Адаптивная программа по развитию речи Путешествие с Каркушей в страну Говоруша… (старший дошкольный возраст))


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА АКТОБЕДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ №2 "БУЛБУЛ"
УТВЕРЖДЕНО
приказом Отдела образования города Актобе
от "___"__________2013 года
№_____
ПРОГРАММА
"Путешествие с Каркушей в страну Говоруша"
(старшая группа)
Актобе 2013 г.
РЕЦЕНЗИЯ
Программа по развитию речи "Путешествие с Каркушей в страну Говоруша", разработанная педагогом Кожаниязовой Л.А., актуальна в наши дни, так как обучение дошкольников родному языку рассматривается как одна из центральных педагогических задач.
Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
По общей системе дошкольного воспитания формирование речи занимает одно из главных мест. Главная задача в этой области – формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи.
Программа представляет огромную практическую значимость в том плане, что ее содержание предполагает реализацию потенциальных возможностей ребенка.
Содержание работы соответствует целям и задачам программы «Біз мектепке барамыз». Программа рассчитана для детей старшей группы. Всего в программе 36 часов, проводится 4 раза в месяц по 25-30 минут. Срок действия программы – 1 год.
Внедрение в программу элементов логоритмики пальчиковых игр, имеющих оздоровительную направленность, являются весьма творческим подходом воспитателя, а так же способствуют формированию устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение. Все это решается через общеразвивающие упражнения, работу над речевым дыхание, простейшие приемы массажа.
РЕЦЕНЗЕНТ: К.п.н., старший преподаватель
кафедры социальной педагогики
и начального обучения
Актюбинского государственного
регионального университета
им. К.Жубанова
Альмурзаева Б.К
Пояснительная записка
Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. Дети затрудняются в описании или пересказе, плохо выговаривают слова. В группах старшего дошкольного возраста часто встречаются дети с нарушениями, охватывающими как фонематическую, так и лексико – грамматическую системы языка, с нормальным слухом, сохранным интеллектом и с правильным произношением.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи детей. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, договора между людьми о взаимодействии, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Актуальность. Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она рассчитана на индивидуальное обучение и развитие каждого воспитанника.
Продолжительность реализации программы: Программа предназначена для детей старшей группы (5-6 лет), включает 36 часов организованной игровой деятельности - 1 раз в неделю.
Формы и режим организованной игровой деятельности
Развитие речи у дошкольников осуществляется через:
игру
Свободный вид деятельности – ребёнок самостоятельно берёт себе: материал, партнёра (ребёнка, взрослого) для занятия с материалом, Выбирает себе место, где он будет заниматься, выбирает время-длительность собственного занятия с материалом.
Цель программы: создание содержательной языковой системы знаний, направленной на расширение активного словаря и выразительности речи детей.
Основные задачи программы:
укреплять артикуляционный и голосовой аппараты, постановку дыхания;
способствовать четкому и ясному произношению звуков, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;
обогащать, уточнять и активизировать словарь;
развивать интерес к разным сторонам языковой действительности;
помочь овладеть умением рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения;
воспитание звуковой культуры речи;
формирование грамматического строя речи;
обучение связной речи.
Ожидаемый результат:
Умеет слушать и понимать, обращённую к нему речь.
Отвечает на вопросы и задаёт их.
Участвует в коллективном разговоре.
Умеет выделять звуки в слове.
Высказывается простыми распространёнными предложениями.
Грамматически правильно строит сложные предложения.
Может пересказать короткий рассказ.
Строит связный рассказ по сложной картинке.
В диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь внимание своими высказываниями.
Использует обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения.
Выделяет слова, начинающиеся на определённую букву.
Учебно-тематический планМесяц Наименование тем Количество часов
Сентябрь 1.Путешествие в страну Говоруша
2. Наш второй дом
3.Дружная семейка
4.Дары осени
4
Октябрь 1.Чудеса в осеннем лесу
2.Деревья в лесу
3.Кто что носит. Бабушкин комод
4.Мы едем,едем,едем... 4
Ноябрь 1.Путешествие по воде
2. Дорога в облака
3. Прощай рябинка до весны
4. У старого дуба 4
Декабрь
1. Снежная пора
2. Земля Родная
3. Путешествие по родному городу Калейдоскоп достопримечательностей.
