Система оценивания качества образования


Система оценки качества образования Современные подходы к системе оценивания«Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходимым элементом модели качества образования»Пояснительная записка к ФГОС Основные цели оценочной деятельности Проблема оценивания в российской школе Отсутствие четко определенных и заранее известных критериев оцениванияНеопределенность системы оценивания при работе учащихся в группахСубъективность оценки Использование оценки в качестве карающей меры за нарушение дисциплины и т.п. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценокТрадиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьниковТрадиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию Изменения, которые привносит переходот «знаниевой» к «деятельностной» парадигме в практику работы учителя и систему оценки«ЗНАНИЕВАЯ»Ориентация учебного процесса«ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ»Освоение всех элементов обязательного минимума. Работа «по учебнику»«УЧУ ПРЕДМЕТУ»Передача «готового» знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия «среднего» ученика. «Предметность»Основы «хороших» технологийФормирование способности к решению всех классов учебных задач.Работа «на конечный результат»«УЧУ РЕБЕНКА»Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание «смыслов» и использование знаний.Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах.Индивидуализацияучения. Дифференциация требований.Интеграция, перенос знаний Что оценивать? 2. По какой шкале? 3. Где накапливать и фиксировать результаты?4. Кто оценивает? 5. Как оценивать?Процедура оценки ЧТО ОЦЕНИВАЕМ?Результатыпредметныеметапредметныеличностные КТО ОЦЕНИВАЕТ?Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания) 1. Какова была цель задания (задачи)? 2. Удалось получить результат (решение, ответ)? 3. Правильно или с ошибкой? 4. Самостоятельно или с чьей-то помощью? Ученик – самооценка Ученик и учитель в диалоге – совместное оценивание Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметкуНа уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Таблицы образовательных результатовПРЕДМЕТНЫХМЕТАПРЕДМЕТНЫХЛИЧНОСТНЫХПОРТФОЛИО сборник работ и результатов, а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Три уровня успешностиНеобходимый уровень (базовый) Повышенный уровень (программный) Максимальный уровень (необязательный) решение типовой задачирешение нестандартной задачирешение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» Особенности системы оценкикомплексный подход к оценке результатов образованияоценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;оценка динамики образовательных достижений обучающихся;сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;уровневый подход к разработке планируемых результатов;использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений. Основные методы и формы оценки планируемых результатов стартовые диагностические работы на начало учебного года; письменные и устные работы;интегрированные контрольные работы;тематические проверочные (контрольные) работы; проекты;практические работы;творческие работы;диагностические задания;самоанализ и самооценка. Новые формы оценки метапредметных результатов портфолиокомплексные контрольные работыпроектисследовательская работа фиксация и оценивание уровня развития умений и достижений школьниковПортфолиоДневник достижений Дневник-отчетДневник-самооценкаТворческая книжка школьникаТетрадь-паспортКарта достиженийМатрица учебных достиженийИндивидуальная образовательная траекторияПапка индивидуального планирования Особенности критериальной системы оценивания в контексте стандартов нового поколенияОценивание является критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся (вырабатываются ими совместно). Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки по формулировкам и по стоимости критериев в технических баллах.Критериальное оценивание является одним из важнейших факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения, дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения.