Рабочая программа по ОРКиСЭ модуль ОЭС


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тогучинского района
«Тогучинская средняя общеобразовательная школа №3»
ПРИНЯТО
Решением методического объединения учителей______________________________________
протокол от ___._____.__2015__ № ______
ПРИНЯТО методическим объединением учителей
______________________________________________
протокол от ____._____.________№ _______
ПРИНЯТО методическим объединением учителей
______________________________________________
протокол от ____._____.________№ _______
ПРИНЯТО методическим объединением учителей
______________________________________________
протокол от ____._____.________№ _______
ПРИНЯТО методическим объединением учителей
______________________________________________
протокол от ____._____.________№ _______
ПРИНЯТО методическим объединением учителей
______________________________________________
протокол от ____._____.________№ _______ СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________________ С. Г. КайльСОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________________ _____________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________________ _____________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________________ _____________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________________ _____________
Рабочая программа
учебного предмета «ОРКиСЭ»
модуль « Основы светской этики»
для основного общего образования
срок освоения программы: 1 года (4класс)
Составители:
Учитель ОРКиСЭСтоляренко Л.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
   
   
 Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009г. № 373.
Программы общеобразовательных учреждений « Основы религиозных культур и светской этики».
Авторской программы А. А. Шемшурина под редакцией Т. Д. Шапошниковой. Издательство «ДРОФА».
требований ФГОС, в соответствии с «Концепцией духовно - нравственного развития и воспитания», «Планируемыми результатами образования»
Для реализации рабочей программы используется учебник «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс. А.А. Шемшурин, г. Москва, «ДРОФА»,2014г.
В соответствии с учебным планом на предмет «Основы религиозных культур и светской этики » в 4 классе отведено 34 часа в год (1 час в неделю).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» —формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
  Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
    Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении  образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
       Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
   Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
    Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули
согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
     Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
         Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы
межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель
воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
   
Место комплексного учебного курса в учебном плане.
В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.
Основные содержательные модули курса:
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.
   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.
     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме.
Основные задачи комплексного учебного курса:
познакомить обучающихся с основами религиозных культур и светской этики;
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развивать способности младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
       Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства  российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
  Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля обучающийся должен:Знать:основные понятия светской этики;значение этики в жизни человека;образцы нравственности в культурах разных народов;духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.Уметь:излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;строить толерантные отношения в обществе;применять полученные знания в социуме;осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
 
Основное содержание курса (34 часа)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Знакомство с новым предметом
Урок 1. Россия — наша Родина.
Основное содержание: Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.
Основные понятия: Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: построение схемы родословного древа.
Уроки 2-3. Духовные ценности человечества. Культура. Религия.
Основное содержание: культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.
Основные понятия: культура, духовные ценности, религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции. Словарная работа: духовные ценности, обычаи, традиции, философия, этика.
Внеурочная работа: посещение археологического музея или археологической экспозиции в краеведческом музее.
Раздел 2. Знакомство с основами этики
Урок 4. Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике
Основное содержание: этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества.
Вариативное содержание: философские рассказы для детей.
Основные понятия: философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы человечества, учителя человечества. Межмодульные связи: вечные вопросы человечества.
Творческая работа: философский рассказ или иллюстрация к рассказу.
Уроки 5-6. Не совсем обычный урок. Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность
Основное содержание: Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Вариативное содержание: Аристотель и Цицерон.
Основные понятия: этика, добродетель.
Словарная работа: добродетель, оратор, ораторское искусство.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: Аристотель и Цицерон.
Раздел 3. Этические учения о добродетелях
Урок 7. Что такое добродетель
Основное содержание: определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек».
Вариативное содержание: добродетельная жизнь.
Основные понятия: добродетель, порок.
Словарная работа: порок.
Урок 8. Учение Аристотеля о добродетелях
Основное содержание: добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей.
Вариативное содержание: Клод Адриан Гельвеций и его учение о принесении личного интереса в жертву во имя общественного блага.
Основные понятия: добродетели ума и добродетели характера.
Словарная работа: совершенство, идеал.
Урок 9. Нравственные качества
Основное содержание: нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе.
Вариативное содержание: Софокл — древнегреческий мыслитель и драматург. Фрагмент из повести Н. Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Основные понятия: отзывчивость, честность, правдивость.
