Технологическая карта по ИЗО на тему: Женский образ русских сказок


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урока изобразительное искусство,
проведенного 10.03.2015 г. во 2 «Б» классе
МБОУ СОШ г.Зерноградастуденткой ГБПОУ РО «ЗернПК»
Кауновой Александрой Александровной
Учитель: Е.Б. Руднева
Методист: Е.С. Фидорцова
_____________________
(подпись)
Зерноград
2015
Технологическая карта урока
Тема: «Женский образ русских сказок».
Класс: 2 «Б»
Цель: знакомство с возможностями цвета, создание женского образа из русских сказок.
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формировать эстетические чувства художественно-творческого мышления, наблюдательности, фантазии;
Формировать потребности в практической, самостоятельной и творческой работе;
Развивать воображение и аналитические возможности глаза.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Овладение умением творческого видения;
Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленными задачами; находить варианты решения художественно-творческих задач;
Формировать способности прогнозировать результат своей деятельности.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Знакомство с видами художественной деятельности;
Эстетическая оценка произведений; обсуждение и анализ произведений искусства;
Способности использовать в художественно-творческой деятельности художественные материалы;
Умение передавать особенности понимания красоты человека.
Оснащение урока:
Художественные материалы:
Альбомные листы
Кисти
Гуашь (акварель)
Палитра
Баночка с водой
Сухие салфетки
Зрительный ряд:
Авторская мультимедийная презентация
Изображения детских работ
Литературный ряд:
Стихотворение
«Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Здравствуйте!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Кисти, краски и листы?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Меня зовут, Александра Александровна и замечательный урок изобразительного искусства сегодня проведу у вас я. Приветствуют учителя.
Самостоятельно проверяют готовность к уроку. Л.:
Развитие познавательного интереса.
Формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов.
Этап актуализации пробного действия Девочки и мальчики я пришла к вам с просьбой, которую к нам в электронном виде прислала кисть художника Михаила Александровича Врубеля. (на слайде просьба)
- Ну что выполним просьбу?
- А кто такой художник?
- художник – тот, кто создает произведения искусства; человек, творчески работающий в какой-нибудь области искусства. - Выполним.
- Художник – это человек, который рисует картины. К.:
Развитие умения обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя.
Этап выявления места и причины затруднения Ребята, а теперь сядьте поудобнее и послушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане».
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
- О ком эти строки?
Посмотрите, пожалуйста на слайд.
- Что мы можем сказать о картине? Что автор хочет показать?
Эта картина необычна, она поражает своей естественностью. Все как будто замёрзло, ожидая чего-то великого, необычного и нового. В картине чувствуется скрытая тревога, которая заставляет смотреть на картину без доли равнодушия. Она настолько жива, что складывается впечатление будто бы прекрасная девушка вот-вот исчезнет. В глазах Царевны-Лебедь затаилась печаль, заставляющая задуматься, откуда она, о чем грустит, что произошло? На фоне надвигающейся темноты Царевна-Лебедь выглядит прекрасно в своем белоснежном одеянии. Рядом с ней бушует море, и мы, зрители начинаем ощущать шум морских волн.
- Что мы можем в заключении сказать?
А теперь послушайте отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
Обратите внимание на слайд.
- Что мы можем сказать о героине картины?
- Что мы можем сказать о характере?
- А как вы это определили?
Действительно, ребята. Вы все верно заметили. Принимают удобное положение и внимательно слушают отрывок.
- О Царевне-Лебедь.
- Картина вызывает грустное впечатление, автор показывает задумчивость девушки.
- Девушка, изображенная на полотне – это образ красоты, таинственности и величия.
- Героиня картины своенравна.
- Она ревнива, самолюбива, у нее пронизывающий взгляд, во внешности присутствует ненависть к окружающим.
- По выражению лица, форме бровей, взгляду, расположению фигуры. П.:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы.
Этап построения проекта выхода из затруднения Тогда кто же догадался какая тема нашего урока?
- Человек – главная тема в искусстве. Когда художник изображает человека, он старается не только нарисовать его похожим, но и раскрыть его характер. Настоящая красота человека в его поступках, в его душе!
- Мы с вами рассмотрели 2 репродукции.
- При помощи чего автор показал нам характер героинь?
- А какие это были цветовые гаммы?
Цветовые сочетания могут помочь рассказать о характере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (холодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). - Тема урока: «Женский образ русских сказок».
- При помощи красок.
- Темные и светлые. П.:
Стремление к расширению своей познавательной сферы, воспроизведение логических мыслительных операций для решения познавательной задачи.
Этап реализации построенного проекта Обратите внимание на доску.
- Сначала рисую лицо от пятна. Для этого беру белую краску и добавляю немного коричневого.
- Затем мысленно делю лицо на 3 части.
- Линию глаз делаю по середине лица.
- Уши рисую на уровне глаз.
- Брови немного выше глаз.
Затем от уголка газа прорисовываю нос.
- Потом немного ниже рот. Смотрят на доску и внимательно слушают объяснение учителя. Этап первичного закрепления с проговариванием в речи Ребята, подумайте какую героиню вы хотите изобразить. Вспомните сказки, образ героев. С помощью какой цветовой гаммы они изображены. Ведь когда художник изображает человека, то мы, как правило, можем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый или суровый, т.е. какой он, какой его характер. Когда создается образ царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку, доброту. А изображая злую он стремится показать ее жадность, скупость, коварство. (на слайде герои сказок). Как вы уже заметили характер героев можно показать разными способами. Поэт показывает характер стихотворением, композитор, пишет музыку, а мы с вами, как художники изобразим характер, используя палитру цветов. Вспоминают сказки, характер сказочных героев. Л.:
Создание новых образов, проявление творческого воображения и фантазии, соблюдение организованности.
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону Осуществляет контроль и индивидуальную помощь учащимся. Берут альбомные листы, располагают в вертикальном положении. Создают образ выбранных героинь, используя необходимый колорит. Л.:
Создание новых образов, проявление творческого воображения и фантазии, соблюдение организованности.
П.:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы.
Этап рефлексии учебной деятельности А сейчас я предлагаю выйти первому ряду к доске и продемонстрировать свои работы. Затем второму, третьему.
- Ребята, кисти Михаила Александровича Врубеля очень понравились ваши работы, она безумно рада! Каждая работа по-своему красива.
- Художники – люди, творческие, они постоянно создают что-то новое, сегодня на уроке изобразительного искусства мы все плодотворно поработали, но к сожалению, нам пора прощаться. До свидания! До новых встреч! Выставка работ.
- До свидания! Р.:
Формирование способности оценивать результаты собственной творческой деятельности.