Конспект урока по окружающему миру В царстве грибов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»
Кунгурского района Пермского края





Урок по окружающему миру (3 класс)
по теме: «В царстве грибов»
УМК «Школа России»







подготовила
учитель начальных классов
Курочкина Татьяна Викторовна



с. Калинино
2016 г.
Тема: В царстве грибов.
ЦЕЛЬ: 1. Создание условий для определения учащимися видов групп грибов (съедобные, несъедобные, грибы-паразиты, микроскопические грибы).
2.Формирование усвоения новых знаний.
3. Формирование УУД:
- КОММУНИКАТИВНЫЕ: работа в группах, построение речевых высказываний, согласованность действий с партнёрами, планирование учебного сотрудничества.
- ЛИЧНОСТНЫЕ: умение любоваться красотой окружающего мира, умение соблюдать установленные правила в природе, бережное отношение.
- РЕГУЛЯТИВНЫЕ: самоконтроль, самооценка, прогнозирование, выявление объектов исследования.
- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: умение классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение наблюдать, обобщать, выделять существенное, делать выводы, использовать полученные знания в практической деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ: схема «Строение гриба», таблицы групп грибов, рисунки, картинки грибов, пластилин, картон, цветные карандаши, Красная книга, атлас - определитель, коллекция «Съедобные и несъедобные грибы», выставка книг, образцы грибов из папье – маше, пословицы, корзинка.
Ход урока.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И проверь сейчас дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
2.Сообщение темы и цели урока.
Кто сидит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы –
Нет под шапкой головы.
Угадайте, что это?
Верно, это гриб. Что интересного заметили в классе? А какова будет тема занятия? Какие бы вы поставили перед собой цели урока?
А скажите: Верите ли вы, что грибы есть съедобные и несъедобные? Верите ли вы, что грибы – это растения, а не что – то другое? Верите ли вы в то, что плесень – это тоже грибы? А как вы думаете: может ли гриб съесть дерево, есть ли у грибов царь, что грибы – это растительное мясо, что грибы лечат? А ещё сегодня должны много – много интересного, разного узнать про грибы. Как вы думаете грибы чем – то полезны для людей? А знаете ли вы, чем грибы размножаются? Что такое мицелий? Итак, обо всём по порядку. Сегодня говорим о грибах.
3.Повторение изученного материала.
- Скажите, ребята, какая бывает природа?
- Что относится к живой природе? Назовите признаки живой природы.
- А как вы думаете, к какой природе отнесём грибы? Почему?
Грибы к растениям мы отнести не можем, хотя они питаются и растут, и дышат. Но это не растения, а живые организмы, напоминающие растения. Грибы выделяют в отдельное царство. Они представляют собой тонкие нити, не состоящие из клеток.
4. Работа по теме урока.
Из истории.
Грибы – это загадочный и до сих пор не изученный мир живых организмов. Самые первые организмы на нашей планете. Грибы развились на Земле около млрд. лет назад. Царство грибов насчитывает до 1,5 млн. видов. Первые упоминания о грибах можно найти в египетской и греческой филологии, когда называли грибы «пищей богов». У нас на Руси и в Европе большими знатоками и ценителями грибов были служители церкви: монахи, священники, просто верующие. Они готовили с грибами сытные блюда.
Рассказ о грибах.
Грибы – это удивительнейшие предметы из живых существ. Существует 120 тысяч разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов, более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Эти особые организмы играют важную роль в жизни людей и леса. Несмотря на сравнительно небольшой видовой состав среди грибов есть «съедобные» и смертельно «ядовитые», микроскопическая «плесень», грибы-паразиты и хищники, даже есть грибы – золотые самородки и многие другие. Некоторые грибы могут достигать больших размеров (дождевик до 5 кг), а некоторые (дрожжевые грибки) различимы только под микроскопом.
Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу.
Из чего состоит гриб? (картинка).
Как вы думаете, из чего состоит гриб? Ваши мнения. То, что мы называем грибом, на самом деле по-научному называется плодовым телом – это видимая над землёй часть. Состоит из шляпки и ножки. Под землёй находится грибница, а по-научному это мицелии. Плодовые тела вырастают за считанные часы и живут не долго, так как мы их срываем, срезаем, а грибница остаётся в земле и на этом месте снова вырастает гриб.
Части гриба – показ на плакате на доске.
Практическая работа. Дети работают в парах, вылепляют на картоне части гриба.
Многие грибы очень дружат с определёнными деревьями, кустарниками, обычно селятся под ними, так как грибы сами не вырабатывают питательные вещества и берут их от деревьев, а деревья в свою очередь при помощи грибницы всасывают из почвы воду и соли. Так грибы и деревья помогают друг другу.
Сегодня к нам пришли гости из разных лесов (выступления детей). (Дети выходят в костюмах грибов, о которых рассказывают).
БЕЛЫЙ ГРИБ.
Смотрите, вот я, белый гриб,
Грибной военачальник!
К атласной шапке лист прилип,
Пожухлый и печальный.
Я – белый гриб, гриб №1. Ещё беловик, жатник, коровяк. Лучшими считаются белые грибы, выросшие в елово – берёзовых лесах. Грибы из соснового леса имеют более рыхлую мякоть и не так ароматны. Растёт с июня по октябрь. Встречается чаще группами. Гриб крупный, его масса может достигать 2 кг. Почему его так назвали? Потому что после сушки грибы остаются белыми. Цвет шляпки зависит от типа леса, например: в сосновом лесу шляпка тёмно- коричневая, а в лиственном светлая, желтоватая, в дубовом – слегка бурая (в дубовом лесу белый гриб растёт только летом). Самый ценный в пищевом отношении гриб среди всех других. Гриб имеет около двух десятков форм. Хорош как в жареном, свежем, сушёном виде, так и в маринованном. А ещё его называют боровик за любовь к сосновым рощам, дубовым и берёзовым рощам.
ПОДБЕРЁЗОВИК.
Лета первая примета:
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке.
Раз расту я под берёзами, значит, вы догадались: я подберёзовик. Ещё называют: берёзовик обыкновенный, обабок , черныш, черноголовик. Встречается в берёзовых или смешанных с берёзой лесах. Растёт чаще всего на полянах и опушках. По обочинам лесных троп и на пригорках. Появляется с конца мая и растёт до поздней осени. Пригоден для всех видов переработки. Во время сушки чернеет, в маринаде буреет.
МУХОМОР.
У меня нарядный вид.
Но я очень ядовит.
Я сигналю всем в округе –
Брать меня не надо в руки.
Яркий, будто светофор,
Называюсь.( Мухомор).
Мухомор – ядовитый гриб, его яд действует через два часа, вызывает боль, человек может умереть. Красив. Но для людей – отрава. Мухомор – мух, морить, погибель для мух, если приготовить из него настой. Но иногда и лечебный, пища для лосей.
ОПЯТА.
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Опята растут по всей лесной зоне, на деревьях, пнях, корнях, буреломе. Собирают с конца августа до устойчивых осенних морозов. Годятся для жарки, варки, засола, маринования. Опёнок самый вкусный гриб в жареном виде и в супах. После рыжиков и груздей – вкусный в маринаде и засоле.
ПОДОСИНОВИК.
Я родился в день дождливый
Под осинкой молодой.
Круглый, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой.
Что за гриб я такой?
Это гриб №2 после белого гриба. Его ещё называют: осиновик красный, красноголовик, обабок. Часто встречается как одиночно, так и группами в лиственных мелколесьях, сырых тенистых осинниках, а также в смешанных лесах. Растёт чаще рядом с берёзой, осиной, реже с дубом, тополем, сосной, елью. Собирают с середины июня по октябрь. Цвет шляпки зависит от типа леса: в чистом осиннике шляпка – красная, или тёмно-красная, в тополевых лесах – серая, в смешанных лесах шляпка оранжевая. Используют, как и белый гриб: сушат, маринуют, варят. Во время сушки чернеет. Этот гриб дружит с осинами и растёт под ними.
ЛИСИЧКИ.
Ходим в рыженьких беретах,
Осень в лес приносим летом,
Очень дружные сестрички –
Золотистые..( лисички).
Встречаются в светлых хвойных и лиственных лесах, со слабым травянистым покровом, растут семьями, редко одиночно. Собирают с июня по октябрь. Используют в свежем виде, для засола, маринования и сушки. В переработке гриб практически не меняет свой цвет. Назвали их так, потому что растут семейками, а семейка издалека кажется рыжей как лиса или лисёнок. А ещё назвали за хитрые повадки как у лисы, так как они всё прячутся.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА.
Есть старуха вредная,
На ней шляпка бледная,
А нога в ботинке.
На чулке пестринки,
Вокруг ворота –
Пораспорото!
Кто к ней прикоснётся,
Никогда не проснётся (бледная поганка).
Похожа на шампиньоны. Это страшный гриб: небольшой его кусочек, попавший в суп или жаркое, способен вызвать сильнейшее, порой даже смертельное отравление. В мякоти этого гриба обнаружено несколько токсичных вредных веществ.
-Как вы думаете все ли эти грибы съедобные, или есть какие-то ещё? Что услышали? (Далее повесить плакат, где изображены съедобные и несъедобные грибы, а детям задать вопрос).
Оказывается, есть не только съедобные и несъедобные грибы, а есть и ещё грибы – паразиты. В начале урока я вам задала вопрос: «Верите ли вы, что гриб может съесть дерево?» Так вот это и есть грибы – паразиты. Яркий представитель – гриб-трутовик (трутень живёт за счёт других). Они захватывают совершенно здоровое дерево и живут за его счёт, или же могут поселиться на ослабленных, больных деревьях, ускоряя их гибель, а есть ещё и грибы санитары – очищают лес от гнилых деревьев (рассмотреть рисунок гриба в энциклопедии «Мир леса с. 36, а так же дать рассмотреть настоящий гриб).
А правда ли что ещё мы грибы используем даже в тесто? Вы в это верите или нет? А кто может сказать, что это за грибы?
Есть грибы и не в лесу:
В тесте, в пиве и квасу.
Что это за грибы? (дрожжи).
Это действительно грибы, только их называют грибки. Не только съедобные грибы приносят пользу, но и микроскопические, они очень малы, и рассмотреть их можно только в микроскоп, некоторые виды грибков очень полезны. Значит: дрожжи – это грибок, который добавляют в тесто для того, чтобы оно стало пышным и мягким. Особый грибок ещё используют для того, чтобы из молока сделать кефир и простоквашу. Но есть и опасные двойники (показ иллюстрации из книги о грибах опасных двойников).
Есть на свете и такие грибы, которые, как и животные, и растения являются редкими, их очень мало. Мы с вами знаем, что всё редкое оберегает Красная книга, вот некоторые экземпляры из этой книги, посмотрите.
ПОКАЗ КРАСНОЙ КНИГИ И ГРИБОВ ИЗ НЕЁ ( решёточник красный, сетконоска сдвоенная и многие другие, которые сейчас ещё увидите и рассмотрите сами ). Самостоятельно смотрят атлас-определитель. Затем работают в печатной тетради, используя цветные карандаши.
Работа в группах.
Изучите эти строчки, соедините правильно кусочки.
Ка-ро-мас-ле-еж-вик,
Нок-под-ос-вол-ры-ка-жик,
Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо,
Нуш-ик-ин-пе-нок-ов-о.
Что у вас получилось? Названия каких грибов? (Волнушка, опёнок, подберёзовик, сыроежка, рыжик, лисичка, подосиновик, маслёнок).
А это съедобные грибы или нет? Где они растут или с кем дружат?
Физкультминутка (игра «Волнушка»).
На лесной опушке, (маршировать)
Где жила кукушка, (присесть, куковать)
Вырос гриб-волнушка – (встать)
Шляпка на макушке (показать шляпку).
Дождик шёл, дождик шёл, (мах руками)
Вышел на опушку, (маршировать)
Наклонился и нашёл
Круглую волнушку (наклониться вперёд и подбирать грибы).
Мокнет у волнушки
Шляпка на макушке,
Солнце шло, солнце шло,
Вышло на опушку (маршировать),
Пригляделось и нашло
Мокрую волнушку (руки сделать ко лбу и посмотреть вдаль).
Сохнет у волнушки
Шляпка на макушке (мах руками).
Наша Даша в лес пошла, (маршировать)
Наша Даша гриб нашла (наклониться, поднять гриб и покружиться вокруг себя).
Вот и нет волнушки
На лесной опушке (развести руками в стороны)!
Творческое задание.
Сейчас вы попробуете сочинить небольшое стихотворение, но не простое , а стихотворение – синквейн (пятистрочие). Стих про грибы. Это такое стихотворение, где количество слов в каждой следующей строке увеличивается на одно слово. Раздаю вам карточки, где написано задание.
1 строка – название (имя существительное) – 1 слово
2 строка – описание предмета (прилагательное) – 2 слова
3 строка – действия (глагол) – 3 слова
4 строка – чувство (фраза или правило) – 4 слова
5 строка – повторение, обобщение сути – 1 слово.
(Например: гриб
вкусный, съедобный
растёт, прячется, сидит
самые вкусные и полезные или (будь осторожен и умён)
царство (или природа)
Ребята, а в чём как вы, думаете, по отношению к грибам нужно проявлять осторожность? Высказывания детей: съедобные или несъедобные, а ещё в правильности сбора грибов. Правила сбора грибов обсудить с детьми, выслушать их мнения и предложить по карточкам прочитать правила:
- не брать незнакомые грибы;
- отличать съедобные от несъедобных, так как есть грибы двойники;
- нужно аккуратно обрезать ножку не повредив грибницу;
- собирать грибы в корзину, лукошко, а не в пакет, так как в пакете они быстро испортятся.
5. Итог. Собери гриб (на разрезанных частях гриба написаны задания).
Ребята, давайте попробуем подвести небольшой итог нашего занятия. Ответим на некоторые вопросы по занятию и увидим, что у нас получится (гриб разрезан на части нужно собрать, ответив на вопросы).
- Какой гриб назван также как и лесной зверь? (лисичка)
- С каким деревом дружит подосиновик? (осина)
- Какие звери лечатся мухоморами? (лоси)
- Есть ли у грибов царь и если есть, то назовите его? (белый гриб)
- Какие лесные звери запасают грибы на зиму? (белка)
- Как в народе раньше в старину называли суп из грибов? (губница)
Что у вас получилось? Какой он? С чем связан? Где растёт? Съедобный или нет?
6. Рефлексия. Самооценка, самоконтроль, контроль.
- Какое задание больше всего понравилось?
- Удалась ли работа в парах, группах?
- А что за гриб-паразит был у нас сегодня в гостях, что о нём узнали?
- С каким настроением вы уйдёте с урока, что вам захочется сделать дома?
- Что вы унесёте с собой домой, какие знания?
7. Дом. задание.
Разделимся на группы, и каждая группа получит своё задание. А что бы на группы разделиться, нужно из корзиночки взять жетоны с цифрами и определить номер своей группы.
1группа – найти описание гриба, про который говорят, что он «на вес золота», очень редкий и дорогой. А ещё его называют «золотым самородком». Что за гриб, дать название (ТРЮФЕЛЬ).
2 группа – найти название гриба, который лечит людей от различного вида бактерий, болезней и его до сих пор успешно используют в медицине (ПЕНИЦИЛЛИН).
3 группа – сочинить из данных строчек стихотворение в газету. Строчки даны вразброс, нужно восстановить правильную последовательность.
- Шляпки наши разноцветные
- Грибники для нас – гроза!
Как увидят нас, не мешкая,
А сырыми не едят.
Ах, какие мы заметные
Собирают всех подряд
Всем бросаются в глаза
Называют сыроежками.
( Правильное: Шляпки наши разноцветные
Всем бросаются в глаза
Ах, какие мы заметные
Грибники для нас – гроза!
Как увидят нас, не мешкая
Собирают всех подряд
Называют сыроежками,
А сырыми не едят).
А ещё хотелось спросить, что необычного сегодня вы заметили в классе? (Везде развешаны по классу пословицы о грибах).
Пословицы.
-Иди в лес с хорошим грибознатцем – с ним лукошко будет полным.
- Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке.
- Выдранный с землёй гриб – навек погиб.
Срезанный под корешок – даст приплода мешок.
- Всякий гриб берут, да не всякий в кузов кладут.
- Где вырос гриб – там его и берут.
- Возле леса жить – голодному не быть.
- У съедобных опёнков на ноге кольцо из пелёнок, а у ложных опят, ноги голые до пят.
- Кто в грибах знает толк, того они на опушке встречают.


Используемая литература.
1.Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса (ч.1). – Москва: Просвещение, 2010
2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – Москва: Просвещение, 2009
3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – Москва: Просвещение, 2009
4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. – Москва: Просвещение, 2009
5. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс (ч.1)
6.Надеждина Н. Полное лукошко. – Детгиз: 1957
7.Сокровища Пермского края. – Пермь: Книжный мир, 2005
8. Энциклопедия Мир леса, 2009
9. Энциклопедия Я познаю мир, 1998










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15