Словарная работа: Параолимпийские игры.
Урок 10. Терпение и терпимость
Основное содержание: терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».
Вариативное содержание: тактичность. Тактичные и бестактные поступки.
Основные понятия: терпение, терпимость, тактичность.
Словарная работа: терпение.
Раздел 4. Этика о нравственном выборе
Урок 11. Не совсем обычный урок. Суд над Сократом
Основное содержание: жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа.
Вариативное содержание: афинская демократия.
Основные понятия: достойная жизнь, гражданин, демократия, убеждения.
Словарная работа: убеждения.
Урок 12. Убеждения
Основное содержание: убеждения и их роль в жиз- ни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?».
Вариативное содержание: Д. С. Лихачев.
Основное понятие: цель жизни.
Межмодульные связи: притчи.
Словарная работа: сверхличный.
Урок 13. Нравственный выбор
Основное содержание: трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека.
Вариативное содержание: усилия души и разума при совершении нравственного выбора.
Основное понятие: нравственный выбор.
Словарная работа: человечность, «быть человеком».
Урок 14. Совесть. Долг.
Основное содержание: совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка».
Вариативное содержание: народные пословицы и поговорки о совести.
Основные понятия: совесть, стыд, долг. Словарная работа: долг.
Урок 15. Ответственность.
Основное содержание: ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир.
Вариативное содержание: Эзоп. Басни Эзопа. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Основное понятие: ответственность.
Словарная работа: ответственность, басня.
Урок 16. Этика о воспитании самого себя
Основное содержание: учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.
Вариативное содержание: Эпиктет, его жизнь и философское учение.
Основное понятие: самосовершенствование. Межмодульные связи: самосовершенствование и самовоспитание.
Словарная работа: самосовершенствование.
Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве
Урок 17. Справедливость
Основное содержание: Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.
Вариативное содержание: учение о всеобщей любви.
Основные понятия: справедливость, всеобщая любовь.
Словарная работа: справедливость.
Урок 18. Государство, основанное на справедливости
Основное содержание: Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция.
Вариативное содержание: биография Конфуция.
Основные понятия: самообразование, идеальный правитель, ли, благородство, дао.
Словарная работа: благородство, благородный человек, самообразование.
Урок 19. Государство. Светская этика
Основное содержание: государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.
Вариативное содержание: государственные праздники.
Основные понятия: государство, Конституция, гражданин, закон, светская этика, государственные праздники.
Межмодульные связи: патриотизм.
Словарная работа: государство, государственные праздники, патриот, патриотизм.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: памятники и мемориалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.
Внеурочная деятельность: посещение музея, мемориала или экспозиции, посвященных Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне.
Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни
Урок 20. Нравственный закон. Десять заповедей
Основное содержание: нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма.
Вариативное содержание: Моисей. Скрижали Завета. Тора.
Основные понятия: нравственный закон, заповеди, иудаизм, Тора.
Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Иудаизм.
Словарная работа: закон, нравственный закон, заповедь.
Урок 21. Заповеди любви
Основное содержание: христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства.
Вариативное содержание: Иисус Христос. Библия.
Основные понятия: христианство, любовь, Библия.
Межмодульные связи: религиозные заповеди и нравственный закон. Христианство.
Словарная работа: христианство.
Урок 22. Любовь — основа жизни
Основное содержание: любовь в жизни человека. В. С. Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья».
Вариативное содержание: народные пословицы о любви.
Основные понятия: любовь, семья, взаимоотношения.
Словарная работа: любовь.
Урок 23. Прощение
Основное содержание: различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.
Вариативное содержание: обида и прощение. Рассказ В. А. Солоухина «Мститель».
Основное понятие: прощение. Словарная работа: грех.
Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу
Урок 24. Древнегреческие мыслители о дружбе
Основное содержание: дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы.
Вариативное содержание: Пифагор. Рассказ о пифагорейской дружбе.
Основные понятия: дружба, пифагорейцы.
Словарная работа: дружба.
Урок 25. Этика об отношении к другим людям и самому себе
Основное содержание: отношение к людям в тради- ции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике.
