Творческий проект «Моя родословная»


Творческий проект «Моя родословная»
Тема исследования: «Моя родословная»
Объект исследования: учащиеся 4 класса и их семьи.
Предмет исследования: родословная каждого ученика.
Цель исследования: создание генеалогического древа каждого ученика.
Задачи исследования: знакомство с историей создания и развития каждой семьи, изучение влияния создания родословной на развитие учащихся.
Гипотеза исследования: в результате изучения родословной у детей с родителями установится более тесная связь во взаимоотношениях.
Группы методов:
1. эмпирические: опросно-диагностические методы, анализ творческих работ, наблюдения, опытная работа;
2. теоретические: моделирование гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения, анализ литературы.
Тип проекта:
информационно - исследовательский, по содержанию «ребёнок и его семья», ребёнок – субъект проектирования, коллективный, долгосрочный.Источники устной информации: рассказы близких родственников.
Источники документальной информации: загсы и их архивы, районный краеведческий музей, интернет.
Способы изображения родословной:
1. графическое изображение в виде концентрического круга, в центре которого следует поместить себя, в следующих – более отдалённых предков.
2. графическое изображение родословной в виде таблицы со связями снизу вверх или сверху вниз.
3. графическое изображение в виде дерева с корнями, ветками и веточками.
Заседание семейной гостиной, посвящённое презентации проекта «Моя родословная»
Цели:
1. Показать учащимся, что они являются членами общества, коллектива; обратить внимание детей на то, что первым коллективом является семья; познакомить с тем, как возникли фамилии, имена, отчества, что такое поколение, родословная.
2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
3. Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем – любовь к родному Отечеству.
Подготовка:
1. Родительское собрание на тему « Уроки семейной любви».
2. Оформление выставки на тему: « Кто мы? Откуда мы?»; составление генеалогического древа своей семьи.
3. Оформление фотовыставки « Загляни в семейный альбом».
4. Сочинения учащихся на темы: « Моя семья», « Семейные традиции и праздники».
5. Оформление выставки « Семейная реликвия», поиск семейных документов и вещей.
6. Оформление выставки поделок учащихся.
Ход мероприятия
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и гости!
Приветствую вас в нашей семейной гостиной. Наша встреча сегодня посвящена подведению итогов работы над проектом «Моя родословная». Мы с вами очень долго готовились: составляли свои родословные – выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи. Журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Думаю, что сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чём рассказать нашим гостям.
Если вам плохо, трудно, кто вам поможет? Конечно, самые близкие и родные люди – семья.
Здесь дом, в котором я живу.
И для меня он лучший самый.
Здесь и во сне, и наяву
Я слышу добрый голос мамы.
Здесь вечерами папа мне,
Когда смолкают птицы в гнёздах,
Рассказывает о луне,
Ракетах, спутниках и звёздах.
Здесь и сестра моя, и брат,
Хоть иногда я ссорюсь с ними,
Но чаще поделиться рад
Игрой и книжками своими.
Здесь в мире мы за годом год
Живём, друг другу помогая.
И вместе с нами здесь живёт
История родного края.
Слова « Родина», « родители», « род», - слова одного корня. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, оставляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается. О родословной своих семей расскажут нам Абрамова Соня, Конных Дима, Хоняк Павел, Волосатова Юля и их мамы.
Спасибо за интересный рассказ. Я думаю дружные семьи – не редкость. И как сказал Конфуций: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. И держится оно на любви». И, как настоящее государство, должна иметь свой символ – семейный герб. К нашему празднику каждая семья составила свой герб, в котором отражены семейные устои и традиции. О своём гербе расскажут Озерова Аня, Абрамова Соня, Аббасов Эльгюн, Хоняк Павел, Волосатова Юля.
Много интересного узнали мы о своих дальних предках, но всё же каждому из нас дороже и ближе родственники, которые сейчас живут вместе с нами, те, кого вы зовёте своей семьёй. О своих родных вы писали в своих сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.
Чтение сочинений:
«Для меня семья – это, прежде всего, мои мама и папа. Они всегда поддержат и простят, помогут разобраться в трудной ситуации. Когда я вырасту, мне хочется иметь такую семью».
«Я чувствую в своей семье радость, тепло, поддержку и дружбу».
«У меня большая и дружная семья. Я очень люблю своих родных…»
Спасибо! Сколько интересного мы узнали из сочинений! Берегите эти семейные реликвии, в отблесках которых отражается история нашей страны.
Семейной реликвией можно назвать и фамилии. Ведь слово «фамилия» означает «семейство», общесемейное имя. На Руси фамилии появились в эпоху Петра 1. Примерно в 1066 году стали употреблять фамилии, чтобы лучше различать людей. Например, в деревне было несколько Иванов. А вы знаете происхождение своей фамилии?
Что имя: звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет. И в именах есть тайна,
И таинство есть имянареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаём в начале века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Блиц – опрос учащихся:
Макарова - Произошла от латинского имени Макарий
Озерова - Фамилия Озерова, корень озеро. Этот корень и ведет к тому, что у людей с этой фамилией «Водяная семья»
Волосатова - Русская фамилия образована от прозвища «Волосатый». Прозвище «волосатый» получил человек с длинными густыми волосами.
Юдина - Юдин отчество «сын Юды». Юда общенародное произношение церковного мужского имени Иуда, в прошлом не редко и у русских «позже вышло их употребления».
Аббасов - Аббас первый Великий- 1571-1629, из династии Сефевидов, шах Персий с 1587, вернул утраченные персидские территории, принадлежащие Узбекистану, Турции и территории индийских великих Моголов, проводил административные реформы, реформы в армии; наладил торговые и дипломатические связи в Европе.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва - дёготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Большинство из вас названы в честь бабушек и дедушек, которые дарят вам и тепло, и ласку, и заботу.
Кто из школы внуков ждёт
Каждый день обычно?
Кто заглянет в дневничокИ ворчит привычно?
За проделки наши кто
Нас порой ругает?
Дедушки – дедушки, дедушки – дедульки!
Кто нам лекцию прочтёт
На тему поведения?
Кто блинов нам напечёт
Вкусненьких, с варением?
Даст родителям наказ
Строго и сурово.
Чтоб не обижали нас
И смотрели в оба.
Бабушки – бабушки, бабушки – бабульки.
Дмитрий - Хотя имя Дмитрий мужское, но произошло от имени греческой богини Деметр. Она заведовала плодородием и сельским хозяйством. Дмитрий дружелюбен, не злобен, но обида и несправедливость способны привести его в ярость.
Полина - Имя самостоятельная форма греческого имени Аполлинария, что означает принадлежащее Аполлону.
Анна - Она терпелива и открыта, способна на самоотдачу жертвенность. Анна очень мягкий и добрый человек, что привлекает к ней людей, но, увы, далеко это благоприятно для нее самой
Дарья - Значение происхождения имени: Сильная, побеждающая. Дарья - имя звонкое и жизнерадостное, но главные черты его энергетики – это достаточная твердость и импульсивность.
Татьяна - Татьяна эмоциональная и твердая. В этом имени есть решительность и самоуверенность. Татьяна часто бывает лидером, обычно бывает хорошей хозяйкой.
Песня о бабушке
Да, всё могут наши бабушки, и даже учиться в школе.
Звучит свадебный марш Мендельсона
Вы, наверное, узнали свадебный марш Мендельсона. Под звуки этой музыки скрепляли свой союз ваши мамы и папы. Этот момент считается днём рождения вашей семьи. Ребята, кто из вас знает, сколько лет прожили вместе ваши родители?
Блиц – опрос учащихся
Почти все дети верно ответили на вопрос.
Так что же такое семья? Слово это понятно всем, как слова хлеб и вода. Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, бабушка и дедушка, папа и мама. Мы видим, что сила семьи в совместных делах и интересах. Как хорошо, когда все вместе занимаются домашними делами, вместе справляются с трудностями, вместе отдыхают. В каждой семье справляют праздники, но наряду с традиционными, которые отмечает вся страна, у каждой семьи есть своими собственные. А какие праздники отмечают в вашей семье?
Блиц-опрос учащихся
1. Новый год.
