Конспект урока биологии 6 класс: Бесполое размножение растений

МОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»







Конспект открытого урока
по биологии в 6 классе

Теме: «Бесполое размножение. Органы размножения».
Практическая работа: «Вегетативное размножение комнатных растений».





Подготовила: учитель биологии
Животкевич Н.Н








2008 – 2009 учебный год

Цель урока: Внедрение активных  форм обучения.


Задачи: А) Образовательные  задачи:
сформировать знания о  бесполом размножении,  о вегетативном размножении,  об особенностях  бесполого  размножения, его значении в обеспечении преемственности  между поколениями, о непрерывности жизни на Земле,
Б) Развивающие задачи:
уметь сравнивать между собой способы  бесполого размножения, рост и развитие организмов, обосновывать биологическое значение всех способов  бесполого размножения, связи организма со средой обитания;
В) Воспитательные задачи:
формировать умения применять полученные знания на практике соблюдать правила проведения наблюдений  за различными способами размножения  растений в природе и на пришкольном участке, проводить экологическое  воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности  популяций, путей регулирования, убеждённости в материальном единстве органического мира на основе установления универсальности процессов митоза.
























Этапы урока
Хроно
мет
раж
Деятельность учителя

Прогнозируемая деятельность учащихся

этап
Организационный момент














этап:
Проверка д/з





А)
индивидуальная работа



Б) тестирование

























В) проверка (взаимопроверка)



3 этап:
Повторение









Систематизация знаний и связь повторения с новым материалом.







































4 этап:
Сообщение темы урока и объяснение нового материала:



































































































































5 этап:
Практическая работа.















































6 этап:
Закрепление









Самопроверка.

7 этап:
Подведение итогов:

Выставление и комментирование оценок.


8 этап:
Домашнее задание:

Объяснение самостоятельной работы учащихся, которую они выполняют дома.

1мин




















5 мин
























































4 мин










































10 мин



























































































































































5 мин
























































3 мин













1мин







1мин








- Здравствуйте ребята. Садитесь.
- Дежурный, сообщите, пожалуйста, имена отсутствующих и готовность класса к уроку.
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой темой, поработать над повторением и выполнить практическую работу.
- Девиз урока: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать  воедино  разрозненные факты». Д. Хевелси.

- А пока давайте вспомним тему, с которой познакомились на прошлом уроке.


- Сейчас мы проверим, как вы усвоили данную тему, проведем тестирование.
- Пока мы отвечаем на вопросы тестов, Бабичев С. получает катрочку по данной теме и работает индивидуально.
Тесты:
1.Размножение - это:
А) воспроизведение себе подобных.
Б) способность реагировать на изменения в окружающей среде.
2. Способы размножения организмов:
А) половое
Б) бесполое
В) почкование
3. Биологическое значение размножения:
А) увеличение числа особей, перенос наследственной информации
Б) непрерывный рост и развитие
4. Какой способ размножения более эффективный:
А) бесполое
Б) половое
5. Для каких организмов характерно бесполое размножение:
А) простейшие
Б) человек
- А теперь поменялись тетрадями с соседом и проверяем правильность написания тестов, Сергей сдает мне свою работу.

- Сейчас я вам предлагаю поработать над повторением. Разгадаем кроссворд, в котором будут использоваться ранее изученные понятия.
Кроссворд:
Способность организмов реагировать на изменения в окружающей среде?
2.Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям?
Одна из самых маленьких органоидов клетки?
Корневая система с недоразвитым главным корнем?
Расположена в центре стебля, образована клетками основной ткани?
Зачаточный побег?
Органы дыхания рыб?
8. Процесс получения организмами веществ?
9.Система, регулирующая связь сложноорганизованных животных с окружающей средой?
10.Выведение из организма конечных продуктов обмена?
11.Лист прикрепляется к стеблю с помощью?
- Ключевое слово - размножение.


- Тема сегодняшнего урока:
«Бесполое размножение. Органы размножения».
На зелёной лужайке, На полянке в лесу, В огороде на грядке И на клумбе в саду: Одуванчик лекарственный, Клубника огромная, Сирень пахучая, Роза колючая, Мать и мачеха раннецветущая, Яблоня, плоды дающая. Собрались не напрасно:
Жить им стало так опасно, И заспорили меж собой, Как им род продолжить свой?

