Статья «Деятельность классного руководителя в процессе гражданско-патриотического воспитания обучающихся.»


Старцева Т.П.,
учитель начальной школы ,
МКОУ СОШ № 36,
п. Кузино , Г. О. Первоуральска.
Деятельность классного руководителя в процессе гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Это объясняется тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этих условиях не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их, объединяет. Поэтому в свете требований Федерального государственного стандарта особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. А значит, гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования гражданственности и патриотичности как качеств, представляющих совокупность социально значимых гражданских свойств личности, обусловленных особенностями, динамикой и уровнем развития общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни.
Главными задачами являются: воспитание у детей беззаветной любви и преданности Отечеству; выработка у них высокого сознания общественного долга, дисциплинированности.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Роль школы в этом плане невозможно переоценить. Работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна проводиться с учетом возрастных особенностей учащихся не время от времени, а систематически. И вестись эта работа должна уже в начальной школе.
Так как перед нами, в свете ФГОСа, поставлены цели :
«1) Ориентация на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД ,что составляет цель и основной результат образования.
2) Объектами итогового контроля и аттестации должны являться:
личностные результаты (готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к познанию, личностных качеств, системы ценностей)…»
Значит, гражданско-патриотическое  воспитание должно ориентироваться не только на любви к Родине, но и веры в себя, в собственные силы, в великие свершения наших отцов и дедов. Это любовь к каждому уголку и каждому гражданину нашей Родины. Воспитывать ребят надо на победах, а не поражениях, на созидании, а не на разрушении.
Любой классный руководитель должен спланировать ожидаемые результаты в воспитании личности, как гражданина-патриота:

Я хочу рассказать, как ведётся эта работа у нас в школе, в начальном звене.
В начальной школе задачи патриотического воспитания включают: знакомство с понятиями большой и малой Родины, получение первоначальных знаний об их истории; формирование бережного и уважительного отношения к жизни и ко всему живому; воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе; воспитание честности, чуткости, доброжелательности, сострадания, такта.
В соответствии с этим каждый классный руководитель продумывает свою работу. На заседании метод объединения учителей начальной школы мы обговариваем плановую работу: методы и формы проведения мероприятий с 1 по 4 классы.
В первую очередь патриотическое воспитание проводится на уроках, например, такой немало важный аспект, как дисциплина. Это конечно знает каждый учитель! Урок был и остается важнейшим звеном в системе воспитательной работы с учащимися. Именно на уроках должен закладываться фундамент патриотического сознания, патриотических чувств и поведения гражданина - строителя и защитника Отечества. Если в школе не будет создано должной рабочей атмосферы, не будет налажена твердая дисциплина на уроках, переменах и внеурочных занятиях, учителя никогда не сумеют решить общеобразовательные и воспитательные задачи, в том числе военно-патриотического воспитания.
Для реализации планируемой работы в данном аспекте мы используем разнообразные методы и формы работы:
На мой взгляд, одним из главных методов патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание своей Малой Родины – это краеведение. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование культурного человека .
Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей. И он в нашей школе существует. С первого класса ученики посещают музей: интересуются историей Малой Родины; жителями нашего посёлка, их участием в Великой Отечественной войне; прошлым и современным бытом. Впоследствии принимают участие в пополнении материала для музея, работают над проектами о родном посёлке и его жителях.
в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки: мужества, воинской славы, мира; встречи с ветеранами войн и Вооруженных сил, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, спортивные праздники, игровые программы.
Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.
Вот несколько мероприятий начальной школы по данной теме:
Участие детей в жизни посёлка «Литературная композиция к 100-летию п. Кузино»

КТД детей и взрослых праздник русского фольклора: «На завалинке»


Участие в спортивно-массовом мероприятии «Лыжня России» « Кросс нации»

Посещение школьного музея

Тематическая неделя в начальной школе «Богатырская наша сила».

Надо отдать должное классным руководителям в проведении тематических недель в начальной школе. Это большая, кропотливая работа. Каждая неделя включает в себя:

В конечном итоге, получается интересный, познавательный праздник. В этом году мы проводили неделю « Славим защитников Отечества»

Очень важно отметить работу в проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности учащихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.  Хочу показать несколько проектов по данной теме:

Говоря о взаимодействии классного руководителя с детским классным коллективом, важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:
- сохранение школьных традиций: приглашение отцов, ветеранов на классные часы, поздравления их с праздниками, оказание посильной помощи;
- развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий;
- поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло;
- участие классных руководителей в разнообразных школьных делах;
- активное привлечение родителей и родственников учащихся.
При планировании различных мероприятий учитываются интересы ребят и их желание участвовать. И как результат, в проведении масштабных работ учащиеся принимают активное участие. Такая работа не только воспитывает ребят духовно, она и сплачивает, делает их дружными, честными, справедливыми.
Я уверена, что разносторонняя живая работа классных руководителей оставит глубокий след в душах наших детей и воспитает чувство гордости к героическим деяниям предков и их традициям. И мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые форма работы с подрастающим поколением.