Конспект урока по окружающему миру «В царстве грибов»


Предмет: окружающий мир (комбинированный урок).
Тема: «В царстве грибов».
Продолжительность: 40 минут.
Класс: 3в класс.
Цель: дать представление о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи:
Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов как отдельного царства природы, их значение в природе и жизни человека.
Развивать внимание, память, мыслительные операции (анализ, синтез)
Воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира, осознание ценности всех живых существ в природе, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование.
Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2007, мультимедийный проектор, экран, иллюстрация леса с корзинкой для грибов, рисунки и муляжи грибов

Для учащихся: схема для заполнения у каждого, план исследования по одному на группу, учебник «Мир вокруг нас» под ред. А.А.Плешакова, зеленые и красные кружки для самооценки.
Предварительная подготовка: в качестве домашнего задания на предыдущем уроке дети должны повторить дома признаки растений и животных, их отличия.
Ход урока.
Организационный момент
- Друг к дружке повернулись
Друг дружке улыбнулись,
Затем все подтянулись,
Обратно улыбнулись,
Теперь тихонько сели
И принялись за дело.
Проверка домашнего задания:
- Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. А в какое, вы узнаете чуть-чуть попозже. Чтобы его совершить, надо вспомнить о царствах природы.
- Дома вы должны были вспомнить признаки растений и животных. Перед вами на парте лежит таблица. Работать будем в парах.
У некоторых «Растения», а у других «Животные». Сейчас пары поработают и заполнят каждая свою таблицу, в соответствии с планом исследования. Группа, которая закончит первая, выступит, а другие группы с такой же таблицей будут дополнять. Если возникнут трудности, можете полистать учебник и рабочую тетрадь.
План исследования:
Внешний вид, типичные для представителей царства части тела.
Чем могут питаться? Могут ли самостоятельно вырабатывать питательные вещества?
Могут ли передвигаться самостоятельно?
Какие условия нужны для роста и развития?
- Что мы уже узнали о растениях? (слайд 1)
- А что мы знаем о животных? (слайд 2)
- На уроке эти таблички нам понадобятся.
Постановка проблемы.
- Приведите примеры растений и животных с указанием групп.
- А в какое царство вы отнесете следующих жителей нашей планеты?
И на горке, и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы) (слайд 3)
– растения или животные.
Обоснуйте свой ответ. (слайд 4) - по щелчку появляется вопрос.
- Вы высказали разные мнения, но не смогли их доказать.
Может, вы хотите что-то спросить у меня? (К какому царству относятся грибы?) (слайд 5).
- Вот на этот вопрос мы и найдем ответ сегодня на уроке.
Знакомство с новым материалом
- Итак, мы отправляемся в путешествие, в гости к грибам.
Закройте глазки, опустите руки, сделайте вдох, выдох.
Откройте глаза и мы очутились в царстве грибов, в лесу.
Это место где растут грибы. (слайд 6, 7)
Чтобы зайти в лес надо вспомнить, как надо вести себя в нём.
(Ответы детей)
- Молодцы, ребята! Я, надеюсь, вы их будете помнить не на словах, а на деле.
А вот и первый гриб, который нас встречает. Он снял шляпку, кланяется нам. Давайте его рассмотрим.
- Что есть у гриба? (слайд 8 – шляпка, ножка, грибница)
- А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба под землей? (грибница)
- Вот грибница – это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовое тело. Ученые насчитали на Земле около 100 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.
- У вас на партах лежат детали гриба. Соберите из них гриб и подпишите, как называется каждая часть.
(практическая работа)
- А пока вы подписывали, гриб, который нас встретил, рассказал мне интересные сведения о своих сородичах.
- Из шляпки и ножки состоят ШЛЯПОЧНЫЕ ГРИБЫ – они похожи на зонтик (слайд 9).
Давайте познакомимся поближе: белый гриб (слайд 10-11), подосиновик (слайд 12-13), лисички (слайд 14-15), подберезовик (слайд 16-17), шампиньон (слайд 18-19), опята (слайд 20-21), сыроежки (слайд 22-23), груздь (слайд 24-25).
- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. Посмотрите на такие необычные грибы – трутовик, дождевик, бокальчики, чага, рогатик, зубной гриб (слайд 26).
Существуют удивительные грибы (слайд 27): звездообразный гриб, который прозвали Сигарой дьявола, является одним из самых редких грибов в мире. Он также известен под именем звезда Техаса и был найден только в центральной части Техаса, в двух отдаленных местах Японии, и последний раз в горах Нары. Сигара дьявола представляет собой темно-коричневую сигарообразную капсулу, которая принимает форму звезды, когда раскрывается, чтобы выпустить споры. Интересный факт – это единственный гриб, который производит свистящий звук, выпуская споры.
Бородатый гриб - этот гриб, который похож на лапшу или помпон, известен под многими именами: Гриб Гривы Льва, Бородатый Гриб-Зуб, Гриб Ежа и т.д. Он является съедобным. В дикой местности эти грибы произрастают в конце лета и осени на мертвых древесинах, особенно американском Буке.
Но есть еще и ядовитые грибы, которые опасно употреблять в пищу. При отравлении звоните 03!(слайд 28-29) Давайте посмотрим, какие грибы являются ядовитыми. Бледная поганка (слайд 30), мухомор (слайд31), ложные опята (слайд 32), желчный гриб и сатанинский (слайд 33).
- Давайте посмотрим, какие еще существуют грибы.
Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень редко. (слайд 34-35)
- Найдите среди них шляпочные и назовите их.
- Подумайте, на растения или животных похоже внешнее строение гриба?
- А давайте теперь попробуем найти ответ на вопрос, заданный вами в начале урока.
- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя». Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)
- Так что нужно грибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная среда)
- А какие еще живые существа нуждаются в тепле и влаге для хорошего роста и развития? (растения)
- А давайте вспомним (слайд36), что еще нужно растениям для хорошего развития? (свет)
- Для чего растениям нужен свет? (Под действием света растения вырабатывают питательные вещества)
- А грибам свет не требуется, они могут расти даже в темноте. А раз им не нужен свет, то что их отличает от растений? (Они не вырабатывают питательные вещества сами)
- И какой вопрос тогда возникает? (Чем же тогда питаются грибы?) –Вспомните, где любят расти грибы? (на старых гнилых пнях, плесень растет на старых пищевых продуктах).
- Давайте прочитаем учебник на странице 118. Как же питаются грибы? (они всасывают соли из почвы, но сами не производят питательные вещества)
- Если грибы не производят питательные вещества сами, значит они не растения, но может тогда они животные?
- Посмотрите, что мы вспомнили о животных в начале урока, загляните в таблички.
- Можно ли сказать, что грибы – это животные? (Грибы питаются солями из почвы, как растения, и останками живых существ, как животные, но они не производят питательные вещества сами и не могут передвигаться).
- Вот вы и ответили на вопрос, почему грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. У них есть признаки и растений и животных, поэтому грибы выделены в отдельное царство.
- Итак, сделаем вывод, почему грибы относятся к третьему царству природы? – слайд 36 (по щелчку появляются признаки грибов, а затем схожие признаки растений и животных с грибами по щелчкам парно меняют цвет)
4. Физминутка Ой, подул ветерок, чувствуете?
Давайте встанем и подышим лесным воздухом
«Ветер»… А теперь пособираем грибы
«Грибы» Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (разводят руками)
Раз - грибок, два – грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
- Тихонько садимся, а грибы продолжаем собирать:

5. Игра “Съедобный, несъедобный”
- Сейчас я проверю хорошие ли вы грибники. Я загадываю загадки о грибах, вы отгадываете, снимаете гриб и кладете в корзинку.
(На доске висят две картины. На одной картине изображение леса с грибами, на другой – корзина.)
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ...
(Боровик.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Я в крепкой шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту,
Зовусь я...
(Подосиновик.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Не спорю – не белый,
Я братцы, попроще
Расту я обычно в березовой роще.
(Подберезовик.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке горошки.
(Мухомор.)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке,
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички,
Золотистые …(лисички)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсит.
А называют бледной...
(Поганкой.)
У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его не украсит.
Ты не трогай этот гриб,
Учти – он очень ядовит,
Не бери его с полянки,
Не нужны тебе… (поганки).
– Те грибы, которые лежат в корзине называются (Съедобными). А те, что оставили в лесу называют (несъедобными)
6. Сообщения о грибах-паразитах
– Грибы – паразиты наносят большой вред лесному хозяйству, садам, разрушая древесину деревьев.
В коре дерева появилась рана при поломке веток споры грибов – паразитов попадают в раны и прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Спустя несколько лет после заражения дерева грибницей гриба – паразита на коре появляется плодовые тела, с нижней стороны которых, в мелких трубочках создаются споры.
К ним относится гриб – трутовик. Самый большой гриб обнаружен в США, его вес 136 кг.
В Англии продолжает расти трутовик размером более 4 м в окружности.
– Еще к грибам – паразитам относится гриб – спорынья.
Он поражает злаковые культуры, превращая здоровые зерна в черные, ядовитые рожки. Зерна пшеницы вызывают отравления организма человека и животных. Средневековые рукописи рассказывают нам о вспышках страшной болезни уносившей порой не меньше людей, чем чума и холера. У заболевших людей начиналась гангрена, конвульсии. Сейчас отравления хлебом встречаются редко благодаря хорошей очистке зерна.
7. Сообщения о плесневых грибах и дрожжах
- А вот это – грибы-карлики (слайд 37). Они очень-очень маленькие, но очень нужные человеку. С помощью дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают молоко, а из плесневых грибков добывают пенницилин – это очень нужное лекарство.
– Плесневые грибы очень малы, их можно рассмотреть только под микроскоп. Таков гриб – мукор. Образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.
Размножается мукор спорами. Споры разносятся ветром. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу.
Есть еще один плесневый гриб, это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.
Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.
– К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.
8. Рубрика “Лесная аптека” [2] (слайд 38)
– Из этих сообщений вы узнаете какую пользу приносят грибы человеку.
1-й ученик. Березовый гриб (чага) растет на стволах берез и достигает крупных размеров. Это твердые наросты черного цвета. Внутренняя часть коричневая. Гриб проникает внутрь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. В народной медицине применяют настои из плодов тел как внутреннее средство при тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях.
2-й ученик. Мухомор красный растет по всей территории России. Ножка белая, шляпка ярко-красная, иногда оранжевая. Белыми пятнами. Чаще всего мухомор используют для истребления мух и клопов. Но настойку гриба применяют при радикулите. Из-за сильной ядовитости при обращении с мухомором следует соблюдать осторожность.
3-й ученик. Чайный гриб. Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии, Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, при склерозе у пожилых людей, при простудных заболеваниях и ангине.
9. Экологическая служба
– А сейчас перед вами выступит будущий эколог. Он нам расскажет, какие нужно проводить мероприятия по охране грибного царства.
Количество грибов с каждым годом уменьшается. Чтобы это предотвратить, надо грибникам не разрушать грибницы, не нарушать мох, который образуется в течении многих лет. Грибы надо срезать ножом или выкручивать. Ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомые грибы, ядовитые. Если вы сорвали гнилой гриб, его нужно раскрашивать и выкинуть, споры вылетят и прорастут и появятся новые грибы. Ядовитые грибы не сбивай – ими лечатся животные.
10. Итог урока
Солнце стало ниже сосен,
Мы едва корзину носим,
В ней уже давным – давно,
Преполным-полным полно!
Начала спадать жара,
Нам домой идти пора.
- Закройте глазки, опустите руки, сделайте вдох, выдох.
Откройте глаза и мы очутились в классе.
– Путешествие по царству грибов подошло к концу.
Помните правила будущего эколога и выполняйте их.
С какой темой познакомились на уроке?
Что нового узнали
- Если вы довольны тем, как работали на уроке, если вам было интересно, покажите зеленый кружок, а если вам не понравилось, вы чего-то не поняли, покажите красный.
И пожелание всем любителям грибов: будьте внимательны при сборе!