- Сегодня мы должны ответить на самый главный вопрос: Как растения, не имеющие органов передвижения, смогли распространиться по земному шару?
- В бесполом размножении участвует только 1 родитель, образуется два идентичных организма, происходит без образования половых клеток и последующего их слияния.
- Теперь давайте рассмотрим формы бесполого размножения:
а) деление
б) почкование
в) спорообразование
г) вегетативное размножение
-Рассмотрим форму бесполого размножения – деление на примере эвглены зеленой.
- Этот процесс начинается с деления ядра, оно вытягивается, принимает продолговатую форму, затем делится, они отходят друг от друга, в цитоплазме образуется перетяжка, которая делит материнскую особь на две одинаковые дочерние особи.
- Следующая форма бесполого размножения – почкование, на примере гидры.
- Летом на теле гидры образуется почка, постепенно она увеличивается в размерах, у нее появляются щупальца, рот, потом гидра отрывается от материнского организма.
- Одна из самых распространенных в природе форм бесполого размножения – спорообразование, рассмотрим на примере мха Кукушкин лен.
- Спора – это особый тип клетки с очень плотными оболочками.
- Образуются споры в спорангиях, при благоприятных условиях высыпаются из них.
- Растения способны размножаться частью своего тела или слоевища. Такое размножение называется вегетативным.
- Способы вегетативного размножения:
а) отводками (полегающий побег, который укореняется в местах соприкосновения с почвой).
Например: смородина, крыжовник.
б) черенками (отрезная часть побега с почками, способная к укоренению)
Например: Циперус, Традесканция.
в) Луковицами
Например: Тюльпан, Чеснок, Лук, Гиппеаструм, Аспидистра, Эухариус.
г) Клубнями
Например: Картофель, Азамия.
д) Корневищем
Например: Ирис
е) Прививкой (на здоровом дереве делается надрез коры и туда помещается веточка данного растения с почкой, плотно перевязывается)
Например: Яблоня, Груша
ж) Усами (Земляника)

- Ну, а теперь переходим к практической деятельности и выполним практическую работу, которая носит оценочный характер.
- На дом вам было дано задание оформить вводную часть нашей работы.
- Итак, какова её тема?
- Какова её цель?

- Какое оборудование для выполнения практической работы вам понадобится?
- Итак, ход работы:
1) Возьмите в руки лист Бегонии и ножницы, отрежьте часть листа.
2) Возьмите горшок с землей, стакан с водой. Слегка увлажните почву.
3) С помощью стеклянной палочки сделайте в горшке с землей углубление и погрузите в него часть листа.
4) Обложите палочкой землю вокруг черенка, чтобы не было пустот.
5) Накройте стеклянным сосудом и поставьте в теплое и хорошо освещаемое место.
- После проделанной работы мы должны сделать вывод:
« Мы познакомились на практике с бесполым видом размножения с помощью вегетативного органа – побега».
- Для закрепления нашей темы, мы поиграем с вами в «Биологическое лото».
Вам даны карточка с рисунком, на котором изображены способы вегетативного размножения, вы должны наложить на них фишки с названиями.
- А теперь проверяем.
- Что нового вы узнали на уроке?


- Открываем дневники и записываем д/з:
( параграф 8), в тетради ответить на вопросы в разделе Подумайте! Стр. 132
- Урок окончен, можете быть свободны.




Учащиеся усаживаются за парты, успокаиваются и настраиваются на работу.









2 слайд










Ответ учащихся:
« Биологическое значение размножения. Виды размножения».



Ребята готовят тетради к работе.




Работа с карточкой.













































Проверка работы соседа и ее оценивание.















Разгадывание кроссворда.

3 слайд

( раздражимость)



( ткань)



(лизосома)


(мочковая)




(сердцевина)



(почка)

(жабры)

(питание)



(нервная)






(выделение)




(черешка)









Открытие тетрадей, запись числа, темы урока.
4 слайд


5слайд































6 слайд
Запись в тетрадь.










7слайд

















8 слайд























9слайд



















10 слайд
демонстрация гербария










Запись в тетрадь.






Рассмотрение под микроскопом движения спор Кукушкиного льна.




Запись в тетрадь
11слайд








12 слайд
Запись в тетрадь


13 слайд












14 слайд
Демонстрация цветка






15 слайд
Демонстрация комнатных цветов, луковица чеснока и лука.





16 слайд
Демонстрация клубня картофеля.







17 слайд




18 слайд












19 слайд



















20 слайд
( Вегетативное размножение комнатных растений)
(сформировать умение размножать растения с помощью вегетативных органов.


21 слайд
( горшки с землей, стеклянные палочки, сосуд с водой, лист бегонии, ножницы, пустой сосуд)




22 слайд





23 слайд





24 слайд







25 слайд















26 слайд

Запись вывода.






Дети выполняют задание





27 слайд









28 слайд



( Познакомились с бесполым размножением организмов, способами вегетативного размножения растений)


29 слайд




Открывают дневники и записывают д/з