Рабочая программа элективного курса История донского края 7 класс


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УСТЬ - БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
_____________ /Бирюкова Л.В./
Приказ от 29.08. 2014г. № 100
Рабочая программа
по элективному курсу «История донского края»
Уровень общего образования (класс): основное общее образование (7 класс).
Количество часов: 34.
Учитель: Доронова Наталия Васильевна.
Программа разработана на основе:
авторской программы О.Г. Веряскиной «История Донского края с древнейших времен до конца ХХ века» (5-9 классы), 2011г
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа элективного курса в 7 классе составлена на основе следующих документов:
- авторской программы Веряскиной О.Г. «История Донского края с древнейших времен до конца ХХ века» (5-9 классы)
Целью изучения элективного курса «История донского края» является формирование у учащихся целостного и своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.
Использование регионального компонента позволяет решать две взаимосвязанные задачи:
 повысить эффективность изучения основного (инвариантного) содержания истории в контексте новых целей российского образования;
 формировать ключевые компетенции учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта населения Донского края в прошлом и настоящем.
Целями реализации регионального компонента по истории Донского края является:
воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни; формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия Ростовской области.
Задачи реализации регионального компонента по истории Донского края:
дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями народов, населяющих Донской край для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;
способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Ростовской области;
помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;
создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;
формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
2.Общая характеристика элективного курса
Региональный компонент по истории реализуется на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности в 7 классе введен 1 час для преподавания учебного предмета «История Донского края» из регионального (национально-регионального) компонента образовательного учреждения.
Перспективными видами учебной деятельности для реализации регионального компонента являются:
моделирование, коммуникативная и исследовательская деятельность, самостоятельная работа с источниками, работа в библиотеках, музеях, архивах, учебные «погружения» в эпоху. Содержание курса целесообразно включать в учебный процесс синхронно с базовым курсом истории или отдельным модулем. Отбор регионального содержания в программе подчинен ряду принципов. Первым является принцип органичности включения регионального содержания в базовый курс истории. Под этим принципом понимается соответствие регионального материала общему содержанию курса истории, его теоретическому уровню, доступности для учащихся, целям и задачам, которые стоят перед предметом история. Вторым принципом является принцип типичности отображаемого регионального содержания. Этот принцип означает раскрытие на региональном материале тех процессов жизни социума в исторической ретроспективе, которые являются типичными для России в целом или сходными для всего мирового сообщества. Неотделимым от принципа типичности является принцип третий – специфичности отображаемого регионального содержания. Принцип отражает раскрытие особенностей развития региона как проявления многообразия исторической жизни России. Четвертый принцип – комплексность в раскрытии регионального содержания. Принцип отражает сущность курса через многофакторный подход в раскрытия истории. Применение этого принципа в отборе регионального содержания нацеливает на поиск учебного материала, отражающего все содержательные линии исторического образования в школе. Одним из важнейших принципов отбора регионального содержания курса истории является пятый принцип – сочетания регионального и субрегионального исторического материала (город, район, поселок, село, улица). Завершающим является шестой принцип – практической направленности. Программа ориентирована на раскрытие вопросов, позволяющих решать адаптационные в рамках социализации индивида, информационные задачи курса, применительно к региональному материалу.
3.МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Авторская программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). В соответствии с Учебным планом МБОУ УБСОШ и календарным учебным графиком рабочая программа для 7 класса включает 34 учебных недели в год, по 1 часу в неделю уроков истории донского края.
№ урока Тема урока Кол-во часов Сроки прохождения
1 Введение «Моя малая Родина» 1 2/3 Вспомогательные исторические дисциплины 2 4 Урок – обзор «Донской край в древности» 1 5 Практикум «Донской край от каменного века до железного» 1 6 Донские казаки в событиях российской Смуты начала XVII века 1 7_8 Ситуативный практикум: составление рассказа – фрагмента из жизни донских казаков 2 9 Войско Донское и царская власть в первой половине XVII века 1 10 Значение православной культуры для человека. 1 11 Урок- практикум «Поход разинцев» 1 12 Заочное путешествие в Старочеркасск «Культура донских казаков в XVII веке» 1 13/14 Урок-глоссарий «Донской говор» 2 15-16 Урок-презентация «Традиции военного быта казаков» 2 17/18 Войско Донское в эпоху петровских преобразований 2 19/20 Система управления казачьей областью в XVIII веке 2 21 Казаки на службе Российской империи в XVIII веке 1 22 Восстание донских казаков 1792-1794 годов 1 23/24 Урок-творчества «Я пишу энциклопедию: семилетняя война» (интегрированный урок: история России, всеобщая история, история Донского края, литература) 2 25 Формирование донского дворянства и крепостных крестьян 1 26 Хозяйственное освоение края 1 27/28 Интегрированный урок (история Донского края, информатика) «Социальная стратификация» 2 29 Население Донской области и Приазовья в XVIII веке 1 30 Урок-панорама «Основание Ростова-на-Дону и Ростовского уезда» 1 31 Мини – исследование «Традиции одного из народов (по выбору), переселившихся на Дон в XVIII веке» 1 32 Фестиваль «Казачье подворье 1 33 Проект «Поиск исторических корней» 1 34 История Донского края в XVII-XVIII веках 1 4.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
История Донского края – часть истории России
Донская земля как регион России
Географическое и культурно-историческое пространство региона с древнейших времен до наших дней. Музеи, библиотеки, архивы Ростовской области – хранители исторического наследия. Семейные архивы как исторический источник.
Донской край в древности
Донской край в трудах выдающихся ученых древности и средневековья. Археологические памятники Ростовской области как вещественные источники. Музей-заповедник «Танаис».
Первобытные племена на территории Дона. Киммерийцы. Скифо-сарматская эпоха. Греки. Танаис. Занятия, культура, быт, верования.
Великое переселение народов. Готы в Приазовье. Гуннское нашествие.
Дон в эпоху раннего средневековья
Смена населения. Хазары. Саркел. Разгром Хазарии. Славяне на Дону. Белая Вежа.
Донской край в X – XV вв
Печенеги и половцы. Взаимодействие славян с миром кочевников. Монголо-татары на Дону. Золотоордынский Азак и генуэзско-венецианская Тана – центры ремесла и торговли.
Донской край в XVI в
Дикое поле. Проблема происхождения донского казачества. Появление казачьих городков. Первые казачьи столицы. Казачье самоуправление. Отношения казачества с Московским царством.
Участие казаков во взятии Казани и Астрахани. Поход в Сибирь Ермака Тимофеевича. Борьба казаков с Крымским ханством.
Хозяйство, основные занятия, быт, обычаи и традиции населения края в ХVI веке.
Донской край в XVII в
Оформление социального статуса казачества, его прав, привилегий и обязанностей службы в ХVII в.
Участие казаков в событиях Смутного времени.
Боевые действия Войска Донского против Турции и Крыма. Азовское осадное сидение.
Социальные движения. С. Разин.
Культура донского казачества в ХVII в. Православная церковь и казачество.
Донской край в XVIII в
Изменение взаимоотношений центральной власти с казачеством при Петре I: ликвидация казачьих вольностей и прав. Восстание под предводительством К. Булавина. Судьба казаков-некрасовцев.
Участие донских казаков в Азовских походах Петра I, Северной войне.
Присоединение Приазовья к России и его освоение в середине ХVIII века. Неказачье население. Приток русских и украинских крестьян. Занятия, промыслы, торговля донского населения. Черкасские ярмарки. Основание Темерницкой таможни, крепости Св. Дмитрия Ростовского. Включение в состав Войска Донского калмыков, их культурные отличия.
