Вводное занятия кружка Юный эколог: О природе и её тайнах


Тема 1. Вводное занятие «О природе и её тайнах»
Тип занятия: комбинированный с элементами урока усвоения новых знаний.
Цели деятельности педагога: создать условия для позитивного настроения в группе, привлечь внимание детей к новому знанию, с использованием полученного ими опыта в процессе жизни, вызвать интерес к посещению кружка. Преподавателю важно заинтересовать не только детей, а и родителей и классных руководителей детей, так как они могут присутствовать на занятии. Показать важность изучаемой темы и привлечь их внимание и заинтересованность. В том чтоб родители могли быть уверены, что досуговая деятельность ребят проходит с пользой.
Планируемые результаты образования:
Предметные: повторить полученные знания о ритме, научатся определять изменения в природе, понять определение экологии, окружающей среды и среды обитания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – рассматривать изменения в природе.
Коммуникативные: управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения.Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация с иллюстрациями для путешествия по лесу и выполнения заданий; презентации животных и их среды обитания; иллюстрация Э.Геккеля, загадки.
Цели и задачи занятия:
- закрепление и проверка предметных знаний, формирование общей структуры и понимания тематической и межпредметной связи;
- стремиться к безошибочному выполнению упражнений, решению задач, как отдельными учениками, так и коллективом класса;
- безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Целевое назначение:
1) Проверка и систематизация предметных знаний, умений решать практические задачи и применять на практике;
2) Результаты контрольной или самостоятельной работы.
Ход урока:
I. Организационный момент и проверка домашнего задания
Цель этапа: настроить детей на рабочую атмосферу, привлечь внимание к теме занятия, сделать рефлексию прошлого занятия.
Оборудование: иллюстрации природы – проекция на доске, смены времен года, оформленные расписания дня. Доска славы
П: Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть у себя на занятии. Присаживайтесь и размещайтесь поудобнее.
У: Приветствие. Размещаются по местам за партами
П: Сегодня мы узнаем, кто смог выполнить добросовестно домашнее задание и соблюдать расписание дня, подробнее поговорим о том, что же такое экология.
И так, кто из вас может провести презентацию своего составленного расписания? Какие возникли трудности при его соблюдении? Какой выход нашли из трудностей?
У: показывают свое расписание, рассказывают, что получается легко и как вышли из проблемных вопросов.
П: Подводит итоги. Если у кого-то не получилось – то мотивирует, чтоб настроился ребенок и составил свое расписание. Лучшие работы попадают на доску славы
II. Актуализация знаний
Цель этапа: активация рефлексии, памяти, подготовить почву для знакомства с определением экология.
Оборудование: листочки с расписанием дня и вписанным в него расписанием кружка, иллюстрация или модель часов.
П: На прошлом занятии какие вопросы мы с вами еще рассмотрели кроме расписания дня?
У: годовые и суточные ритмы в природе, изменение окружающей среды обитания.
П: И о чем вы с вами договорились заниматься на наших занятиях в прошлый раз?
У: Изучением секретов и тайн природы и тем как можно применять в жизни полученные знания.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:
- систематизировать знания и получить определение «ритма», суточные ритмы (восход-закат, утро-обед-вечер-ночь), о временах года, выявить годовые ритмы природы (времена года, смена декораций и признаков во временах года в природе).
Оборудование: иллюстрации ритмов в презентации, выведенной на интерактивную доску (сутки, времена года и т.п.), изображение Эрнста Генриха Геккеля.

Далее беседа плавно переходит в формирование понятия «экология».
П: Тайны природы интересовали не только нас с вами. Еще в древности люди, чтоб выжить интересовались ритмами природы и ее тайнами. Запасали еду на зиму, для чего весной готовили землю к посеву. Летом наблюдали за тем как растут растения. Животные тоже приспосабливались к окружающей природе. Готовили запасы.
Чтоб выжить в суровых условиях, люди наблюдали не только за ритмами в природе, но и за тем, как и где живут животные, птицы, рыбы. Все это делалось для выживания. Чтобы можно было прокормить себя и семью, надо было охотиться, ходить на рыбалку. Где можно словить больше рыбы? Где удачно пойти на охоту? Все это подсказывала природа и среда обитания животных. И люди все это бережно запоминали и передавали друг другу.
Но со временем, люди стали замечать. Что если всю рыбу выловить в пруду – она больше не появлялась там. Если вырубить лес для жилища, то некоторые животные начинали уходить с этой территории и больше не возвращались.
П: Что делать людям в такой ситуации? Кушать нечего?
У: Уходить. Искать новое место. Самим выращивать.
П: А если ушел… а другие места заняты?
У: Придется вернуться и думать как все сделать правильно…
П: Правильно. После, люди поняли, что если к природе относиться не бережно – то она перестает кормить. Не получается охотиться, так как звери ушли, не получается рыбачить, так как рыба в пруду закончилась, ягоды вытоптаны и их нет. Приходилось собирать вещи и переходить на новые места. Но вот появились города. Построив дома – неудобно постоянно переходить и обустраиваться на новом месте. Человек в процессе жизни еще и производит отходы: шкуры зверей, кости, внутренности или остатки от еды, поломанная утварь. Все это приходилось куда-то девать… и человек стал приспосабливаться к природе. Учиться убирать за собой мусор. С развитием общества и техники – стали все больше замечать, что животные – уходят дальше от больших поселений. Что если сливать в почву и в воду отходы – то рыба в реках и озерах погибает. Именно поэтому стали принимать законы об охране природы и окружающей среды. Например, Петр I, в своих указах придумывал даже жестокие наказания за вырубку лесов, загрязнение – телесные наказания и выселения из поселений и препровождение в более суровые места на принудительные работы. Но наказаниями не ограничилось, он впервые стал строить очистные сооружения. И, человек столкнулся с тем, что не только надо оберегать природу, но еще и понимать, как ее восстановить и очистить.
В 1866 году, великий ученый после длительных изучений и раздумий, изучая среду обитания живых организмов в природе, в своей книге в свои 32 года «Общая морфология организмов» первым дал определение «экология». Это был Эрнст Геккель.

Беседа: Разбор определения и как понимают его дети. О важности изучения отношений организмов в природе и окружающей среде.
III. Физкультминутка
Цель: поддержание осанки и кровообращения, снятие нагрузки с позвоночника
Оборудование: последовательность зарядки на интерактивной доске
VI. Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание
Цель: способствовать формированию рефлексии, практическое применение теории в практике
Оборудование: иллюстрации из презентации к уроку на интерактивной доске.
Для практического понимания можно предложить детям послушать 3 стихотворения и определить, кто же из поэтов поступил как эколог:
* * *
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.
(английский поэт XIX в. Теннисон)
* * *
Внимательно вглядись!
Цветы «пастушьей сумки»
Увидишь под плетнем!
(японский поэт XVII в. Басе)
Стихотворение «Нашел»
Бродил я лесом...
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.
Смотрю, цветочек
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть
Я осужден?»
Я взял с корнями
Питомца рос
И в сад прохладный
К себе отнес.
В тиши местечко
Ему отвел,
Цветет он снова,
Как прежде цвел.
И. В. Гёте
П: (основные вопросы для подведения итогов): Кто поступил как настоящий эколог-исследователь?
У: Японский поэт Басе
П: А кто из поэтов смог поступить как не только эколог, но и человек заботливый к природе и умеющий воссоздать среду обитания для растений, при этом проявил творческие качества?
У: И.В. Гёте. Здесь также вначале у человека возникает желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое существо. Поэтому человек нашел другое решение - взять цветок с корнями, не разрушая его жизни и перенести его к себе в сад, создать условия и любоваться.
П: Сможет ли из первого стихотворения человек познать мир таким какой он есть? Прав ли он был, что сорвал цветок и стал просто наблюдать его?
У: Автор не сможет познать. Так как, сорвав цветок, он лишил его привычной среды обитания и цветок не сможет дальше жить, засохнет и умрет.
П: Получается, если разорвать отношения цветка с природой, заканчиваются? Как в таких случаях можно назвать эти отношения?
У: жизнь, рост… связь
П: Правильно. У цветка есть связь с землей?
У: с землей, влагой, тенечком и солнышком.
П: Все живое в природе имеет связи, если их нарушать, но вовремя не остановить – это может привести к нарушениям. Эти связи называются окружающей средой. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано-это и есть экология.
На доске появляется картинка: Лось. Напротив слова: заяц, пальма, береза, шиповник, пальма, черника, обезьяна, дятел. Задание: Что составляет окружающую среду лося?
У: определяют, исключая пальму, обезьяну – так как им нужна другая среда и климат.
Далее изображения: 1 группа: заяц, окунь, дельфин; 2 группа – лес и луг, озеро, море. Задание: Разместить животных в свою среду обитания. Обосновать
Далее изображение лягушки и описание среды: -водоем, насекомые, солнце; -сосна, солнце, воздух; -луг, трава, солнце; -океан, планктон, вода. Задание: определить среду обитания лягушки, после лягушка заменяется дятлом, зайцем.
П: Как видим, у каждого животного своя среда обитания и нельзя поместить лягушку например на пальму, потому что у нее другая среда обитания и там ей будет некомфортно.
VII. Подведение итогов, рефлексия и домашнее задание
Цель: способствовать формированию рефлексии
Вопросы для подведения итогов: Давайте подведем итог. Что такое экология? Для чего важно ее изучение? Кто дал первым определение экологии? Кто занимается изучением экологии?
П: если мы будем с вами заниматься изучением экологии – то тоже становимся исследователями. И будем учиться понимать, как надо относиться к природе бережно. Что значит бережно? Поэтому предлагаю создать свой клуб «Юных экологов». Что в нем мы будем делать?
У: исследователи, ученые. Если мы это изучаем и интересуемся этим вопросом, то кто мы? Исследователи, если что-то новое откроем – то можем стать учеными..П: Скажите, ну вот мы исследуем… узнаем новое… а дальше что? Для чего это?
У: чтоб применять полученные знания на практике.
П: И мы как исследователи должны понимать, что и в какой последовательности происходит? Рассмотрим схему. Кто может ее объяснить?
У: Для чего мне нужны знания по экологии? Я узнал после удивился и задумался и повторил.

Раз уж мы исследователи, то у нас должен быть клуб. Назовем его Юные экологи. И если у нас есть клуб, то предлагаю вместе разработать и принять правила клуба. Для этого. Вы дома – каждый подумает и запишет в тетради исследования Правила клуба, после мы выберем и примем их вместе. Договорились? Задание понятно?
У: Да.
П: Всего доброго. Жду вас на следующем занятии.