4. Карнавал, карнавал,всех друзей вокруг собрал!

4
Январь 1. Вот как весело зимой!
2. Гости из леса
3. На лугу,на лугу пасутся ко...
4. Приключения Варежки
4

Февраль 1. Все работы хороши
2. У Сороконожки чудесные сапожки
3.В гостях у Самоварчика
4.Книжная галерея 4

Март 1. И вновь возвращаются птицы.
2. Моя мама лучше всех»
3. День весеннего равноденствия. Как зима с весной встречались
4. Весенняя сказка 4
Апрель 1. Я, ты, он, она и планета Земля
2. Четвероногий друг сказки Татошка
3. Королевство времени "Тик- Так"
4. В гостях у пчелки Жужжи 4

Май 1. Мы батыры- будущие защитники
2. Добрый доктор Айболит
3. Весенний сад
4.В гостях у Смешариков. Что такое круглый год? 4
Тематический план работы№ Тема Цель К/ч1 Путешествие в страну Говоруша Раскрыть детям понятие слова «речь». Формировать грамматическую правильность речи. Познакомить с понятием «артикуляционная гимнастика», донести до сознания детей правило: "чтобы была правильная и красивая речь, надо верно произносить звуки." Для этого следует вырабатывать речевое дыхание, подвижность губ и языка 1
2 Наш второй дом Расширять словарный запас детей в ходе формирования представлений и знаний об окружающем. Упражнять в образовании имен существительных множ. числа Род. падежа, в словообразовании. Обогащать речь детей синонимами. Формировать способность говорить ясно, выразительно четко произносить звуки. Воспитывать грамматически правильную речь 1
3 Дружная семейка Активизировать устную речь детей, расширить словарный запас. Закрепить представление о понятии «семья». Учить отвечать на вопросы полными предложениями. Воспитывать уважение к старшим и младшим родственникам, формировать способность соблюдать традиции и обычаи своей семьи. Учить понимать и объяснять смысл поговорок. 1
4 Дары осени Расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, учить различать их по вкусу, цвету, форме, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты», использовать эти слова в речи; продолжать знакомить с фольклором, упражнять в отгадывании загадок; формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помогать ближнему.1
5 Чудеса в осеннем лесу
Продолжать вырабатывать у детей речевое дыхание, подвижность губ и языка. закрепить знания детей о приметах осени, о качественных признаках осенних листьев, учить составлять описательные и творческие рассказы, подбирать правильные антонимы. развить речь, память, творческое воображение, развить логическое мышление, воспитывать любовь к природе. 1
6 Деревья в лесу Продолжать работу по устранению дефектов звукопроизношения. Познакомить с различными видами деревьями местного края через игры. Обогатить словарь новыми словами: бор, роща, дубрава, ельник, смешанный лес, крона, лес, сад и образованными однокоренными словами (лес, лесной, лесничий, лесовик, лесник, лесополоса, лесок, лесоруб). Обращать внимание на правильность употребления обобщающих слов.. Формировать умение пользоваться интонационными средствами выразительности. Активизировать в речи сложные предложения. Воспитывать интерес к речи как к источнику познания. 1
7 Кто что носит-
"Бабуш-кин комод" Закреплять представления об одежде, ее назначении. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Одежда. Развивать речевой слух и фонематическое восприятие, память, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, чувство ритма. Формировать навыки самообслуживания, опрятности, аккуратности, самостоятельности, ответственности. 1
8 Мы едем, едем, едем... Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Наземный транспорт”.
Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Образование единственного и множественного числа существительных в именительном падеже. Развитие восприятия величины, размера предмета. Побуждение к названию признаков величины. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Закрепление умения отвечать на вопросы. 1
9 Путешествие по воде Усвоение новой лексики по теме водный транспорт; обобщающего понятия водный транспорт; развитие навыков употребление в речи существительных в родительном падеже; совершенствование навыков употребления в речи предлогов (по, на, из, под, в, у, над, за); развитие навыков словообразования; развитие связной речи; логического мышления; фонематического анализа и синтеза; закрепление артикуляции звуков [Л]и[Л']; воспитание самоконтроля, внимания, умения действовать по инструкции педагога, работать в коллективе. 1
10 Дорога в облаках Коррекция и развитие высших психических функции (память, мышление, речь); развивать связную речь. Развивать фонематический слух, закрепить гласные, продолжать обобщать и систематизировать знания детей о транспорте. 1
11 Прощай рябинка до весны Продолжать работу по формированию артикуляционного аппарата. Напомнить детям, кто такие перелетные птицы, выяснить, почему их так называют. Упражнять в классификации, сравнении, обобщении, в умении подбирать синонимы к прилагательным. Обогащать словарный запас словами порхать, взмывать, скользить. Вырабатывать внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Используя чистоговорки, обращать внимание на правильное произношение звуков и развитие голосового аппарата. Воспитывать стремление говорить правильно. 1
12 У старого дуба Закреплять представление о временах года, признаках зимы, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; Закреплять и уточнять представления детей о зимующих птицах. Уточнить знания детей о жизни птиц в зимний период года. Развивать умение отвечать на вопросы, формировать монологическую речь; содержательно, связно и последовательно строить высказывание о простых случаях из собственной жизни. Вырабатывать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление говорить правильно, красиво. 1
13 Снежная пора Продолжать вырабатывать правильное движение языка и челюсти. Развивать способность разгадывать кроссворды, активизировать мыслительный аппарат. Расширять словарный запас детей однокоренными словами. Обогащать запас словами- синонимами. Укреплять умение быть наблюдательным, различать признаки предмета. Воспитывать способность творческого проявления. 1
14 Земля Родная
Продолжать расширять представление детей о Республике Казахстан. Уточнить знания детей о своей стране, обозначения символики Р.К. о городе, в котором они живут. Вспомнить пословицы казахского и русского народов о Родине. Продолжать вырабатывать умение использовать разные грамматические формы для выражения мысли. Воспитывать гордость за страну, в которой мы живем 1
15 Путешествие по родному городу.
Калейдос-коп досто-примечательностей Закрепить и расширить знания детей об основных достопримечательностях города. Закрепить умение воссоздавать целостное изображение из частей, укрепить внимание, умение сравнивать.
Развивать умение рассказывать о родном городе. Расширять словарный запас. 1
16 Карнавал, карнавал, всех друзей вокруг собрал Вырабатывать умение правильно дышать, укреплять артикуляционный аппарат. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Обогащать словарь новыми словами, объяснить их смысл. Продолжать упражнять в подборе синонимов и слов- определений. Формировать умение придумывать фантастические новогодние истории, опираясь на предложенные схемы. Активизировать в речи сложные предложения. Предложить детям выразить различные эмоции. Воспитывать желание следить за своей речью и речью товарищей. 1
17 Вот как весело зимой!
Расширять словарный запас в ходе формирования представлений об окружающем. Упражнять в размышлении, применении пояснительной речи для доказательства правильного ответа. Воспитывать терпение, уважительное отношение к мнению товарища. Понимать и объяснять смысл пословиц. Воспитывать умение видеть красоту зимней природы. 1
18 Гости из леса Продолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Обучать правильному употреблению существительных множественного числа в родительном падеже с предлогом «у». Обобщать знания детей о диких животных, их повадках, где живут, чем питаются; активизировать словарь по теме. Помочь запомнить слова, обозначающие различные звуки: треск, шуршание, хруст, скрип, шипение. Развивать слуховое внимание, умение вслушиваться в звучание слов, четко произносить все звуки. Воспитывать стремление говорить правильно. 1
19 На лугу, на лугу пасутся ко... Расширять словарный запас в ходе формирования представлений и знаний о животном мире. Закреплять названия домашних животных на казахском языке. Формировать умение сравнивать животных по картинам, выделять существенные признаки. Укреплять овладение монологической речью. Ввести в лексикон детей слова: подкова, кумыс, байга. Развивать наблюдательность, слуховое внимание, правильную грамматическую сторону речи, умение строить сложносочиненные предложения с союзом «а». Упражнять в отрабатывании дикции: внятно и отчетливо произносить слова с различной интонацией и темпом. Воспитывать речевое общение.
1
20 Приключе-ния Варежки Учить описывать предметы зимней одежды, правильно называть, знать их назначение. Обобщить знания детей о предметах одежды, обуви, головных уборах, согласно назначению и сезонности. Упражнять в образовании относительных прилагательных; умении согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе. Учить выделять и правильно произносить звук “ж”. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память. Воспитывать интерес к занятию; бережное отношение к одежде. 1
21 Все работы хороши
Закреплять правильное произношение звуков. Расширять знания и представления о некоторых профессиях, учить подбирать слова действия к той или иной профессии. Обогащать словарный запас словами-синонимами. Упражнять в употреблении форм единственного и множественного числа имен существительных с числительными. Воспитывать интерес к словесному творчеству. 1
22 У Сороконожки чудесные сапожки Учить детей составлять предложения, объяснять народные выражения; называть обобщающее слово, закреплять умение подбирать антонимы, употреблять в речи качественные прилагательные; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развивать память; развивать фонематический слух. 1
23 В гостях у Самоварчика Расширять и систематизировать знания о предметном мире. Обобщать знания о бытовых приборах, материалах, из которых они сделаны. Совершенствовать грамматический строй: согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; правильное употребление обобщающих слов. Развивать связную речь, бережное отношение к предметам, сделанным людьми. 1
24 Книжная галерея
Расширять знания детей о книге, ее строении, назначении; учить понимать образные сравнения в загадках; смысл пословиц. Подбирать родственные слова. Воспитывать любовь к книге 1
25 И вновь возвращаются птицы Продолжать укреплять артикуляционный аппарат. Расширять знания о временах года, помочь овладеть запасом новых слов. Развивать творческое воображение, речь детей: активизировать в речи сложные предложения. Воспитывать стремление к самооценке высказываний. 1
26 Моя мама лучше всех»
Продолжать вести работу по развитию артикуляционного аппарата. Помочь детям понять, что самое дорогое в жизни каждого ребенка и взрослого – мама. Закрепить в речи детей названия профессий и слова – действия; формировать умение подбирать слова - определения и находить к прилагательным существительные. Продолжать учить составлять описательные рассказы, поощрять индивидуальные неповторимые варианты рассказов, правильное использование интонационных средств выразительности. Воспитывать доброе, уважительное отношение к маме. 1
27 День весеннего равноденствия. Как зима с весной встреча-ласьПродолжать укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Расширять представления о празднике «Наурыз», о том, как его празднуют. Формировать умение отображать в речи традиции встречи праздника. Укрепить знание обозначения символики РК. Уточнить знания о своей стране и о городе, в котором живут. В ходе игры закрепить слова, присущие казахскому языку. Продолжать вырабатывать навык использования разных грамматических форм для выражения одной мысли, при составлении рассказа «Как мы встречали Наурыз». Воспитывать доброжелательное отношение к людям разной национальности 1
28 Весенняя сказка Совершенствовать речевой слух.
Закреплять навыки четкой правильной выразительной речи. Отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса. Продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем, Обогащать речь существительными, обозначающими растения, животных , птиц. Расширить словарь признаков по теме: «Весна». Закреплять навыки употребления в речи 1
детей сравнительных оборотов. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи. 29 Я, ты, он, она и планета Земля Укрепить представление детей о земле, как о едином большом доме. Закрепить знания о различных деревьях местного края, обращать внимание на правильность употребления обобщающих слов. Расширять словарный запас в ходе формирования представлений об окружающем. Поощрять умение правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа. Пробудить мысль о необходимости оберегать свою планету и всех живущих на ней. Воспитывать речевое общение.
1
30 Четвероногий друг сказки Татошки
Продолжать тренировать и укреплять артикуляционный аппарат. активизировать словарь обобщающими понятиями. Помочь устанавливать эмоционально-духовные связи и взаимодействие между изображенными объектами через игру «Хорошо-плохо». Упражнять в использовании предложений со сложноподчинительной связью. Обогащать словарный запас детей словами действиями. Повторить слова «собака», «Щенок» на казахском языке. Формировать наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к животным. 1
31 Королевство времени "Тик-так" Учить детей рассматривать предметы и рассказывать о них. Отвечать на вопросы, составлять описательные рассказы. Учить вслушиваться в звучание слов, находить короткое и длинное слово. Понимать важность появления часов, воспитывать уважение к окружающему. 1
32 В гостях у пчелки Жужжи Добиваться правильного произношения звуков, продолжать упражнять в четком и внятном произнесении слов, в смене темпа речи, силы голоса, продолжать обогащать словарь словами – действиями, активизировать в речи образование существительных в единственном и множественном числах. Воспитывать способность высказывать свои мысли. Продолжать учить развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять 1
навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые»; воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых. 33 Мы батыры- будущие защитники...
Уточнить представления детей об армии РК, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов. Побуждать к стремлению, отражать свои знания, впечатления, мысли, чувства в ходе всего занятия. Совершенствовать способность связно, последовательно и выразительно пересказывать текст рассказа. Пополнить словарь детей словами: долг, устав, присяга, боевые традиции, традиции современной армии. Активизировать в речи слова – названия профессий, слова, противоположные по смыслу. Воспитывать уважение к защитникам своего Отечества 1
34 Добрый доктор Айболит научить детей решать проблемные ситуации и анализировать предстоящие трудности; развивать умение пользоваться собственным опытом в решении проблемных ситуаций и путем обобщения различных вариантов, находить правильное решение; развивать речевую активность и логическую последовательность; формировать творческое мышление; воспитывать дружелюбие, взаимовыручку. 1
35 Весенний сад Продолжать развивать артикуляционный аппарат и вырабатывать правильное речевое дыхание. Предложить из начальных звуков изображенных предметов составить новое слово. словаря, путем изменения существительных в прилагательные, способность выделять свойства объекта, находить сравнения. Воспитывать интерес к словесному творчеству 1
36 В гостях у Смешариков. Что такое круглый год? Закреплять представление о временах года, признаках, народных приметах; развивать образность, эмоциональность речи, учить использовать сравнения, метафоры, эпитеты; обогащать и активизировать словарь; Закреплять и расширять представления о природных явлениях, их сезонности; понимать образные сравнения в загадках. Развивать связную речь, артикуляционный аппарат, умение воспроизводить в речи понятия и признаки 1
Всего: 36
Библиографический список используемой литературы.
Республиканский издательский кабинет казахской Академии образования им. И. Алтынсарина «Программа предшкольной подготовки детей 5-7 лет в детском саду» Алматы – Астана, 1999г.
Виртуальный курс по планированию и управлению дошкольным воспитанием «Развитие речи», Астана – Караганда, 2003 г.
О.С. Ушакова, Е.М. Струнина «Методика развития речи детей дошкольного возраста», г. Москва,2004 г.
М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду», Москва, 2004 г.
С.Е. Большакова «Речевые нарушения и их преодоление», Москва,2005 г
А.И. Максаков, Г.А. Тумакова «Учите, играя», Москва «Просвещение»,1983г.
Е.А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет» , Москва, «Творческий центр», 2005
Л.И Катаева «Коррекционно - развивающие занятия в подготовительной группе», Москва, издательство «Книголюб», 2004г.
Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», Москва, издательство «Родничок», 2000г.
В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика», Москва, 2000 г.
Г. Тайжанова «Казахские пословицы и поговорки», Алматы, «Ана тiлi», 1998г.
Т.В. Потапова «Беседы с дошкольниками о профессиях», Москва, ТЦ «Сфера», 2003г.
М.Б.Успенский, Л.П.Успенская "Правильно, складно, красиво учимся мы говорить" москва 2002г.
Диагностика здоровьесберегающей компетентности у детей старшей группы с использованием индикаторов компетентностного развития.
Образовательная область: «Коммуникация»
Педагогическая оценка уровня усвоения программного материала детьми в рамках вариативной программы «Путешествие с Каркушей в страну Говоруша»
№ Показатели компетентности Старший дошкольный возраст Фамилия, имя ребенка
Стандарт от 5 до 6 лет: Қ а м қ а м қ а м қ а м қ а м қ а м қ а м қ а м қ а м қ а м қ а м с ф м
1 Воспроизводит те или иные действия и знания по образцу воспитателя. 1. Поддерживает непринужденную беседу. 2. Имеет достаточно богатый словарный запас 2. Понимает то, что делает; владеет определенным запасом знаний 1. Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника 2.Поддерживает логическую последовательность при передаче информации 3. Применяет то, что умеет делать и знает, самостоятельно, творчески и в нестандартных ситуациях. 1. Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение 2. Умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства.. 3. Проявляет критическое отношение к речи, стремится грамматически говорить правильно. 4. Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником. 5. Умеет замечать грамматические ошибки в речи 6.Владеет навыками обьяснительной речи. Итоговый результат Коррекция работы