Конспект урока по литературному чтению П. П. Бажов Серебряное копытце


План-конспект урока литературного чтения по теме:
П.П. Бажов «Серебряное копытце»
4 класс «г»
Учитель: Мосейко И.А.
Цели урока
Обучающие:   обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.
Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа художественного произведения,  выразительного чтения, развивать грамотную устную речь.
Воспитательные:  ввести детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание нравственных качеств, воспитывать умения сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, объективно оценивать работу во время самопроверки и взаимопроверки на всех этапах урока.
Учебные умения и навыки:
1. Развивать умения учащихся составлять характеристику героев.
2. Развивать навык  контроля, самоконтроля, взаимоконтроля на всех этапах урока.
3. Развивать навык работы в группах, в парах.
Ход урока
Орг.момент.
1)Мы держим с тобою, приятель, в руках
 «Уральские сказы» о дивных горах.
 Здесь много случалось историй.
 Тут были и радость, и горе.
 Озера и реки здесь – как зеркала,
 Нам песню споет пожилая ветла
 И много расскажет нам басен
 Уральский лес чуден, прекрасен.
 А горы до неба почти достают,
 Красива природа – покой и уют.
 И добрые люди здесь сказки хранят,
 Которые о волшебстве говорят.
2) Речевая разминка (слайд 2)
Тот козёл особенный.
У него на правой передней ноге
серебряное копытце.
-Прочитайте про себя медленно;
-прочитайте скороговоркой;
-прочитайте с вопросительной интонацией и выделите букву о.
- Прочитайте с ускорением, с замедлением.
С какого произведения эти строки?
-Ребята, подумайте, зачем мы читали одно и то же задание разными способами?
Совершенно верно, подобные упражнения развивают быстроту чтения и учат выразительности чтения.
Актуализация
- А чему ещё мы учимся на уроках литературного чтения? (Учимся выразительно читать, знакомимся с литературными произведениями, знакомимся с разными жанрами, развиваем речь, знакомимся с биографией писателей и поэтов, учимся распознавать средства выразительности, анализируем произведения, ит.п.)
- А с каким произведением мы начали знакомство на пошлом уроке?
- Кто автор этого произведения?
- Какой жанр этого произведения?
- Достаточно ли мы узнали об авторе и о самом произведении? Можем ли мы точно сказать какой жанр этого произведения?
3. Постановка цели урока. (Слайд3)
- Сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи урока.
1) Продолжить знакомство с автором.
2) Определить жанр
З) Назвать идею этого произведения.
(Слайд 4)
-Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна?
 В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Их любят и сегодня! В народном творчестве сказки - самое большое чудо. Сказки - это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память.  В такой шкатулке у нас хранятся задания.
Вы поняли, что сегодня мы вновь заглянем в сказку. В каждой сказке есть волшебник. Итак……..
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. Он писал сказки. А звали его…(показ портрета писателя) (Слайд 5)
 Дети: Павел Петрович Бажов.
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником.
Рассказ о П.П. Бажове учеником. (Слайд6)
Творчество Павла Бажова неразрывно связано с жизнью знаменитого Урала. Неисчерпаемые богатства здешних недр. Именно здесь появилось слово “САМОЦВЕТЫ”. Так называют драгоценные и полудрагоценные камни. Трудно указать такой камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и др. камней. (Слайд 6)
Проверка домашнего задания
Работа в парах
На прошлом уроке мы познакомились с произведением  « Серебряное копытце». Сейчас мы выполним небольшое задание.
ТЕСТ (тест напечатан на отдельных листах)
1. Как звали отца Дарёнки?
 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила
 2. Сколько веточек на рогах у волшебного козла?
 А) 3 Б) 4 В) 5
 3.Кошка Мурёнка была…
 А) белая Б) бурая В) серая
 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?
 А) 1 Б) 2 В) 3
 5. Что выбивал копытцем козлик?
 А) золото Б) серебро В) дорогие камни
Взаимопроверка. Оценивание.
Я вижу, что вы внимательно прочитали это произведение.
5.Работа по теме урока
1)Определение жанра произведения(Слайд10)
-Какие литературные жанры вы знаете? (Поэмы, сказки, былины, думы, легенды, притчи, повести, рассказы, басни, пословицы, поговорки, загадки, потешки, стихи.)- Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?