Вариативное содержание: пророк Мухаммад и хадисы. Коран — священная книга ислама. Будда и буддизм.
Основные понятия: взаимоотношения, ислам, Коран, буддизм.
Межмодульные связи: отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Буддизм.
Словарная работа: взаимоотношения.
Урок 26. Мысли и поступки. Слова и речь
Основное содержание: речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслей и поступков. Поступок как результат мысли. Л. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей».
Вариативное содержание: чистота и красота речи в традиционной системе ценностей российской культуры. В. А. Солоухин «Слово о словах». Основные понятия: речь, мысли, поступки.
Словарная работа: красноречие.
Уроки 27-28. Милосердие
Основное содержание: милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиции благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире.
Вариативное содержание: проявления милосердия в повседневной жизни.
Основные понятия: милосердие, благотворительность.
Межмодульные связи: традиции благотворительности в различных религиозных культурах.
Словарная работа: милосердие, благотворительность.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: российские благотворительные организации и их деятельность.
Урок 29. «Золотое правило нравственности»
Основное содержание: взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».
Вариативное содержание: В. А. Сухомлинский. Основное понятие: «золотое правило нравственности».
Межмодульные связи: «золотое правило нравственности» в светской этике и религиозных культурах.
Словарная работа: золотое правило нравственности.
Творческая работа: сочинение-миниатюра «Как я хочу, чтобы люди относились ко мне».
Учебно-исследовательская и проектная деятельность: «золотое правило нравственности» в современном мире.
Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам
Урок 30. Нравственные законы в современном мире
Основное содержание: нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. Л. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни.
Вариативное содержание: Нобелевская премия мира.
Основные понятия: милосердие, бескорыстие.
Словарная работа: бескорыстие.
Урок 31. Альберт Швейцер
Основное содержание: жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка.
Вариативное содержание: борьба А. Швейцера за прекращение производства ядерного оружия.
Основное понятие: человеколюбие. Словарная работа: человеколюбие.
Урок 32. Этическое учение Л. Н. Толстого
Основное содержание: Л. Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Л. Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении Л. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. Л. Н. Толстой «Муравей и голубка».
Вариативное содержание: «Русские книги для чтения» Л. Н. Толстого. Произведения Л. Н. Толстого для детей.
Основные понятия: этическое учение Л. Н. Толстого, душа, любовь.
Словарная работа: самовоспитание.
Творческая работа: иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого для детей.
Уроки 33-34. Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра»
Основное содержание: подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».
Вариативное содержание: Ю. И. Ермолаев «Спор».
Основные понятия: добро и зло.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пДата Тема урока
(страницы учебника) Деятельность учащихся Понятия Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС НОО)
Предметные
результаты Метапредметные(познавательные – П., коммуникативные – К., регулятивные – Р.) Личностные
1.
Россия - наша Родина
Знакомятся
с учебником; отвечают навопросы
Формулируют проблемные
вопросы
Планируют алгоритм решения проблемы,
записывают проблемные
вопросы.
Читают текст учебника с комментированием;
работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные
вопросы.
Оценивают урок. Родина, государство, мировое дерево, семья, родословное древо - знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России
П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей - воспитание патриотизма, гражданственности,
- формирование самоидентичности, приобщение к духовным ценностям человечества, российским национальным культурным ценностям, ценностям культурно-регионального сообщества, традиционным
религиозным ценностям
2.
Духовные ценности человечества. Культура. Религии.
Подводят
итоги выполнения
домашнего
задания;
оформляют выставки; отвечают
на вопросы.
Формулируют проблемные
вопросы
Планируют алгоритм решения
проблемы,
записывают проблемные
вопросы.
Читают текст учебника с комментированием;
работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные
вопросы.
Оценивают
урок культура, духовные ценности, религия, вера, язычество.
- иметь первоначальные представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации
- уважение к религиозным и этическим ценностям;
развитие интереса к изучению предмета
3.
Диалог о философии и этике.
Отвечают на
вопросы;
читают учебник.
Работают с иллюстративным материалом; планируют
деятельность; ставят цели. Читают; заполняют
таблицы;
отвечают на
вопросы.
Подводят
итоги
урока;
беседуют. философия, этика, философ, мыслитель, вечные вопросы.
- формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
4.
