Конспект урока биологии в 10 классе на тему: Размнжение. Бесполое размножение.


Вдовкина О.В., учитель биологии
МОБУ «Буранная СОШ им. полярного исследователя Г.Е. Лазарева»
Соль-Илецкого района, Оренбургской области
Предмет: биология
Класс: 10
Учебно-методическое обеспечение: Биология. Общая биология. Базовый уровень: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений/ В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред.акад. РАЕН, проф. В.Б.Захарова.- 7-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2011 г.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Размножение. Бесполое размножение.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3
Место урока в системе уроков по теме: глава «Размножение», урок №1
Цель: - формирование представлений о формах бесполого размножения
Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания учащихся о размножении организмов,
- рассмотреть особенности бесполого размножения с цитологической точки зрения,
- научить давать характеристику разным типам бесполого размножения, объяснять его преимущества и недостатки,
- создать условия для организации работы учащихся на разных этапах урока, в том числе с применением ИКТ.
Развивающая: - продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы с учебником, выделять главное и формулировать выводы;
Воспитательная: - формировать научное и практическое мировоззрение у учащихся для применения этих знаний в практике.
Планируемые результаты деятельности:
Личностные (ЛР):
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве (работа в паре и группе);
-саморазвитие и самообразование.
Метапредметные (МПР):
Познавательные УУД - ориентироваться в учебной книге, работать с разными источниками информации (учебной книгой, презентацией, текстами из дополнительной литературы);
-уметь составлять схемы для решения учебной задачи;
-устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, делать выводы
Регулятивные УУД- целеполагать под руководством учителя;
-уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные УУД
- коммуникация как сотрудничество, работа с соседом по парте: распределение работы между собой и соседом, выполнение своей части работы, взаимопроверка;
-принимать мнения одноклассников.
Коммуникативная - способность личности к речевому общению и умение слушать, задавать вопросы и формулировать ответы, обсуждать проблемы, комментировать и оценивать высказывания.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, видеоматериалы, презентация.
Тип урока: комбинированный
Форма урока:
Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы на уроке : проблемный метод, частично-поисковый, дискуссия, методика критического мышления.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний.
Используя знания, полученные в курсах ботаники, зоологии и анатомии, физиологии человека, продолжите рассказ, ответив на все вспомогательные вопросы.
« Каждую секунду на Земле гибнут десятки тысяч организмов. Одни от старости. Другие из-за болезней, третьих съедают хищники… Мы срываем в саду цветок, наступаем случайно на муравья, убиваем укусившего нас комара, ловим на озере щуку. Каждый организм смертен, поэтому любой вид должен заботиться о том, чтобы его численность не уменьшалась. Смертность одних особей компенсируется рождением других…».
1.Что такое размножение? Какое значение имеет?
2.Что лежит в основе размножения живых организмов?
3.Какие основные типы размножения свойственны всем живым организмам, обитающим на Земле? В чем принципиальное отличие этих двух типов? Слайд № 5
- Жизнь на Земле существует и продолжается во времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – способности к размножению или самовоспроизводству.
- Все перечисленные вами способы размножения относятся к двум формам размножения: бесполому размножению и половому размножению. Это тема нашего урока, запишите в тетрадь.
Слайд 2 – тема урока: «Размножение. Бесполое размножение».
Изучение новой темы.
Размножение. Формы размножения.
(работа с учебником, запись схемы и определения в тетрадь, просмотр видеоматериала №1).
2747010164465001613535135890 Формы размножения
Бесполое Половое
Бесполое размножение, его особенности.
В размножении учувствует один организм. Новая особь развивается из одной или нескольких соматических клеток, является его абсолютной копией. Потомство особи является клоном.