2. Дни рождения членов семьи
3. Пасха
4. Рождество
5. 8 Марта
6. День Победы и многие другие
Ребята, готовясь к данному мероприятию, мы с вами оформляли выставку «Загляни в семейный альбом». В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены были покидать свои дома, они брали только самые ценные вещи, среди которых были семейные фотографии. Давайте перелистаем страницы семейного альбома…
И хочется, чтобы не было в вашей семье, как в этом стихотворении:
У бабушки и дедушки фото на стене –
Поглядят и вспомнят о своей родне,
Вспомнят и поплачут, тихо помолчат,
Или улыбнутся, глядя на внучат.
Бабушка и дедушка давно живут одни.
На окне в коробке письма от родни.
Сядут, почитают, - чтобы не помять.
Словно побывают у родни опять.
Бабушке и дедушке ехать далеко.
Выйдут на крылечко, постоят рядком.
Вечер опускается - тянет холодком.
- Ребята, а вы никогда не забываете о своих родных? (Ответы учащихся)
- Чем крепка семья? (Ответы учащихся и родителей)
- Правильно заботой друг о друге, взаимопониманием, любовью.
- Существует легенда об удивительной семье. Семья эта состояла из ста человек и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя страны. И он решил посетить эту семью. Когда он убедился, что всё это правда, он спросил старца: «Как вам удаётся жить, не обижая друг друга?». Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот прочитал и удивился. Сто раз было написано слово «понимание».
А как вы относитесь друг к другу в ваших семьях? (Ответы учащихся и родителей)
Сегодня мы говорили о семье, о тепле родного очага, о разных семейных традициях. Для чего они нужны?
Они нужны для того, чтобы укрепить семью.
Для того чтобы у нас был родной дом.
Как же сберечь тепло в родном доме? (Ответы родителей и учащихся)
- Надо стараться, чтобы огонёк в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зелёным.
Наш класс – это тоже семья. И у нас есть свой архив, свои традиции. Давайте посмотрим, как живёт наша маленькая школьная семья в своём государстве.
Ведущий: Негде в Изобильном царстве,
В дружном школьном государстве
Жил-был славный мудрый царь,
Справедливый государь.
Долго школою он правил.
Всех учиться он заставил.
И однажды захотел
Подвести итог всех дел.
Во все школьные дворы
Были посланы гонцы
Разузнать и доложить,
Хорошо ль в той школе жить.
Царь: Ладно ль в школе или худо?
И какое там есть чудо?
И гонец ему в ответ:
1-й гонец: Я объехал целый свет!
В школе первой жить не худо,
А четвертый класс там – чудо!
Все в том классе хороши
И красивы, и умны.
Лучших я привёз сюда.
Полюбуйтесь, господа!
Ведущий: Вот ещё время проходит,
И второй гонец приходит.
2-й гонец: Я объехал много мест,
Но одно такое есть,
Где без устали поют.
Все они сегодня тут.
(Песня о России)
Ведущий: Есть у нас свои таланты.
Пианисты, музыканты.
Волшебны звуки музыки,
Все ими восхищаются,
И просто слушать музыку
Нам очень-очень нравится.
(Выступление учащихся)
Ведущий: Царь опять дивится чуду:
Царь: Я гордиться вами буду!
Ведущий: Вот и третий наш гонец!
3-й гонец: В центре города есть дом,
А жильцы-то в доме том
Все стихами говорят,
В гости к батюшке хотят.
(Стихотворение « Всё начинается со школьного звонка...»)
Ведущий: Царь опять дивится чуду:
Царь: Я гордиться вами буду!
Удивили вы меня,
Удивили, ребятня!
3-й гонец: Слово я хочу добавить,
Чтоб художников прославить!
Ведь какие мастера-
Эта наша детвора!
Выставка детских работ
Ведущий: Все гонцы явились с честью.
И хорошему известью
Рад великий мудрый царь-
Школограда государь.
Ведь могуча та страна,
Что талантами сильна!
- Вот и подошёл к концу наш семейный урок. Достойно несите сои имена и фамилии, чтобы передать их внукам и правнукам. И тогда вы сможете сказать о себе: « Я – представитель большого семейного рода!».
Ребята, будьте счастливы в школьной семье, будьте счастливы в своих родных семьях! До новых встреч!
Использованная литература:
1. Коротов Е.В. Твоя родословная. Кто ты? – Волгоград: Перемена, 1999.
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: Творческий центр, 2006.
3. Журнал «Начальная школа», 2004-2005.
4. Журнал «Начальная школа плюс «До и После», 2004