Мораль и нравственность.
Отвечают на
вопросы;
выдвигают гипотезы;
формулируют проблему.
Ставят
вопросы.
Читают учебник, составляют схемы;
отвечают на
вопросы; выполняют
словарную
работу.
Участвуют в игре «Задай вопрос» добродетель, Аристотель, Цицерон - знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.
- формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
5.
Что такое добродетель.
Отвечают на
вопросы;
Работают со
схемой «Этика»; выполняют словарную работа;
отвечают на
вопросы;
формулируют проблемы.
Планируют
деятельность; ставят вопросы.
Составляют
план работы
над проектом. Подведятитоги уро-
ка; готовятся к работе
над проектом добродетель, порок -формирование первичных представлений о добродетели как этической категории и качестве личности.
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6.
Учение Аристотеля о добродетелях.
Работают
в группах.
Отвечают
на вопросы.
Обсуждают
план
работы.
Слушают; озвучивают индивидуальные
сообщения;
заполняют
таблицы; выполняют словарнуюработу;
отвечают на
вопросы.
Пишут
мини-сочинение добродетели ума и добродетели характера.
- формирование представлений о ценности человеческих добродетелей
П., - осуществлять информационный поиск для выполнения заданий по вопросам этики;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - развитие представлений о самосовершенствовании человека;
- воспитание уважения к этическим ценностям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
7.
Нравственные качества.
Отвечают на вопросы; повторяют ранее изученное; выполняют словарную
работу;
Читают и
обсуждают
стихотворения; отвечают
на вопросы.
Обсуждают
плана работы.
Работают в парах;
выполняют
творческое
задание. отзывчивость, честность, правдивость.
-формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
8.
Терпение и терпимость.
Составляют список нравственных качеств;
Обсуждают их.
Отвечают на вопросы.
Планируют
деятельность; ставят вопросы.
Читают и
обсуждают
стихотворения; отвечают
на вопросы, выполняют
словарную
работу.
терпение, терпимость, тактичность - формирование представления о терпении и терпимости, об их значении в жизни людей П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
9.
. Суд над Сократом.
Отвечают
на вопросы, выполняют
словарную
работу.
Организуют работу
в группах.
Слушают;
читают
текст
учебника;
обсуждают, отвечают на
вопросы.
Работают в
Группах. Сократ, убеждения.
- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни
человека
- осознавать ценность человеческой жизни
П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
10.
Убеждения.
Отвечают
на вопросы.
Участвуют в беседе, формулируют проблему.
Планируют
деятельность.
Слушают,
читают.
Составляют схемы.
Выполняют письменное
задание «Чтобы стать достойным человеком, надо иметь убеждения, которые ...» цель жизни - формирование первичных представлений о понятии «жизненная позиция» и значении
убеждений в ситуации совершения человеком нравственного выбора П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
состояний;
11.
Нравственный выбор.
Повторяют ранее изученное.
Отвечают
на вопросы.
Формулируют вопросы.
Читают;
анализируют текстовой и иллюстратив-
ный мате-
риал;
Отвечают
на вопросы, выполняют
словарную
работу.
Анализируют высказывания
о нравственном выборе. нравственный выбор углубление представлений учащихся
о нравственном выборе и жизненной позиции. П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12.
Совесть. Долг.
Отвечают
на вопросы, анализируют
стихотворение.
Формулируют проблему.
Выполняют творческую
работу;
обсуждают
итоги творческой работы.
Читают, отвечают
на вопросы, выполняют
словарную.
работу.
совесть, стыд, долг
формирование первичных представлений о значении совести в жизни человека и общества.
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,
- находить выходы из спорных ситуаций;
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
13.
Ответственность.
Выполняют
словарную и лексическую работу.
Читают, отвечают
на вопросы, формулируют проблему.
Планируют деятельность, ставят
вопросы.
Заполняют
схемы; отвечают на вопросы; выполняют задания.
Выполняют творческую
работу.
ответственность - формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве,
о значении ответственности в жизни людей П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
14.
Этика о воспитании самого себя.
Читают;
анализируют текстовой
материал.
Отвечают
на вопросы, обсуждают проблему.
Слушают, анализируют
текстовой
материал;
выполняют
творческое
задание в группах.