(рассказ учителя с элементами беседы, просмотр видеоматериала №1)
Способы бесполого размножения в природе (работа с учебником, демонстрация видеоматериала)
Задание: пользуясь видеоматериалами, дополнительным материалом и текстом учебника (В.И. Сивоглазов и др. Общая биология 10-11 класс) опишите способы бесполого размножения
1 группа. Способы бесполого размножения у одноклеточных организмов
2 группа. Способы бесполого размножения у многоклеточных организмов
(Название способа размножения. Особенности данного способа размножения. Пример)Обсуждение, выступление групп, самопроверка
(работа в группах)
Особенности Вегетативного размножения растений. Значение вегетативного размножения для человека.
(выступление учащихся с сообщениями, просмотр видеоматериала №2)
Первичное закрепление темы (устно) (приложение №1)
Назовите номера правильных утверждений. (2,3,4,7,8,10,11)
Спорообразование характерно для гидры.  -
Зелёная эвглена размножается  путём деления клетки.  +
При бесполом размножении участвует одна особь.  +
Гермафродит - обоеполый организм.   +
Мхи и папоротники размножаются почкованием.  -
При бесполом размножении потомство генетически сильно отличается от родительских организмов.  –
Для простейших характерно деление пополам. +
Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.  +Гидра размножается только почкованием. -
Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются черенками. +
В бесполом размножении участвуют одна особь. +
Деление клетки. Митоз.
( рассказ учителя с элементами беседы, просмотр слайдов презентации)
Беседа по вопросам, которые необходимо вспомнить для изучения материала -что вы знаете о делении клетки? (деление–это жизненное свойство клетки);-что такое клеточный центр? (органоид, содержащий две центриоли, состоящих из микротрубочек);-что такое ДНК? (хранитель наследственной информации);-что такое редупликация ДНК? (удвоение молекул ДНК);-что такое хромосомы? (органоиды – носители наследственной информации); -что такое диплоидный набор хромосом? (двойной набор, характерный для соматических клеток);-что такое гаплоидный набор хромосом? (одинарный, характерный для половых клеток).В ходе беседы проводится работа по коррекции знаний. 6. Фазы митоза.
(просмотр учащимися видеоматериала №3, вычерчивают схему в тетради, заполнение таблицы)
Клеточный цикл (жизненный цикл клетки) = митотический цикл (период существования клетки от её возникновения до деления клетки или гибели)
МИТОТИЧЕСКИЙ ЦИКЛИНТЕРФАЗА-период подготовки клетки к делению Пресинтетический период синтез РНК, формирование рибосом, синтез АТФ, белков, формирование одномембранных органоидов.Синтетический период удвоение ДНК (хромосомы)состоят из 2-х хроматид), синтез белков.Постсинтетический период синтез АТФ, удвоение массы цитоплазмы, увеличение объёма ядра.МИТОЗ
Фазы митоза
Фаза Процессы
I. Профаза
1. Хромосомы спирализуются, в результате чего становятся видимыми. Каждая хромосома состоит из двух хроматид.
2. Ядерная мембрана и ядрышко разрушаются.
3. Центриоли удваиваются и расходятся к полюсам клетки
II. Метафаза
4. Хромосомы располагаются по экватору клетки, образуется веретено деления
III. Анафаза
5. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки с помощью нитей веретена деления
IV. Телофаза
6. Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспира-лизуются, формируется ядерная мембрана.
7. Исчезает веретено деления, происходит деление цитоплазмы (цитокенез). Образуются две дочерние клетки
7. Биологическая роль митоза.
Значение бесполого размножения.
Задание: пользуясь текстом учебника выделите
- преимущества бесполого размножения,
- недостатки бесполого размножения
Закрепление
Первичное закрепление универсальных учебных действий, подготовка к ЕГЭ.Выполнение тестового задания с последующей взаимопроверкой (Приложение 2).
5. Домашнее задание.
- параграф 3.4.-3.5. (Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова Общая биология 10-11 класс)
- Записи в тетради.
6. Рефлексия.
Закончите предложения
1. Какой этап урока вызвал затруднение…
2.Самым интересным для меня было…
3.Я научился…