Конспект урока П.П. Бажов «Серебряное копытце» 4 класс


Литературное чтение Дата: 24, 25 декабря Урок
Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цель: формирование основ литературного образования, расширение читательского кругозора
Задачи:
Предметная: организовать деятельность учащихся
Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных
Познавательная:
Создать представления о новом разделе
Совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Формировать учебную самостоятельность;
Регулятивная:
Умение:
- работать по предложенному плану
- формулировать цель урока, делать выводы
Коммуникативная:
- сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностная:
- Проявление творческого отношения к процессу обучения;
- Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с новым учебником
Планируемые результаты: уч- ся познакомятся с творчеством Бажова
Оборудование:
- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр
- компьютер учителя;
Ресурсы:
- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru
Этап урока УУД
I Мотивация к учебной деятельности
Мы рады приветствовать Вас в классе нашем!Возможно, есть классы и лучше, и краше.Но пусть в нашем классе Вам будет светло,Пусть будет уютно и очень легко! Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразованияII Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Чтение дополнительной литературы.
Пересказ друг другу.
Проверка дом. зад.
Самоопределение к деятельности
Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством интересного писателя, писателя – сказочника. Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Если мы с вами разгадаем его правильно, то сумеем прочитать фамилию того, кому посвящен этот урок. 
Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.
Ценный камень уральских гор.
Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?
Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?
Назовите тему урока Регулятивные:
контроль, коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение структурировать знания.
III.Постановка  учебной цели и задачи
У: Какая будет цель урока?
  
 
IV.Физминутка. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Регулятивные: планирование, прогнозирование
V. «Открытие» новых знаний детьми.
- Итак, наш урок посвящен уральскому сказочнику Павлу Петровичу Бажову.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”.«Колдун уральский бородатый», — сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» — то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было — Колдунков, и один из многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. А без бороды — что за колдун? Как вспоминает друг Бажова Евгений Пермяк, в те времена в советских учреждениях бородатый человек казался диковинкой. Бажов — редактор Уралгиза — бороду носил, а вот пиджак — нет: «Галстук, понимаете, при нём надо, а его под бородой всё равно не видно… Ну его».Павел Петрович Бажов родился в семье заводского мастера металлургического завода 28 января 1879 года. В городе Сысерти, расположенного недалеко от Екатеринбурга. Родители, Августа Стефановна и Петр Васильевич, много горя и нужды в жизни узнали. (слайд 3)В Сысерти сохранилась усадьба, принадлежавшая родителям Павла Петровича. В 1982 году на её базе был создан музей. Обстановка показывает быт семьи и условия, в которых рос П. Бажов.Когда пришло время учиться, Павла отдали в 3-ю земскую школу. Здесь учитель заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям обучать сына дальше. Бедность семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище, и поэтому Павла отдали в Екатеринбургское духовное училище, в котором была самая низкая плата за обучение. Окончив в 14 лет училище, он поступил в Пермскую духовную академию. После её окончания Павел должен был стать священником, но решил отказаться от духовной карьеры и стал учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, позже ему пришлось работать журналистом.Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем. В 1939 году была опубликована его первая книга “Сказы старого Урала”, так сначала называлась его знаменитая “Малахитовая шкатулка”. Сборник “Малахитовая шкатулка” объединил 14 произведений. В них оживает таинственный мир уральской природы, полный тайн, загадок и неповторимого очарованья. Затем из года в год “Малахитовая шкатулка” пополнялась всё новыми и новыми сказами. Всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.- Какие сказы Бажова вы читали? 