Участие Войска Донского в войнах Российской империи в ХVIII в. Военное искусство казаков. Система управления Войском Донским. Атаманы Д.Е. и С.Д. Ефремовы, И.М. Краснощеков. Донской край при Екатерине II. Превращение казачества в замкнутое военное сословие.
Е. Пугачев. Переселение из Крыма на Дон греков и армян. Занятия, быт, традиции, обычаи и верования народов, переселившихся на Дон.
Восстание донских казаков в1792-1794гг. Распространение норм крепостного права на донских крестьян. Появление казачьего дворянства.
Культура края в ХVIII в.. Старочеркасский музей-заповедник.
Родной город (станица, село) в ХVIII в.
5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Тема урока Основное содержание Характеристика основных видов деятельности ученика
1 Введение «Моя малая Родина» Подвести учащихся к выводу о том, что прошлое Донского края является частью всеобщей и отечественной истории Рисунки
2/3 Вспомогательные исторические дисциплины Дать представления о музеях, библиотеках и архивах как хранителях исторического наследия Сообщения о музеях
4 Урок – обзор «Донской край в древности» Познакомить школьников со следами обитания древнейших людей на территории нашего края Работа с картой
5 Практикум «Донской край от каменного века до железного» Уметь соотносить события и процессы региональной истории с базовым курсом истории Заполнение таблицы
6 Донские казаки в событиях российской Смуты начала XVII века Выявлять причины участия донских казаков в событиях Смутного времени Анализ причин участия донских казаков в Смуте
7_8 Ситуативный практикум: составление рассказа – фрагмента из жизни донских казаков Развитие вербального воображения, умение рассуждать о жизни казачества в XVII веке Составление рассказа
9 Войско Донское и царская власть в первой половине XVII века Показать военное значение Войска Донского края России в I половине XVII века Лекция
10 Значение православной культуры для человека. Определить значение религии в истории народа, развитие духовной нравственности подрастающего поколения, познакомить с правилами основных религиозных обрядов Рассказ об обрядах донских казаков
11 Урок- практикум «Поход разинцев» Формирование картографических знаний и образов (работа с картой) Работа с картой
12 Заочное путешествие в Старочеркасск «Культура донских казаков в XVII веке» Создать представление о достижениях материальной и духовной культуры воинов – казаков в XVII веке Презентация
13/14 Урок-глоссарий «Донской говор» Составить словарик донского говора на основе различных информационных источников Составление словарика
15-16 Урок-презентация «Традиции военного быта казаков» Изучить традиции военного быта казаков Рисунок
17/18 Войско Донское в эпоху петровских преобразований Выявить причины булавинского восстания и его влияние на дальнейшее развитие Войска Донского Рассказ о восстании Булавина
19/20 Система управления казачьей областью в XVIII веке Изучить изменения произошедшие в системе управления Донским Войском в XVIII веке Составление схемы
21 Казаки на службе Российской империи в XVIII веке Рассмотреть виды казачьих полков, сформированных в XVIII веке Рассказ
22 Восстание донских казаков 1792-1794 годов Выявить причины казачьих волнений конца XVIII века и непосредственный повод к ним Рассказ
23/24 Урок-творчества «Я пишу энциклопедию: семилетняя война» (интегрированный урок: история России, всеобщая история, история Донского края, литература) На основе дополнительной литературы написать статью для исторической энциклопедии о Семилетней войне Написание статьи
25 Формирование донского дворянства и крепостных крестьян Сравнить и проанализировать процесс закрепощения крестьян на Дону с общероссийскимЗаполнение таблицы
26 Хозяйственное освоение края Дать характеристику отраслей сельского хозяйства в XVIII веке в Войске Донском Рассказ
27/28 Интегрированный урок (история Донского края, информатика) «Социальная стратификация» Проанализировать статистические данные и построить графики социальной структуры населения области Войска Донского в XVI!I векеПостроение графиков
29 Население Донской области и Приазовья в XVIII веке Выяснить какие категории населения стали активно переселяться на Дон в XVIII веке. Сравнить их с переселенцами XVII века Заполнение таблицы
