Основы методической компетентности педагогов в условиях ФГОС


«Педагог – ключевая фигура реформирования образования.В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться»
«Профессиональный стандарт педагога»
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способом действий и самим учителям. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.
В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».
(Слайд 3)
Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС?
Изменился учебно-методический комплекс
Произошли изменения в организации урока
На завершающемся этапе урока проводится рефлексия
Изменилась система контроля результатов
В стандартах 2 поколения формой оценивания является портфолио на каждого ученика
Наиболее серьезную проблему представляет собой кадровое обеспечение перехода на деятельность по новому стандарту, одним из основных требований которого является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. Самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знание основных документов.
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий.
Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способны к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики.
(Слайд 4)
В новых стандартах сформулированы требования к современному учителю:
Во – первых, это профессионал, который:
Демонстрирует универсальные и предметные способы действий
Инициирует действия учащихся
Находит способы включения каждого ученика
Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во – вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.
В – третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
(Слайд 5)
Профессиональная компетентность
совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
(Слайд 6)
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
(Слайд7)
Основная цель современного образования:
соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.
А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.
(Слайд 8)
В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:
- коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),
- исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),
- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),
- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.
«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся»
(Слайд 9)
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников.
Процесс самообразования педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
(Слайд 10)
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения самого учителя.
Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.
Основным фактором, обеспечивающим успешность внедрения стандартов, является системность подготовки педагогов к их введению и комплексность всех видов сопровождения.
(Слайд 11, 12)
Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС требуется:
целостность, систематичность методической деятельности в школе;
согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по ФГОС;
сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.
научиться эффективно использовать инновационные технологии обучения для решения педагогических проблем;
анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся;
эффективно работать
(Слайд 13)
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Система повышения квалификации.
Аттестация педагогических работников.
Процесс самообразования педагогов.
Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
Участие в конкурсах, исследовательских работах.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
(Слайд 14)
Самообразование педагогов:
систематическое повышение квалификации;
изучение современных психологических и педагогических методик;
участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
просмотр телепередач, чтение прессы.
знакомство с педагогической и методической литературой.
использование интернет – ресурсов;
демонстрация собственного педагогического опыта;
внимание к собственному здоровью
В ОУ существует система повышения квалификации. Педагоги проходят обязательные предметные курсы повышения квалификации раз в пять лет, а также и по интересующим их актуальным проблемам современного образования.
(Слайд 15)
Система повышения квалификации
Результат - профессиональная готовность работников
образования к реализации ФГОС:
обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;
принятие идеологии ФГОС общего образования;
освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;
овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.
(Слайд 16)
Аттестация педагогических работников:
ЗАДАЧА:
Стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.
Межаттестационный период:
ЗАДАЧА:
Совершенствование уровня педагогической компетентности.