- давайте вспомним, чем отличается сказка от других жанров? (Слайд11)
Заполнение таблицы.(Слайд12)
Вывод : Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях, участником которых был сам рассказчик.(Слайд 13)
Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли  бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Дарёнка, Данилушко, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, Великий полоз, ящерки. «Серебряное копытце» это сказ. Почему это сказ? Так как в нём умело переплетаются  фантастика, элементы вымысла и реальности.
2)Легенда о козлике.
В той местности, которая описана в сказе, дикими козликами называли косуль и оленей, так как и те и другие имели рога.(Слайд14)
А знаете ли вы, какая легенда  лежит в основе произведения?
 Серый лесной уральский «козлик» - это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
Серебряное Копытце – это Лось, которому поклонялись древние финно-угры. Рогатые лосиные головы символизируют небо. Лосиные головы могут заменяться утиными, потому что лосиный рог очертаниями напоминает летящую утку. Великий Лось нес на своих рогах солнце финно-угров. Шаманы на камланиях призывали Лося на землю. Коснуться копытами земли Лось не мог – земля была слишком скверна для него. Поэтому на капищах шаманы укладывали на земле священные блюда, на которые и вставал Лось. Блюда были из драгоценных металлов, чаще всего – из серебра. Серебряные блюда из Малой Азии и Ближнего Востока в большом количестве выменивались на пушнину жителями Урала через татарских купцов. Уральские находки драгоценных блюд и чаш составили основную и лучшую часть коллекции иранского серебра в Эрмитаже. От этого серебра и стали серебряными копытца оленя дедушки Коковани. А блюда на то и нужны, чтобы в них что-то складывать. Например, при камланиях - подношения Лосю: монеты, драгоценные камни, самоцветы. Поэтому в сказе Бажова драгоценные камни и брызжут во все стороны при ударах серебряного копытца.
2) Работа в группах
- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Задание для групп:
1группа. Дайте характеристику Коковани по плану
Кокованя (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, совершает добрый поступок, вежливый, мудрый, внимательный).
2группа. Опишите по плану Дарёнку.
Дарёнка (Махонькая, носишко пуговкой, 6 лет, сиротка, ласковая, хозяйственная, в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, смелая и весёлая, любит кошку)                                       План.             
Где герой живёт?
Какие поступки совершает?
Чем занимается герой?
Какой характер у героя?
Как вы относитесь к герою?
3 группа: Опишите козлика.
Козлик этот  ______________________________________________________________.
У него на правой _______________ ноге копытце. Ростом он не выше ____________, ножки ___________________________, головка ______________ . А рожки у козлика ___________________________. Шерстка у него летом __________________ , а зимой _____________________________ . Кормится __________________________________ .
4 группа: Синквейн Мурёнка5 группа: Найти в тексте устаревшие слова и по словарю найти их значение.
барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). 
взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
голбчик – приступка для выхода на печь.
пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
Несподручно – неудобно, неловко.
пособник – помощник в делах.
покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
6 группа: Восстановите отрывок текста.
Группы зачитывают свои работы, дети оценивают их работу с помощью сигнальных карточек.
3 Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями (иллюстрации на слайдах)
4 Работа над идеей сказа
-Почему Кокованя и Дарёнка так хотели увидеть Серебряное копытце?
Может быть, каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо; или герои были бедными, надеялись продать драгоценные камни и зажить богато?
-Почему всё-таки  произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей?
У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья.
-За что же герои были награждены? (они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку.)
Вывод: Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.
 - Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела.
 - Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями.
6.Подведение итогов
Какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Выполнили мы задачи, были ли достигнуты цели?
- Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок.
 -А какой урок извлекли вы?
-Какие выводы сделанные на этом уроке вам пригодятся в жизни?
7 Рефлексия
- Скажите, что складывают в шкатулку?
- А что ценное мы получили на уроке?
- Напишите на стикерах, чему сегодня вы научились, что нового узнали, что поняли.
На доске мы видим шкатулку и мусорную корзинку. Если вы считаете, что всё , чему мы с вами сегодня научились, что нового узнали пригодится нам в жизни, то «положите» это в шкатулку, а если считаете, что нет, то «выбросите» в корзину, как мусор.
8 Домашнее задание
Читать произведения П.П. Бажова, нарисовать к нему иллюстрацию.
Сказы Бажова
Медной горы Хозяйка
Малахитовая шкатулка
Каменный цветок
Горный мастер
Хрупкая веточка
Две ящерки
Таюткино зеркальце
Змеиный след
Голубая змейка
Синюшкин колодец