30 Урок-панорама «Основание Ростова-на-Дону и Ростовского уезда» Рассмотреть процесс образования Ростовского уезда и основания г. Ростова -на- Дону презентация
31 Мини – исследование «Традиции одного из народов (по выбору), переселившихся на Дон в XVIII веке» Составить рассказ о традициях одного из народов (по выбору), переселившихся на Дон в XVII веке на основе дополнительной литературы Рассказ
32 Фестиваль «Казачье подворье В яркой, образной форме познакомиться с песенным фольклором казачества Прослушивание и анализ казачьих песен
33 Проект «Поиск исторических корней» Изучить историю основания ст. Усть - Быстрянской Проектная деятельность
34 История Донского края в XVII-XVIII веках Повторение изученного в 7 классе 6.Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Цели изучения Виды деятельности Д/ЗДата
1 Введение «Моя малая Родина» Подвести учащихся к выводу о том, что прошлое Донского края является частью всеобщей и отечественной истории Рисунки 2/3 Вспомогательные исторические дисциплины Дать представления о музеях, библиотеках и архивах как хранителях исторического наследия Сообщения о музеях 4 Урок – обзор «Донской край в древности» Познакомить школьников со следами обитания древнейших людей на территории нашего края Работа с картой 5 Практикум «Донской край от каменного века до железного» Уметь соотносить события и процессы региональной истории с базовым курсом истории Заполнение таблицы 6 Донские казаки в событиях российской Смуты начала XVII века Выявлять причины участия донских казаков в событиях Смутного времени Анализ причин участия донских казаков в Смуте 7_8 Ситуативный практикум: составление рассказа – фрагмента из жизни донских казаков Развитие вербального воображения, умение рассуждать о жизни казачества в XVII веке Составление рассказа 9 Войско Донское и царская власть в первой половине XVII века Показать военное значение Войска Донского края России в I половине XVII века Лекция 10 Значение православной культуры для человека. Определить значение религии в истории народа, развитие духовной нравственности подрастающего поколения, познакомить с правилами основных религиозных обрядов Рассказ об обрядах донских казаков 11 Урок- практикум «Поход разинцев» Формирование картографических знаний и образов (работа с картой) Работа с картой 12 Заочное путешествие в Старочеркасск «Культура донских казаков в XVII веке» Создать представление о достижениях материальной и духовной культуры воинов – казаков в XVII веке Презентация 13/14 Урок-глоссарий «Донской говор» Составить словарик донского говора на основе различных информационных источников Составление словарика 15-16 Урок-презентация «Традиции военного быта казаков» Изучить традиции военного быта казаков Рисунок 17/18 Войско Донское в эпоху петровских преобразований Выявить причины булавинского восстания и его влияние на дальнейшее развитие Войска Донского Рассказ о восстании Булавина 19/20 Система управления казачьей областью в XVIII веке Изучить изменения произошедшие в системе управления Донским Войском в XVIII веке Составление схемы 21 Казаки на службе Российской империи в XVIII веке Рассмотреть виды казачьих полков, сформированных в XVIII веке Рассказ 22 Восстание донских казаков 1792-1794 годов Выявить причины казачьих волнений конца XVIII века и непосредственный повод к ним Рассказ 23/24 Урок-творчества «Я пишу энциклопедию: семилетняя война» (интегрированный урок: история России, всеобщая история, история Донского края, литература) На основе дополнительной литературы написать статью для исторической энциклопедии о Семилетней войне Написание статьи 25 Формирование донского дворянства и крепостных крестьян Сравнить и проанализировать процесс закрепощения крестьян на Дону с общероссийскимЗаполнение таблицы 26 Хозяйственное освоение края Дать характеристику отраслей сельского хозяйства в XVIII веке в Войске Донском Рассказ 27/28 Интегрированный урок (история Донского края, информатика) «Социальная стратификация» Проанализировать статистические данные и построить графики социальной структуры населения области Войска Донского в XVI!I векеПостроение графиков 29 Население Донской области и