“Огневушка – Поскакушка”
“Малахитовая шкатулка”
“Хозяйка медной горы”
“Серебряное копытце”
“Каменный цветок”
“Горный мастер”
“Хрупкая веточка”
“Голубая змейка”
“Синюшкин колодец”
“Иванко Крылатко” и т. д.- Главной темой его сказов и легенд стало творчество и мастерство рабочих Урала. Сказы Бажова принесли ему заслуженную славу. В Москве есть Улицы, названные “Имени Павла Бажова” и “Малахитовая”, а на ВВЦ по мотивам сказок сооружён фонтан “Каменный цветок”. По сказам было снято несколько мультфильмов. Многие знают пьесу “Серебряное копытце”, оперу К. Молчанова “Каменный цветок”, одноименный балет С. Прокофьева. В Екатеринбурге поставлен памятник. -Павла Петровича Бажова часто называют волшебником. А почему? Он, что, действительно занимался колдовством, как старик Хоттабыч? Нет, конечно. Это волшебство писателя, который смог написать “Малахитовую шкатулку”. Сегодня на уроке мы приоткроем знаменитую “Малахитовую шкатулку” и познакомимся с одним из сказов Бажова “Серебряное копытце”.
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Словарная работа
Прежде чем знакомиться с произведением, давайте уточним смысл отдельных слов и выражений. За помощью обратимся к толковому словарю Ожегова. 
барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). 
взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
голбчик – приступка для выхода на печь.
пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
несподручно– неудобно, неловко.
пособник – помощник в делах.
покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
VI Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
Первичное восприятие текстаЧтение сказки «Серебряное копытце» учителем и хорошо читающими детьми.
VII.Физминутка.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера;
умение разрешать конфликты;умение выражать свои мысли. Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение; умение осознанно строить речевое высказывание; моделирование; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез, выдвижение гипотез и их обоснование;
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
VIII.Включение в систему знаний
 Ваши впечатления от прочитанного? Понравилась ли вам сказка? Чем?*- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)*- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.) *- Как зажили втроём Кокованя, Дарёнка и Мурёнка? Как они относились друг к другу?(Зажили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу) *- Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей.)- На следующем уроке мы продолжим работу над произведением.
Выразительное чтение
На прошлом уроке мы познакомились со сказом  « Серебряное копытце». Сейчас мы выполним небольшое задание. Можете назвать идею произведения?  ( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.) Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.
Сейчас мы выполним небольшое задание.
 ТЕСТ (тест напечатан на отдельных листах1. Как звали отца Дарёнки?
 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила
 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
 А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой 3.Кошка Мурёнка была…
 А) серой Б) белой В) бурой
 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?
 А) 1 Б) 2 В) 3
 5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?
 А) голубого Б) розового В) зелёного.
Характеристика главных героев.
- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану.
                                       План.             
Где герой живёт?
Какие поступки совершает?
Чем занимается герой?
Какой характер у героя?
Как вы относитесь к герою?
Фронтальная работа с текстом и иллюстрациями.(иллюстрации на слайдах)
- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?  Что на ней изображено?
Посмотрите на слайд.
А теперь расположите картинки по порядку , найдите отрывок и прочитайте его выразительно
6. ФизминуткаРабота с пословицами 
- Вы знаете, что сказка и сказ не обходятся без народной мудрости – пословицы.
– Подумайте, какие из пословиц не соответствуют содержанию сказа? (пословицы записаны на доске)
Богатство не синоним счастья.
Желаешь себе добра – делай добро другим.
Без семьи, без  детей, без друзей нет смысла жизни.
Каких только чудес не бывает на свете.
Чёрствое сердце не знает благодарности. Коммуникативные:
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли.
IX.Обобщение и систематизация знаний.
У: Быстро пролетел урок
Подведём быстрей итог!
Какая была цель урока?
Достигли мы её?
Докажите? Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция;
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
IX Рефлексия учебной деятельности.
Закончите урок фразой
Я понял…
Я узнал….
Я хочу узнать…
Я похвалил бы себя за…..
После урока мне захотелось….
– Что понравилось на уроке?
– Какая работа вызвала трудность?
Д/З- чит . вырПознавательные: общенаучные: умение структурировать знания;
оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция.