Пояснительная записка к интерактивному занятию-деловой игре Эксперты


П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
к интерактивному занятию – деловой игре «Эксперты».
Автор: преподаватель профессионального цикла дисциплин
ГБПОУ ТСиТ №29 Антонова Татьяна Анатольевна.
Интерактивное занятие – деловая игра «Эксперты» разработана как урок технологии, а также может быть использована как вводный инструктаж (45 мин) к уроку производственного обучения (6 час) в группах швейного отделения: водный инструктаж предусматривает повторение пройденного материала и объяснение и закрепление нового с показом приемов выполнения.
Игра проводится в музее Техникума сервиса и туризма №29 «История русского костюма от древнеславянского до современного» для группы обучающихся.
Тема занятия: Обработка низа подкладки юбки.
Вид занятия : Интегрированное, интерактивное занятие - деловая игра.
Тип занятия: комплексное применение знаний и умений.
Форма проведения занятия : групповая
Основание цели занятия: формирование целостной мыслительной деятельности на основе межпредметных и внутрипредметных связей для более эффективного накопления и применения знаний.
Междисциплинарные связи:
Технология швейных изделий – классификация швов, технологические способы обработки низа швейных изделий, технологические схемы обработки узлов;
Материаловедение – виды, назначение, свойства швейных материалов, ниток, фурнитуры.
Конструирование швейных изделий – силуэтный ряд одежды, модельные особенности.
Внутридисциплинарные связи:
Обработка низа юбки – для последующих уроков по теме – обработка низа блузы, обработка низа рукавов, изготовление изделий по региональному заказу ( постельное белье, кухонные комплекты, сувенирная продукция, рабочая одежда).
Цель занятия: выработка умений самостоятельного применения ранее полученных знаний, осуществление переноса их в новых условиях.
Изучаемые элементы: краевые швы, способы обработки низа изделий в различных видах одежды.
Продолжительность занятия: 45 минут .Материально-техническое обеспечение: экспонаты музея (исторические костюмы), проектор, презентация к уроку, манекены, образцы-эталоны отшитых изделий (фартук, ночная сорочка, халат) и отшиваемого изделия (юбка).Задачи занятия и раздаточный материал отражены в Технологической карте занятия.
Структура занятия:
Организационный момент.
Целеполагание и мотивация.
Повторение и актуализация опорных знаний.
Применение знаний (упражнения):
В знакомой ситуации (типовые),
В измененной ситуации (конструктивные),В новой ситуации (проблемные)Рефлексия (подведение итогов урока).
Информация о задании на урок производственного обучения.
Особенностью занятия является вынос организационного момента
(5 мин) за рамки учебного времени (45 мин) с целью сохранения эффекта неожиданности, т.к. обучающиеся приходят на обычный урок, готовясь к привычной работе, но получают «Приглашения в музей», и необходимо время для перемещения группы.
Занятие в музее исторического костюма проводится для повышения мотивации к освоению профессии, закрепления, углубления и систематизации знаний, полученных на спецпредметах и уроках производственного обучения, при этом музейные костюмы не только играют роль наглядного материала, но и служат источником новых знаний (задача игры – выявить способ обработки низа подкладки отшиваемой юбки с помощью изучения способов обработки низа юбок и платьев музейных костюмов, и обосновать свой выбор).
Уже на этапе получения Приглашения в качестве экспертов у обучающихся повышается интерес к предстоящей деятельности, а возможно и самооценка. В музее им разъясняют, что обучаясь, они уже накопили определенный багаж знаний, который и позволит им выступить в качестве экспертов (стимулирование ответственности за выполняемую работу). Обстановка в музее способствует разнообразию учебной деятельности, творческому и эстетическому воспитанию подростков, осознанию значимости своей профессии.
На занятии поддерживается высокая интенсивность деятельности обучающихся (стимуляция и развитие мыслительной деятельности). Работа на занятии может идти немного на опережение уровня развития и активности отдельных обучающихся КРО, но игровая форма занятия и коллективная работа в подгруппах (взаимопомощь) способствует «сглаживанию» отставания и появлению желания «подтянуться».
Предусмотрено несколько форм организации деятельности обучающихся: викторина (повторение пройденного), тестирование (контроль усвоения материала), коллективное обсуждение проблемных вопросов, игровая - организация работы в подгруппах экспертов (элемент коллективного соревнования, взаимоконтроль), индивидуальная работа с музейным костюмом (самоконтроль), коллективное обсуждение достигнутых результатов (рефлексия), определение целей дальнейшей работы (мобилизация на выполнение практической части на уроке производственного обучения). Форма подведения итогов интерактивного занятия разработана таким образом, чтобы выявить как можно больше достижений обучающихся во время деловой игры. В процессе занятия фиксируется как индивидуальный результат работы каждого обучающегося, так и коллективный результат работы каждой из подгрупп. Но главным является общий результат работы всей группы, который позволяет определить «класс» работы экспертов , что безусловно формирует понимание значимости индивидуального вклада каждого участника деловой игры в общий результат.
Деловую игру «Эксперты» возможно применять для закрепления и обобщения знаний по другим темам производственного и теоретического обучения на уроках профессионального цикла дисциплин.