Приазовья в XVIII веке Выяснить какие категории населения стали активно переселяться на Дон в XVIII веке. Сравнить их с переселенцами XVII века Заполнение таблицы 30 Урок-панорама «Основание Ростова-на-Дону и Ростовского уезда» Рассмотреть процесс образования Ростовского уезда и основания г. Ростова -на- Дону презентация 31 Мини – исследование «Традиции одного из народов (по выбору), переселившихся на Дон в XVIII веке» Составить рассказ о традициях одного из народов (по выбору), переселившихся на Дон в XVII веке на основе дополнительной литературы Рассказ 32 Фестиваль «Казачье подворье В яркой, образной форме познакомиться с песенным фольклором казачества Прослушивание и анализ казачьих песен 33 Проект «Поиск исторических корней» Изучить историю основания ст. Усть - Быстрянской Проектная деятельность 34 История Донского края в XVII-XVIII веках Повторение изученного в 7 классе 7.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
О.Г.Веряскина «История донского края» (с древних времен до конца XVIв.) (5-6кл.), Ростов-на-Дону «Донской издательский дом», 2009.
Н.В.Самарина, О.Г.Витюк «История Донского края XVII-XIXв» (7-8кл.), Ростов-на-Дону, 2009.
«История донского казачества» (учебное пособие, автор Астапенко М.П.).
«История Казачества в вопросах и ответах», (книга для чтения, Шумов В.В.).
http://pr-bereg.narod.ru/info/st_033a.html
http://grants.rsu.ru/osi/Don_NC/XVI-XIXbeg/Izm_v_str_upr.htm
http://www.don-history.ru/http://www.61r.su/catalog/23
Компьютер
8.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения региональной компонента по Истории Донского края выпускник должен: знать/понимать
место и роль Донского края в контексте отечественной и всемирной истории, своеобразие истории Донского края;
последовательность смены населения на Дону, взаимоотношения оседлых и кочевых племен;
даты и содержание важнейших событий истории края, в том числе связанные с формированием многонационального состава Донского края;
гипотезы о происхождении донского казачества;
казачье заселение Нижнего и Верхнего Дона, первые казачьи городки и столицы, физический облик, социальный и этнический состав, основные занятия и быт донских казаков в XVI в., первые письменные упоминания о донских казаках, Войске Донском;
участие донских казаков в основных социальных XVII-XVIII вв. в России и на Дону; причины оформления социального статуса казачества как замкнутого военного сословия;
использовать знания и способы познавательной деятельности, полученные в курсе всемирной, отечественной истории, истории Донского края для характеристики и оценки историко-культурной ситуации в Ростовской области;
анализировать историческую карту, показывать на карте:
а) стоянки, поселения древнейших жителей края;
б) известные города и крепости древности и средневековья (Танаис, Саркел, Азак, Тана);
в) территорию Войска Донского, крупнейшие центры торговли, промыслов, промышленного производства;
г) территорию Ростовской области, Южного Федерального Округа;
описывать основные племена и народы, жившие на территории края с древних времен до современности, их занятия, облик, обычаи;
объяснять значение основных понятий;
приводить собственные оценки важнейших событий истории Донского края;
использовать текст исторического источника при решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края;
соотносить историю своей семьи с региональной историей;
использовать сведения по истории Донского края для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
представлять результаты изучения региональной истории в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, проектной и исследовательской деятельности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
самостоятельной интерпретации информации;
объяснения уклада жизни своего города, поселка, местности, участия в решении проблем местного сообщества;
анализа текущих событий, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событий и личностей;
самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНОПротокол заседания методического объединения Заместитель директора по УР
учителей гуманитарного цикла ____________ /Петренко Н.В./
от 26 августа 2014 года № 1 «28» августа 2014 года
__________ /Разуваева И.Ю./