выполняют
словарную
работу.
Выполняют творческую
Работу «Вредные советы»
эпиктет, самосовершенствование - формирование первичных представлений о самосовершенствовании и самовоспитании.
П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях;
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
15.
Справедливость.
Отвечают
на вопросы, формулируют проблему.
Планируют деятельность, ставят
вопросы.
Слушают, анализируют
текстовой
материал;
инсценируют текст «Разговор Сократа о справедливости», читают, отвечают на вопросы, приводят примеры.
Составляют
синквейн.
справедливость, Мо-цзы, всеобщая любовь - формирование первичных представлений о справедливости и ее значении в жизни людей
и общества П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
-находить выходы из спорных ситуаций;
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

16.
Государство, основанное на справедливости.
Повторяют ранее изученное.
Отвечают
на вопросы.
Читают, работают с текстом, формулируют проблему.
Обсуждают план
работы.
Читают,
отвечают на
вопросы;
выполняют словарную
работу.
Выполняют практическую
работу – игру «Правитель государства».
Обсуждают итоги
практической работы Конфуций, ли, благородство. Дао. - формирование первичных представлений о справедливости и ее значении
в жизни людей, общества, государства П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Р., - вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
17.
Государство. Светская этика.
Отвечают на
вопросы; вы-
ступают с
подготовленными сообщениями.
Отвечают на
вопросы;
формулируют
проблемы.
Планируют деятельность; формулируют вопросы.
Читают; отвечают на вопросы; слушают текст; участвуют
в беседе;
составляют
и анализируют
схемы. государство, государственные праздники, патриот, патриотизм - формирование первичных представлений о взаимоотношениях государства и граждан,
развитие гражданских и патриотических чувств П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;- владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
18.
Нравственный закон. Десять заповедей.
Работают
со схемой.
Отвечают на
вопросы; выполняют словарнуюработу; формулируют
проблемы.
Планируют деятельность; формулируют вопросы.
Читают; отвечают на вопросы, анализируют стихотворения.
Выполняют творческую
работу;
составляют
синквейн. нравственный закон, Моисей, заповеди, иудаизм, Тора
- формирование первичных представлений о религиозной этике в контексте общечеловеческих нравственных ценностей П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать право каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
19.
Заповеди любви.
Отвечают на
вопросы.
Читают, выполняют практическую
работу -
соотносят народные пословицы и поговорки с заповедями.
слушают текст, обсуждают.
Отвечают на
вопросы. христианство, любовь, Библия, Иисус Христос.
- формирование первичных представлений о любви как нравственной ценности
П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий,
- К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний ;- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
20.
Любовь – основа жизни.
Отвечают на
вопросы.
Читают, отвечают
на вопросы, формулируют проблему.
Планируют деятельность, ставят
вопросы.
Работают с
учебником;
читают; отвечают на вопросы, выполняют творческуюработу – рисуют на тему: «Дом счастливой семьи». любовь, семья, взаимоотношения - закрепить представления о любви как
одной из основных нравственных ценностей П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
21
Прощение.
Подводят
итоги выполнения домашнего задания.
Отвечают на вопросы, читают, анализируют стихотворение, формулируют проблему.
Планируют деятельность
Работают с толковыми словарями, читают,
анализируют текст, отвечают навопросы; работают со схемой.
Читают и анализируют притчу.
прощение - формирование первичных представле-
ний о прощении как нравственной ценности и его
значении в жизни человека и общества П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
22.
Древнегреческие мыслители о дружбе.
Работают с терминами и
понятиями, отвечают навопросы.
Слушают, анализируют
, формулируют
проблемы.
Планируют деятельность
Просматривают и
прослушивают аудио-
и видеомате-
риалы, анализируют; отвечают на вопросы;
работают с
учебником;
выполняют
творческое
задание - составляют и оформляют « Кодекс настоящего друга», представляют результаты .дружба, Солон, Пифагор, пифагорейцы.
- актуализировать и развить представление о дружбе как необходимой нравственной ценности во взаимоотношениях людей. П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со сверстниками в различных учебных ситуациях;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
23.
Этика об отношении к другим людям и самому себе.
Работают
с таблицей, отвечают навопросы, формулируют
проблему
Планируют работу
Групп.
Читают, подводят
итоги работы групп, слушают, обсуждают; выполняют творческоезадане – дописывают предложение «Хорошее отношение к людям— это ...»
Отвечают
на вопросы.
взаимоотношения, ислам, пророк Мухаммед, Коран, буддизм, Будда. - актуализация и развитие представлений обучающихся о нравственных основах человеческих взаимоотношений П., - осуществлять информационный поиск ;- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
24.
Мысли и поступки. Слова и речь.
Повторяют ранее изученное, отвечают
на вопросы.
Формулируют
Проблему, планируют работу
Читают, выполняют, слушают, обсуждают, выполняют практическую
работу - разделяют предложенные пословицы и поговорки на группы.
Отвечают на
вопросы;
выполняют
задания речь, мысли, поступки - актуализация и развитие представлений об основах человеческих взаимоотношений
с точки зрения этики П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий,
К., - владеть навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
25.
Милосердие.
Выразительно читают;
обсуждают,
отвечают на
вопросы.
Обсуждают
план.
Читают,
отвечают на
вопросы;
выполняют словарную
работу,
анализируют
тексты стихотворений;
слушают, обсуждают. Отвечают на
вопросы
.
милосердие, благотворительность - формирование первичного представления о милосердии как важной этической категории П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - становление гуманистических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
26.
«Золотое правило нравственности».
Принимают участие в игре-путешествии.
Отвечают на
вопросы; выдвигают гипотезы; обсуждают проблему.
Составляют
план работы.
Беседуют; читают; отвечают
на вопросы.
Выполняют
задания – пишут краткий рассказ «Как я хочу, чтобы
люди относились ко мне». золотое правило нравственности - закрепление представлений о нравственных основах жизни людей П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий ;- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями становление гуманистических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
27.
Нравственные законы в современном мире.
Повторяют изученное.
Отвечают на
вопросы; работают с учебником.
Составляют
план работы.
Слушают, составляют вопросы; участвуют вобсуждении;
читают, работают с иллюстративным
материалом.
Отвечают на
вопросы;
выполняют
творческую работу – пишут письмо человеку,
который может стать героем сегодняшнего урока. милосердие, бескорыстие -актуализация представлений об этике
в контексте современной жизни П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
- владеть логическими действиями и причинно-следственных связей между этическими феноменами;
К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - становление гуманистических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
28.
Альберт Швейцер.
Выступают с подготовленными
докладами.
Отвечают на
вопросы; обсуждают и формулируют проблему.
Обсуждают
план
работы.
Читают, выполняют, слушают, отвечают на
вопросы, выполняют творческуюработу.
Составляют
синквейн по теме «Милосердие» человеколюбие, Альберт Швейцер- актуализация представлений об этике
в контексте современной жизни П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- строить рассуждения, в соответствии с известными понятиям новых этических категорий.
К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - становление гуманистических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, ;- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
29.
Этическое учение Л. Н. Толстого.
Повторяют изученное, отвечают на
вопросы.
Слушают, читают, отвечают на
вопросы, формулируют проблему.
Формулируют вопросы. Читают,
отвечают на
вопросы,
обсуждают, выполняют групповую
работу (инсценирование).
Отвечают на
вопросы, обсуждают. Л. Н. Толстой, душа, любовь - актуализация и обобщение знаний и
представлений, полученных в процессе изучения
курса.
П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности ;- осуществлять информационный поиск ;К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- понимать и сопереживать чувствам других людей;
Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями - становление гуманистических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, ;- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
30.
Идти дорогою добра
Представляют инсценировки басен Л. Н. Толстого.
Отвечают на
вопросы, формулируют проблему, ставят вопросы.
Составляют
и записывают
план.
Составляют
кроссворд, читают, обсуждают,
отвечают
на вопросы, работают
в группах. добро и зло - актуализация и обобщение знаний и
представлений, полученных в процессе изучения
курса. П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;
Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные сэтическими - становление гуманистических ценностных ориентаций;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - наличие мотивации к бережному отношению к духовным ценностям.
Используемый учебно-методический комплект
Учебная
программа Учебники,
учебные пособия Методические
материалы Дидактические
материалы Материалы
для контроля
Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011. Шемшурина А.И.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2013.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011. Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем