, новые технологии — (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации, синтезаторы и пр.) проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной массовой культуры.
Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет, невозможно. Безусловно, ребенок начинает  замечать все медиа гораздо раньше, чем достигает школьного возраста. Опыта родителей порой недостаточно, чтобы направить общение ребенка с медиа в нужное русло, они  зачастую уделяют недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание не сформировано, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (*средства массовой информации.
По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-6 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4 часов в день, что намного превосходит время их общения со взрослыми. Безобидное, на первый взгляд, занятие вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не безобразничает, и, в то же время, получает впечатления, узнает что-то новое, и, как считают некоторые родители, развивается. Покупая малышу новые видеокассеты или компьютерные игры, родители как бы заботятся о нем и стремятся занять его чем-то интересным.Однако это, на первый взгляд безобидное занятие, может повлечь за собой непредвиденные последствия, не только для здоровья ребенка (речь идет о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке), но и для его психического развития.
 
 
 
 
Медики утверждают, что ребенок младшего школьного возраста без ущерба для здоровья может смотреть телевизор от 1 до 3 часов в день, а сидеть за компьютером и того меньше – от 10 до 30 минут. Последствия многочасовых телевизионных просмотров или регулярных компьютерных сеансов общеизвестны: это и снижение зрения, и развивающиеся неврозы, и отставание в психическом и физическом развитии. К сожалению, не всегда мы, родители, в состоянии отвлечь ребенка от таких увлекательных занятий, как компьютерные игры или просмотр мультфильмов, найти необходимые убедительные аргументы. В результате рано или поздно мы сталкиваемся с серьезными проблемами, причем, не только касающимися состояния здоровья ребенка, но и возникшей зависимости, например, игровой.
О том, как медиасредства влияют на психическое здоровье, сказано довольно много. Остановимся лишь на основных «претензиях».
Во-первых, неограниченное общение со средствами массовой информации вызывает у школьника информационный стресс: сознание школьника, и без того переполненное учебной информацией, не справляется с ежегодно увеличивающимися объемами внешкольных знаний. Последствия могут быть различными, вплоть до соматических нарушений.
Во-вторых, наблюдается отставание в развитии речи.В последние годы родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. А ведь овладение речью в раннем возрасте происходит при непосредственном общении ребенка со взрослыми, когда малыш не только слушает слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем участвует в нем не только с помощью слуха и артикуляции, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Однако разговорная речь – это лишь вершина айсберга. Речь – это не только средство общения, но и средство развития мышления, воображения, и т.д. Но, пожалуй, самое явное негативное влияние оказывают СМИ на повышение детскойжестокости и агрессивности.Число преступлений, совершенных детьми и подростками, в последнее время резко возросло. Поражают не только жестокость, но и бессмысленность их поступков. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается порог дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в своих действиях, часто не умеют предвидеть их последствий. Подростки жестоко бьют и убивают друг друга не потому, что они злые, и не ради какой-то цели, они воображают себя героями просмотренных боевиков, потому что на душе пусто, а хочется острых ощущений, выброса адреналина, «драйва». Именно поэтому, наверное, смысл жизни многих современных молодых людей сводится к незатейливому желанию «хлеба и зрелищ».Вспомним: ребенок часто повторяет то, что видит в жизни или на экране. Во многих школах участились случаи, когда учащиеся травмируют друг друга, используя различные «приемы» единоборств, увиденных в телефильмах или компьютерных играх. Таким образом, виртуальное изображение жестокости оказывают влияние на реальное поведение детей, их возбудимость, провоцирует вспышки агрессии, а со временем – повышает степень интереса к подобным сценам.
Фактическое отсутствие ограничений в сфере СМИ приводит также и к духовным болезням, т.е. искажению духовно-нравственной парадигмы подрастающего поколения, ориентации на чужую культуру с ее акцентами на материальные благ.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в живом общении с близкими взрослыми и никакие СМИ их не заменят. Однако полностью исключить СМИ из жизни и воспитания детей невозможно и бессмысленно. Но знакомить детей с информационной техникой можно только тогда, когда они готовы использовать ее по назначению, когда она будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем. В современных условиях школьник должен уметь оперативно получать и передавать информацию из разных источников, в частности с помощью медиасредств.  С другой стороны, ребенок все принимает на веру, копирует понравившихся героев из игр или телесериалов, их поведение, пристрастия, привычки, он не способен адекватно анализировать эту информацию, соотносить ее со своей картиной мира, отсеивать шелуху, т.е. не обладает медиаграмотностью.
Медиаграмотность – это свойство не врожденное, а приобретенное. И важная роль в формировании медиграмотности принадлежит школе. Ни родители, ни педагоги не могут контролировать воздействие информационных потоков на личность ребенка, однако именно учитель способен помочь школьнику выработать необходимые информационные умения.